Сущность, цели и задачи управленческого учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и задачи управленческого учета.



Сущность, цели и задачи управленческого учета.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для цели управления объемах. При этом руководство организации самостоятельно решает как классифицировать объекты управления и как их учитывать. Информация управленческого учета предназначена для руководства организации, является коммерческой тайной и имеет строго конфиденциальный характер. Цель управленческого учета заключается в оказании помощи управленческому персоналу организации в принятии эффективных управленческих решений.

Задачи: - подготовка достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности. Предоставление ее руководству организации в форме внутренней управленческой отчетности.

– планирование и контроль экономической эффективности деятельности организации.

- исчисление фактической себестоимости продукции (услуг, работ) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет.

- анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений.

- обеспечение контроля за наличием движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов.

- выявление резервов повышения эффективности деятельности организации.

 

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.

Существуют след различия финансового и управленческого учета:

-в зависимости от потребителей информации (для финансового учета потребителями являются внешние пользователи, для управленческого- руководители организации)

-в зависимости от целей ведения учета (для финансового учета характерно составление финансовой отчетности для внешних пользователей, а управленческий учет необходим для обеспечения процессов внутри организации)

-в зависимости от свободы выбора методов ведения учета (финансовый учет ограничен общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета, а для управленческого учета нет никаких ограничений. кроме стоимости сопоставляемой с доходами от принятия более эффективных управленческих решений)

-в зависимости от учетной системы (для финансового учета это двойная запись, для управленческого учета-четко регламентированная система)

-временной аспект (для финансового учета характерна нацеленность на прошлое, а для управленческого-нацеленность на будущее.

-временной интервал (для финансового учета- это обычный год или квартал, для управленческого учета-не существует)

-измерители (для финансового учета используются денежные измерители, для управленческого - любые)

- степень открытости информации (финансовый учет не представляет коммерческой тайны, а управленческий учет не подлежит публикации и имеет конфиденциальный характер)

-основные требования информации (финансовый учет является в большей степени точным. а для управленческого учета наиболее важной является скорость предоставления информации)

Классификация счетов

Активные: основным правилом для активных счетов является: -остаток по активному счету (сальдо начальное) всегда дебетовый (больше или равен 0), -дебетовый оборот(оборот по дебету) для активного счета означает поступление средств, -кредитовый оборот (оборот по кредиту) для активного счета означает убытие(расход) средств. –сальдо конечное у активного счета всегда дебетовое (больше или равно 0).

Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот дебетовый - Оборот кредитовый

Строение активного счета

Дт Кт
Сальдо начальное Операции по уменьшению средств
Операции по поступлению
Оборот по дебету Оборот по кредиту

 

Все счета для учета источников средств являются пассивными счетами. Эти счета являются зеркальным отражением активных счетов. Основные правила для пассивных счетов: -остаток по пассивному счету (сальдо начальное) всегда кредитовый (больше или равен 0), -кредитовый оборот (оборот по кредиту) для пассивного счета означает увеличение источников средств (капитала и обязательств), -дебетовый оборот для пассивного счета означает их уменьшение(сокращение капитала, возврат долгов, погашение обязательств), -сальдо конечное у пассивного счета всегда кредитовое(больше или равно 0)

Дт Кт
Оборот дебетовый(Операции по снижению источников средств) Сальдо начальное
Оборот кредитовый(операции по увел. средств)
Сальдо конечное

 

Сальдо конечное=Сальдо начальное + Оборот кредитовый - оборот дебетовый

 

Кроме активных и пассивных счетов используются активно-пассивные. Бывают 2-х видов: -с одностороннем сальдо (дебетовым, кредитовым), -с двухстороннем сальдо (дебетовым и кредитовым). В качестве примера счета 1 вида можно привести счет «Прибыль и убытки». в котором прибыль отражается по кредиту. а убыток-по дебету. Пример счета 2 вида-«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Когда по расчетам с разными организациями возникают одновременно и дебетовое и кредитовые обороты и сальдо. Сальдо на счетах 2 вида категорически запрещается сворачивать (т.е. остатки дебиторской и кредиторской задолженности обычно относятся к разным хозяйственным субъектам). Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов дан в плане счетов и инструкции по его применению.

Организация учета сопровождается составление записей по счетам- синтетического учета. Для руководства хоз. деятельностью и контроля за происходящим в организации хоз. процессов необходимы счета, на которых информация представлена с разной степенью детализации. Исходя из объема детализации счета бух. учета делят на 3 основные группы:

-синтетические счета

-субсчета

-аналитические счета

На синтетических счетах представлена обобщенная ин-ция об объектах бух. учета. Перечень синтетических счетов приведен в плане счетов бух. учета финансово-хоз. деятельности организации.

