СЕМИНАР 2. Психология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕМИНАР 2. Психология личности



Цель: Осмыслить значение понятий "личность", "развитие", "воспитание", "формирование"; рассмотреть структуры личности и основные теории личности; показать роль наследственности, среды, воспитания и индивидуальной активности.

План и ход занятия.

1. Психологическая информация (современные теории личности).

2. Проверка теоретических знаний (выполнение дидактического теста №1).

Основные понятия темы: личность, индивид, индивидуальность, социализация, формирование, воспитание; структуры личности; движущие силы развития личности; основные факторы, влияющие на развитие личности.

Вопросы для обсуждения

1. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование одной и другой позиции?

2. Каково влияние внешних условий и собственной активности человека в его психологическом становлении как личности?

3. При каких условиях влияние социализации на личность будет эффективным?

Задание для самостоятельной работы:.

1. Проанализировать стадии развития личности по Э. Эриксону.

2. Решение проблемы нормы и патологии в развитии личности.

3. Причины и пути решения проблемы "асоциальная личность"

4. Подготовьте 2-3 реферата по рассматриваемым темам (по согласованию).

Литература:

1. Абульханова К. А. Деятельность и психология личности. - М, 1980.

2. Бодалев А.А. Психология личностью. - М., 1988.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1987.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2003.- С. 470-510.

5. Немов Р.С. Психология. - М., 1999. Кн.1. - С. 335-372.

6. Психология и педагогика, Под ред. А.А. Радугина. - М, 1999. Тема 5.

 

СЕМИНАР 3. Познавательные психические процессы (4 часа)
Цель:
дать понятие об ощущении, восприятии, внимании, их видах и свойствах, рассмотреть теории, виды памяти, воображения и мышления, их физиологические механизмы и показать их роль в психической деятельности. Познакомиться на практике с основными приемами развития внимания, памяти, воображения и мышления.

План занятия

1.Психологическая информация (Роль и виды чувствительности у человека; законы и загадки зрительного восприятия человека).

2. Проверка теоретических знаний:

- понятие, классификация ощущений, их характеристика;

- сравнительный анализ физиологических основ восприятия и ощущения;

- восприятие и его особенности, классификация восприятий;

- виды и свойства внимания;

- теории памяти; виды памяти; общая характеристика процессов памяти;

- понятие о воображении, физиологические механизмы воображения;

- мыслительные операции и виды мышления; понятие об интеллекте.

Практические задания и упражнения:

1. Определите, почему ощущение, восприятие и память называются сенсорно-перцептивными процессами. Выясните функции сенсорно-перцептивных познавательных процессов.

2.Рассмотрите особенности и виды ощущений как отражения действительности в ее отдельных свойствах, а восприятия как целостного образа. При этом обратите внимание на отличие их свойств: у ощущения это модальность, чувствительность и пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия; а у восприятия - целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность. В изучения феномена восприятия немаловажным является выделение апперцепции, а в ощущениях ознакомление с основным психофизическим законом. Для более лучшего понимания изучаемых феноменов познакомьтесь с различными концепциями исследования ощущения и восприятия.

3. Исследование проблемы памяти предполагает изучение механизмов и закономерностей функционирования процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Понимание их психических феноменов дополняется анализом различных концепций памяти, раскрывающих психологический, физиологический и химические уровни ее протекания.

4. Раскрытие проблемы памяти предполагает изучение ее зависимости от работы анализаторов, включенности сознания, видов деятельности и других детерминант. Охарактеризуйте на этой основе виды памяти и определите условия ее развития.

5. Исследуйте особенности своего внимания. При этом помните, что не существует комплексной методики, выявляющей все ее виды и свойства одновременной. Каждая из них направлена на выделение лишь одного аспекта этого явления: преобладания и зависимости от включенности сознания, того или иного анализатора, его устойчивости, концентрации, распределения, переключения, объема. Ваша задача познакомиться с методиками диагностики этого феномена (равно как и других), научиться правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты, и, исходя из этого научиться давать рефлексивную оценку собственному личностному росту.

6. Исследуя особенности своих видов и процессов мышления, обратите внимание на его опосредованность, обобщенность, социальную обусловленность, связь с речью, целенапраленность. При выборе методик для исследования видов мышления помните о их зависимости от возраста и взаимосвязанности. Сочетаются между собой также и индивидуальные особенности мышления, так что высокая степень проявления одного предполагает и высокий уровень другого. К ним относятся: широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

7. При изучении особенностей воображения необходимо сказать, что на современном этапе недостаточно объективных методик эмпирического исследования этого явления. Поэтому отдельно обратите внимания на виды воображения и механизмы синтезирования образов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование, типизация.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называют высшими познавательными процессами?

2. Что относится с сенсорно-перцептивным познавательным процессам? Почему они так называются?

