Понятие, функции и структура государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, функции и структура государственного бюджета



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра э кономической теории и истории экономических учений

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Экономика

На тему: Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

 

 

Студентка

 

МИНСК 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

1.Государственный бюджет – главный финансовый план страны………..5-16

1.1 Понятие, функции и структура государственного бюджета…………..5-7

1.2 Бюджетный процесс и его этапы………………………………………8-16

 

2. Доходы и расходы государства…………………………………………17-27

2.1 Характеристика и структура доходов государственного бюджета…..17-19

2.2 Классификация доходов государственного бюджета…………………19-21

2.3 Характеристика и структура расходов государственного бюджета...21-23

2.4 Классификация расходов государственного бюджета……………….23-27

2.5 Проблема сбалансированности бюджета Республики Беларусь…….27-29

 

3. Государственный бюджет РБ……………………………………………30-33

3.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь....33-34

3.2 Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь..34-36

 

Заключение………………………………………………………………...37-38

Литература…………………………………………………………………39

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

Прежде всего, государственный бюджет – это главный финансовый план страны, в котором отражаются основные доходы и расходы государства. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность для осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание социальной сферы, аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, поддержки некоторых отраслей хозяйства и другие нужды, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет играет большую роль в государственном устройстве страны. Во-первых, он создает финансовую базу функционирования государства. Средства, которые содержатся в бюджете, направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы), т.е. именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.

Во-вторых, роль бюджета заключается в том, что он является центральным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определенные возможности всем звеньям финансовой системы совершать определенные маневры при использовании денежных средств, с учетом определенных приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов.

В-третьих, бюджет позволяет решать государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи.

Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, функций и структуры государственного бюджета в целом и его составляющих, а именно доходы и расходы государства; а также рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь, проблемы его сбалансированности и анализ доходов и расходов белорусского государства.

При написании курсовой работы использовались:

· законодательные и нормативные материалы, относящиеся к изучаемой теме;

· учебники, учебные пособия, освещающие понятие бюджета, основные характеристики доходов и расходов государства;

· периодическая литература, статьи, публикации из периодических изданий, освещающие изучаемую тему.

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ГЛАВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СТРАНЫ

Республиканский бюджет

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий

Местные бюджеты

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Так же существуют:

· вышестоящий бюджет – бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.

· нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы.

· консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей территориально – административной единицы.

· консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.

· консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет.

· чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Все основные принципы организации бюджетной системы закреплены в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь». В соответствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» необходимо утвердить республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 40342173851,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851,0 тыс. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.

Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В общем виде государственный бюджет представляет собой ежегодную смету доходов и расходов государства, т.е. государственный бюджет состоит из двух частей: доходная и расходная.

Доходная часть представляет собой перечень источников дохода, поступление денежных средств с указанием каналов поступления и общей суммы дохода за определенный период.

Доходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении предусматриваются по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов.

В расходах государственного бюджета, как в зеркале, отражается экономическая и социальная политика государства, его методы управления общественными процессами. Поэтому при внешнем сходстве бюджетов разных стран (в одной формации и периоде) их структура расходов и содержание существенно отличается.

Расходы республиканского и местных бюджетов предусматриваются при их утверждении по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансированности. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами, т.е. имел место профицит. Однако очень часто расходы превышают прогнозируемые поступления и затем мобилизированные доходы. В таком случае возникает дефицит бюджета.

Что касается Республики Беларусь, то ее бюджетное устройство основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

 


Литература

1 Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету/ «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»//Минск, 2007

2 Макроэкономика, под редакцией М.И. Плотницкого, Москва 2002

3 Курс экономической теории, под редакцией М.И. Плотницкого, Минск 2005

4 Тарасов В., Чернявская О.Государственный бюджет и механизм дотаций в переходный период к рынку // Финансы, учет, аудит. – 1994. --№7.—С. 62 - 70.

5 Государственный бюджет. Учеб. пособие / Заяц Н.Е, Ханкевич Л.А, Со-рокина Т.В и др. Под общ. Ред. М.и Ткачук. – Мн. Выш. Шк., 1995г

6 Костюк В.Н. «Макроэкономика», курс лекций. – М.: «Центр», 2004.