На аналитических счетах отражается детальная(подробная) ин-ция. К синтетическому счету 76(могут быть открыты аналитические счета по каждому дебитору и кредитору)могут быть открыты аналитические счета по каждому дебитору и кредитору.

Все аналитические счета организации открывают самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Отражение хоз. операций и процессов на синтетических счетах называют синтетическим учетом. А на аналитических счетах – аналитическим учетом.В то время как в аналитическом учете допускаются и другие показатели.

Субсчета и их назначение.

Субсчета объединяют ин-цию отдельных групп аналитических счетов, но сами в свою очередь объединяются одним синтетическим счетом. Субсчета – промежуточное учетное звено между синтетическим и аналитическими счетами. Синтетические счета и субсчета регламентируются министерством финансов РФ в плане отчетов бух учета финансово-хозяйственной деятельности организации.

Назначение субсчетов – дополнительная группировка и обобщение информации экономически однородных аналитичес ких счетов. По отношению к аналитическим счетам субсчета высту пают как сводные, т. е. они являются промежуточным (вспомогатель ным) звеном между аналитическими и синтетическими счетами.

Субсчета открываются к тем синтетическим счетам, на которых учитываются объекты с большой номенклатурой: активные сче та – «Материалы», «Животные на выращивании и откорме», «Об служивающие производства и хозяйства» и др.; активно-пассив ные счета – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Прибыли и убытки» и др.; пассивные счета – «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов и платежей» и др.

Так, к счету «Материалы» по плану счетов АПК открывается 10 субсчетов:
-сырье и материалы
-покупные полуфабрикаты и комплектующие детали конструкции
-топливо
-тары и тарные материалы
-Запасные части
-Прочие материалы
-Материалы, переданные в переработку на сторону
-Строительные материалы
-Инвентарь и хоз принадлежности
-спец оснастка, спец одежда в эксплуатации

 

Учет на субсчетах ведется только в денежном выражении, так как они собирают и укрупняют информацию аналитических сче тов, на которых могут учитываться объекты в разных измерителях.

ну у нас другое про счет материалы написано

 

Понятие и виды цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара, определяемое затратами на его производство, а также соотношением спроса и предложения на рынке.

Виды цен

Контролируемые - установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;

Неконтролируемые - в основном свободные цены;
По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют:

Временные - в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;

Установленные без ограничения срока их применения

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

RП – изменение прибыли.

Темп роста

Темп роста= П1/ П0*100%.

3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %)

Уровень каждого показателя к выручке от реализации= Пi/В*100%.

Изменение структуры

rУ=УП1 – УП0;

(уровень отчетного периода – уровень базисного периода).

Проводим факторный анализ.

Виды бюджетов

Существует два основных вида бюджета:

· Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).

· Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:

Классификация бюджетов

Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:

· Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей — объемов, прибыли, инвестиции — и позволить определить стратегию компании в части финансирования. В отличие от бюджета карта системы сбалансированных показателей является предельно детальным документом.

· Постатейные бюджеты — предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью

· Бюджеты с временным периодом — на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.

· Гибкие и статические бюджеты — находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж

· Преемственные бюджеты (имеет определённый шаблон, который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом) и бюджеты с нулевым уровнем (бюджет, который каждый раз составляется заново, т.е. с нуля)