3. Чем они отличаются друг от друга?

4. На каком основании выделяются виды ощущений?

5. Какие свойства и закономерности ощущений вам известны? Какова их роль в жизни человека?

6. Определите специфику восприятия?

7. Из каких процессов состоит память? Как они протекают? От чего зависит их работа?

8. Что можно положить в основу деления памяти на виды? Перечислите их.

9. Назовите основные мыслительные операции и формы мышления.

10. Как взаимосвязаны мышление и воображение?

 

Литература:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов н / Дону, 1999. С.93-114.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. С.107-326.

3. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.164-282.

4. Немов Р.С. Психология. – М., 1997. – Т.1. С.165-334.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. пед. учеб. зав. – М., 1998. С.408-410.

6. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с.

7. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995 С.203-261.

 

Вопросы к зачету:

1. Особенности психологии как науки.

2. Предмет изучения психологии.

3. Основные этапы развития психологии.

4. Представления древних философов о душе.

5. Понятие методов. Классификация методов исследования.

6. Характеристика основных методов психологии.

7. Характеристика вспомогательных методов психологии.

8. Основные направления психологии. Их краткая характеристика.

9. Гештальтпсихология как направление в психологии, характеристика.

10. Фрейдизм и психоанализ как направления в психологии, их характеристика.

11. Характеристика бихевиоризма как направления в психологии.

12. Основные положения гуманистической психологии.

13. Когнитивная психология.

14. Общая психологическая характеристика деятельности.

15. Основные понятия психологической теории деятельности. Структура деятельности.

16. Психические явления и их классификация.

17. Общее понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений.

18. Общая характеристика восприятия.

19. Основные свойства и виды восприятия. Предмет и фон в восприятии.

20. Общая характеристика памяти.

21. Основные виды памяти.

22. Забывание как процесс памяти, закономерности забывания.

23. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

24. Общая характеристика мышления как психического процесса.

25. Классификация мышления. Формы и виды мышления, их характеристика.

26. Характеристика мыслительных операций. Понятие интеллекта.

27. Общая характеристика речи.

28. Развитие речи в филогенезе. Физиологические основы речи.

29. Основные виды речи.

30. Понятие внимания. Виды внимания.

31. Основные характеристики свойств внимания.

32. Общая характеристика волевых действий.

33. Эмоциональная сфера личности, функции эмоций

34. Психические состояния и их характеристика.

35. Понятие о типах темперамента.

36. Психологические особенности типов темперамента. Характер как система отношений человека. Психологическая структура характера

37. Проблема соотношения характера и темперамента.

38. Задатки и способности, их развитие в процессе формирования личности.

39. Количественная характеристика способностей, уровни их развития. Качественная характеристика способностей и их структура.

40. Межличностные отношения и конфликты.

41. Конфликт: сущность, стороны, объекты и стадии развития.

42. Психология малой социальной группы. Сущность, виды, характеристика, возникновение и развитие малой социальной группы.

43. Лидерство и стиль руководства и управления малыми группами.

44. Влияние групповых норм на личность: статус в группе, конформность и нонконформность.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. -СПб.: Питер, 2005. -583с.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 688с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007.–363с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций /В.Г.Крысько.-3-е изд. -М.: Омега-Л,2005.-336 с.

5. Психологический словарь/ Под. Ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.; «Астрель». АСТ, Транзиткнига, 2004. – 479с.

Дополнительная литература:

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339с.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. -271с.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МПА, 1995. -209 с.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М.: МГУ, 1976. – 142с.

10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956. - 51с.

11. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 460с.

12. Психологические исследования: Проблемы формирования личности профессионала /Под. ред. В.А. Бодрова. - М: ИП РАН, 1991. - 124с.

13. Психология и педагогика/ Под ред. Крылова А.А. - М.: Академия, 1998. - 627с.

14. Психология и педагогика/ Сост. Радугин А.А. - М., 1999. -254с.

15. Рубинштейин С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720с.

Периодические издания по курсу:

Журналы:

1. Вопросы психологии

2. Психологический журнал

3. Психологическая наука и образование

4. Психология обучения

Газеты:

5. Психологическая газета

 

Интернет-ресурсы

- http:www.gnpbu.ru – научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

- http:www.go-psy.ry – «Психологическая поморщь и консультирование»

- http:www.gumer.info Библиотека Гумер - гуманитарные науки

- http:www.imaton – Институт практической психологии

- http:www.koob.ru/э лектронная библиотека

- http:www.psyonline – «Психотерапия и консультирование»

- http:www.sciencedirect.com: база данных мультидисциплинарного характера включает журналы по гуманитарным, социальным наукам, математике, медицине (всего 21 дисциплина).

- http:www.voppsy.ru - электронный ресурс: журнал «Вопросы психологии»


ДИСЦИПЛИНА: «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.118 с.)