7 Закон о бюджете Республике Беларусь на 2004, 2005 и 2006 год.

8 Бюджетный процесс в Республике Беларусь/ Сорокина Т. В. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 298 с.

9 Государственные финансы: Учебное пособие/ Под ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с. – Библиогр.:

10 Образкова т./ Государственные расходы и бюджетная система// Национальная экономика газета – 2003. – 25ноября - №9. – с. 1,4.

11 Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.

12 Сорокина Т.В.Бюджетный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: БГЭУ, 2000. – 298 С.

13 Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория. – Мн.: БГЭУ.1997.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Закону Республики Беларусь

«О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Закону Республики Беларусь

«О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к Закону Республики Беларусь

«О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра э кономической теории и истории экономических учений

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Экономика

На тему: Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

 

 

Студентка

 

МИНСК 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

1.Государственный бюджет – главный финансовый план страны………..5-16

1.1 Понятие, функции и структура государственного бюджета…………..5-7

1.2 Бюджетный процесс и его этапы………………………………………8-16

 

2. Доходы и расходы государства…………………………………………17-27

2.1 Характеристика и структура доходов государственного бюджета…..17-19

2.2 Классификация доходов государственного бюджета…………………19-21

2.3 Характеристика и структура расходов государственного бюджета...21-23

2.4 Классификация расходов государственного бюджета……………….23-27

2.5 Проблема сбалансированности бюджета Республики Беларусь…….27-29

 

3. Государственный бюджет РБ……………………………………………30-33

3.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь....33-34

3.2 Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь..34-36

 

Заключение………………………………………………………………...37-38

Литература…………………………………………………………………39

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

Прежде всего, государственный бюджет – это главный финансовый план страны, в котором отражаются основные доходы и расходы государства. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность для осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание социальной сферы, аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, поддержки некоторых отраслей хозяйства и другие нужды, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет играет большую роль в государственном устройстве страны. Во-первых, он создает финансовую базу функционирования государства. Средства, которые содержатся в бюджете, направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы), т.е. именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.

Во-вторых, роль бюджета заключается в том, что он является центральным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определенные возможности всем звеньям финансовой системы совершать определенные маневры при использовании денежных средств, с учетом определенных приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов.

В-третьих, бюджет позволяет решать государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи.

Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, функций и структуры государственного бюджета в целом и его составляющих, а именно доходы и расходы государства; а также рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь, проблемы его сбалансированности и анализ доходов и расходов белорусского государства.

При написании курсовой работы использовались:

· законодательные и нормативные материалы, относящиеся к изучаемой теме;

· учебники, учебные пособия, освещающие понятие бюджета, основные характеристики доходов и расходов государства;

· периодическая литература, статьи, публикации из периодических изданий, освещающие изучаемую тему.

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ГЛАВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СТРАНЫ

Понятие, функции и структура государственного бюджета

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.

Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Бюджет (от древнефранцузского слова «бужетт» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени.

Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Что же касается государственного бюджета, то в самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Если же исходить из его экономической сущности, то государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств.

Бюджет выполняет следующие функции:

а) распределительную, т.е. через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода

б) контрольную, т.е. движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать

в) регулирующую, т.е. изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику

г) финансирование социальных программ

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Содержание и структура бюджета зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные, национальные особенности страны; к объективным относятся государственное устройство, политика правительства, внешняя экономическая ситуация и др.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств (Франции, Великобритании) централизована и состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных государств включает три звена: наряду с государственным и местными выделяются бюджеты штатов (США), кантонов (Швейцарии), земель (германия) и т.п.

В государствах с развитой рыночной экономикой функционируют многоуровневые бюджетные системы, специфика формирования которых заключается в самостоятельном формировании бюджетов различных уровней власти: центрального, регионального и местного. Они образуют базу для консолидированного бюджета страны, представляющего собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет включает: центральный бюджет (федеральный, республиканский), бюджет государственного социального страхования, региональные бюджеты территорий (штатов, кантонов, земель, провинций), местные, муниципальные бюджеты административных групп – областей, районов, округов, городов)

Государственный бюджет составляет заблаговременно, и вноситься на утверждение правительству. В случае, если правительственные расходы равны доходам, бюджет считается сбалансированным; если правительственные расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.048 с.)