Билет № 42 Сметное планирование

 
В организации управленческого анализа и принятия управленческих решений большое значение имеет сметное планирование и анализ исполнения сметы (мониторинг). Основные задачи сметного планирования сводятся к определению будущей цели, показателей продаж и к поступлению средств. Сметное планирование – это только часть процесса составления бизнес-плана, с помощью которого менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность фирмы, компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды. Наиболее важные подходы финансового прогнозирования можно разбить на три категории: а) прогнозные финансовые документы; б) денежный бюджет; в) бюджет текущей деятельности. 1. Прогнозные финансовые документы представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем. 2. Денежный бюджет – это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Денежный бюджет – это весьма специфическое средство для ежегодного или еженедельного планирования, представляет собой движение денег. При этом концентрируется внимание исключительно на сфере получения и расходования денежных потоков. При подготовке денежного бюджета намечается временной график получения и расходования денег. Такой график показывает период за периодом чистое влияние прогнозируемой активности на остаток денежных средств. Выбор временного графика зависит от периода фирмы и условий ее коммерческой деятельности. 3. Бюджет текущей деятельности – это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям. Бюджет текущей деятельности является внутренним документом и связан с организационной структурой компании и с системой показателей, по которым оценивается ее деятельность. Этот бюджет включает смету продаж и производственную смету. Смета продаж разрабатывается с целью показать прогнозируемую долю каждой единицы продукции в общей прибыли фирмы. Производственная смета показывает затраты на производство планируемого объема продукции. 43.Порядок составления стратегического планирования. Грамотный стратегический план – это последовательный долгосрочный обзор потенциального состояния бизнеса и экономической конъюнктуры, где должен содержаться ответ на вопрос: «Какие изменения фирма должна произвести?». Подобные планы предусматриваются в пятилетних планах, а годовые бюджеты привязываются к долгосрочным целям фирмы(организации). Причины необходимости составления стратегического планирования: 1. Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде. 2. В условиях конкуренции построение стратегии организации является одним из решающих факторов ее выживания и процветания. 3. Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна обладать адаптационными способностями. Можно выделить три основные задачи разработки стратегического планирования на примере организации: 1. Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время(определение ключевых факторов окружающей среды, экономических коммерческих, научно-технических и других тенденций развитии организации). 2. Определение основных целей и задач развития организации с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций. 3. Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития. Но главное в стратегическом плане необходимо предусмотреть следующие разделы: 1. Маркетинговый. 2. Качество товаров, услуг. 3. Ценовая политика 4. Выделение главных приоритетов развития. При составлении стратегического плана выделяют: 1. Силу и слабость с выделением трех главных достоинств вашей фирмы и трех недостатков. Если имеется возможность, необходимо дать стоимостную оценку достоинствам и недостаткам и методом отбора определить степень влияния на бизнес. 2. Организацию, где организацию расчленяют на не структурные подразделения с функциональными обязанностями, а малоэффективные подразделения необходимо сократить, расширить или перепрофилировать. 3. Маркетинг, предусматривающий долгосрочные перспективы рекламы, стимулирование сбыта, укомплектованность персоналом, новаторство, аренду, ценовую политику. 4. Финансы предусматривающие: · Оплату счетов; · Поступление от продажи; · Финансовый отчет. 5. Производство, предполагающее анализ конкурентоспособности цены, поставщиков, трудовых договоров, наличие современных технологий на основе современного оборудования, обновления ассортимента и снижение себестоимости. 6. Информацию, выявляющую слабые места, наличие квалифицированных кадров, отвечающих требованиям бизнес-процесса фирмы. 7. Управление делами (бизнесом), т.е. поиск административного таланта с выявлением слабых мест работающей команды. 8. Персонал с анализом его квалификации, содержание контрактов, наличие льгот и системы повышения квалификации.   44.Планирование и бюджетирование как функции управленческой бухгалтерии. Планирование – процесс изложения порядка действий. Он включает постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор оптимальных вариантов решения. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих затратах материальных и денежных средств и предполагаемой прибыли. Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Бюджетирование иначе просто, бюджет. Является неотъемлемой частью планирования. Бюджетирование – динамический процесс составления и реализации финансового документа. Основными этапами бюджетирования являются: 1. Анализ исполнения бюджета прошедшего периода 2. Составление бюджета на отчетный период 3. Контроль над исполнением бюджета отчетного периода 4. Анализ исполнения бюджета отчетного периода 5. Составление бюджета на следующий период   45.Сущность и требования к управленческой отчетности. Управленческая отчетность – внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам. Выбор модели управленческого учета осуществляется руководством исходя их целей эффективного управления экономикой предприятия. Для этих целей формируется управленческая отчетность, которая и является завершающим этапом управленческого процесса, осуществляемого по любой модели управленческого учета. Отчетность всегда ориентирована на внутреннего пользователя информации. Управленческая отчетность может формироваться по запросу менеджера либо представляться в виде определенных форм, удобных для целей управления. Как правило, она должна быть хорошо структурирована. Управленческая отчетность как завершающий этап учетного процесса отражает комплекс данных о деятельности организации с ее структурных подразделений. Она базируется на внешней и внутренней среде, которая оказывает влияние на размер себестоимости, цены и прибыли хозяйствующего субъекта. Основная цель управленческой отчетности – удовлетворение информационных потребностей руководителей всех уровней управления предприятием. Так как отраслевые особенности деятельности предприятий существенны и отражаются в содержании управленческих регистров, то именно они определяют содержание управленческой отчетности. Правила ее составления и содержания не регламентируются законодательно и являются делом самой организации. Однако общие принципы организации управленческой отчетности определяются следующими факторами: · Организационно-правовая форма предприятия; · Форма и вид собственности; · Организационная структура управления предприятием; · Отраслевая принадлежность; · Масштабы хозяйственно-финансовой деятельности; · Особенности организации снабженческо-заготовительной деятельности; · Методы учета и калькуляции затрат; · Особенности работы и функции каждого структурного подразделения в системе управления организацией. Управленческая отчетность требует индивидуального подхода к ее организации на каждом конкретном предприятии, но общие требования к ней могут быть сформулированы следующим образом: · Конкретность и адресность отчетов; · Оперативность и своевременность составления и представления; · Достаточность информации; · Возможность формирования специальных форм отчетности по запросу пользователя; · Многоступенчатость; · «иерархичность», что означает уменьшение степени детализации отчетов по мере повышения ранга менеджера – пользователя отчета; · Экономичность системы управленческой отчетности, т.е. затраты на формирование управленческой отчетности не должны превышать экономического эффекта от использования ее менеджерами всех уровней управления В основе формирования отчетов по уровням управления лежит принцип контролируемости затрат, что в отчете центра ответственности должны отражаться плановые и фактические показатели только по тем видам расходов, на которые может оказывать влияние менеджер данного центра. Это необходимо для организации эффективного контроля над расходованием ресурсов по местам возникновения затрат и центрам ответственности.   46. виды управленческой отчетности. Управленческая отчетность (У.О.)- это инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности компании. Управленческая отчетность –это информация, которую используют руководители, а чтобы ее использовать, у кого-нибудь спрашивают. Например, спросить управленческую отчетность можно у бухгалтера. Управленческая отчетность – внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам. Целью составления управленческой отчетности является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных показателей, позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров. Можно выделить три основных вида управленческого учета: 1. Отчет о доходах и расходах В данном отчете рассчитывается чистая прибыль, заработанная компанией в отчетном периоде. Особенностью Отчета о доходах и расходах является то, что в нем отражены доходы, признанные заработанными в текущем периоде, и затраты, которые также признаны в текущем периоде. 2. Отчет о движении денежных средств (ОДДС) В данном отчете отражается движение денежных средств организации за отчетный период. В ОДДС, рассчитанный косвенным методом, показатель чистой прибыли организации связывается с поступлениями и выплатами денежных средств. В случае расчета прямым методом в ОДДС отражаются полученные и выплаченные в отчетном периоде денежные суммы. Результирующим показателем ОДДС является чистый исходящий денежный поток, т.е. та сумма денежных средств, которая остается в распоряжении компании на конец отчетного периода. 3. Управленческий баланс Баланс является отчетом, показывающим «моментальный снимок» структуры активов и пассивов компании на отчетную дату. Из баланса компании видно, чем владеет компания (ее активы) и за счет каких заемных и собственных средств ее активы обеспечиваются. На основе баланса рассчитывают такие финансовые показатели, как показатели ликвидности и финансового рычага, оборачиваемость активов, оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности. Хотя три основных управленческий отчета предоставляют всю необходимую финансовую информацию, иногда удобнее воспользоваться специальными отчетами, которые предоставляют информацию в определенном разрезе, например, отчет по дебиторской задолженности, отчет об оборачиваемости складских запасов. Также это могут быть отчеты, в которых предоставлена не финансовая информация, например отчет о продажах в натуральном выражении. Стандартный набор управленческих отчетов выглядит следующим образом: · Отчет о продажах; · Отчет об остатках годовой продукции на складах; · Отчет об остатках незавершенного производства; · Отчет о себестоимости продаж; · Отчет о бартерных сделках; · Отчет о поставках сырья, материалов, комплектующих изделий; · Отчет о движении денежных средств; · Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности; · Отчет о материальных затратах; · Отчет о расходах на оплату труда.

 

 

 

Сущность, цели и задачи управленческого учета.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для цели управления объемах. При этом руководство организации самостоятельно решает как классифицировать объекты управления и как их учитывать. Информация управленческого учета предназначена для руководства организации, является коммерческой тайной и имеет строго конфиденциальный характер. Цель управленческого учета заключается в оказании помощи управленческому персоналу организации в принятии эффективных управленческих решений.

Задачи: - подготовка достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности. Предоставление ее руководству организации в форме внутренней управленческой отчетности.

– планирование и контроль экономической эффективности деятельности организации.

- исчисление фактической себестоимости продукции (услуг, работ) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет.

- анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений.

- обеспечение контроля за наличием движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов.

- выявление резервов повышения эффективности деятельности организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.029 с.)