Понятие налогового учета и его взаимосвязь с бухгалтерским финансовым учетом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налогового учета и его взаимосвязь с бухгалтерским финансовым учетом



Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей НО.

Система НУ организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил НУ, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения НУ устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей НО, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.

Общие черты БФУ и НУ:

1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ); 2) используемые измерители - денежное выражение (рубли); 3) обязательное документальное подтверждение хозяйственных операций; 4)«исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов; 5) пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом: Принципы: отличие заключается в том, что БУ должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции, а НУ только действующим законодательством. Ведение учета. В БУ применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в НУ отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу без прим-я счетов с использ-ем регистров НУ.

Учетная политика. В НУ изменяют учетную политику в случаях: изменения налогового законодательства и применяемых методов учета. Уч. политика для целей НУ регламентирует элементы, которые могут вызвать расхождения данных БУ и НУ, а бухгалтерский учет обращает внимание на все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом.

Способы ведения учета. Различия в ■способах начисления ам-ции, ■порядке учета затрат на ремонт ОС (НУ: в кач-ве прочих расх-в в периоде осущ-ния в размере фактических затрат; в течение неск-х отч-х периодов путем создания резерва на ремонт);

Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов) БУ Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности, Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. НУ Отсутствует вариантность способа. Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу) БУ Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. НУ Отсутствует вариантность способа. Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность. Коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность. Коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе.

Взаимосвязь БУ и НУ выражается в применении ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль орг-ций». Данным Положением установлены:

• правила формирования в БУ и раскрытия в БО информации о расчетах по налогу на прибыль;

• взаимосвязь прибыли (убытка), исчисленной в целях БУ, и налоговой базы, рассчитанной в целях НО.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете:

• суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет;

• суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога;

• суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде;

• сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных установленных законодательством правил признания доходов и расходов, состоит из постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы - доходы и расходы:

-формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;

-учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей БУ доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Временные разницы - доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Понятие основных средств, их оценка и правила учета в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, стоимость которых погашается посредством начисления амортизации.

ОС учитываются на счете 01, амортизация ОС счет 02.

Поступление ОС отражается в Дт08 Кт 60,62 и др, а затем после ввода ОС в эксплуатацию делается запись Дт01 Кт 08.

В соответствии с ПБУ 6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

По видам основные средства организации подразделяются: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Задачи БУ: контроль за сохранностью и наличием ОС по местам использования, правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия, перемещения; исчисление доли стоимости ОС в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия; достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств; определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств, контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию ОС; проведение анализа использования основных средств; получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.ПС основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации (Дт 08 Кт 75). ПС ОС, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (Дт 08 Кт 98).Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств. Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Организации могут не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей(восстановительной) стоимости путем пересчета его ПС или текущей (восстан-й) ст-ти и суммы амортизации, начисленной за время использования объекта. В последующем они переоцениваются регулярно.

Понятие, оценка и задачи учета финансовых вложений в соответствии с требованиями ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Финансовые вложения это вложения организации в активы с целью получения доп-ных доходов в виде процентов, дивидендов или прироста стоимости активов (отвлеченные средства, призванные приносить доход). Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходи-мо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям относятся: гос. и муниц. цб, цб других организаций, в том числе долговые цб, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

Основными задачами учета финансовых вложений являются: -Правильность оформления документов по учету фин.вложениям; - своевременность отражения доходов по операциям с ценными бумагами; -правильность исчисления первоначальной стоимости ценных бумаг; -обеспечение сохранности фин.вложений; правильность отражения операций по фин.вложениям на счетах бух.учета

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (сумма фактических затрат). В случае несущественности величины затрат на приобретение таких финансовых вложений, как цб, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими расходами организации в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в БУ и в БО на отчетную дату по первоначальной стоимости.

В случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация может образовать резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью (разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете и суммой снижения.) таких финансовых вложений. Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а некоммерческая - за счет увеличения расходов. В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.ьПроверка на обесценение ФВ производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения.

ФВ учитывают на активном счете 58 "Финансовые вложения", к которому могут быть открыты субсчета: 58-1 "Паи и акции"; 58-2 "Долговые цб"; 58-3 "Предоставленные займы"; 58-4 "Вклады по договору простого товарищества" и др.По Дт счета 58 отражают ФВ организации с Кт соответствующих счетов (51, 52, 10.). С Кт счета 58списывают ФВ на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Аналит учет долго- и краткосрочных ФВ ведут по видам вложений (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организации - продавцы ценных бумаг, организации - заемщики и др.), с обязательным получением данных о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.

Понятие оценочных обязательств и порядок их отражения в учете и отчетности согласно требованиям ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

Оценочное обязательство – обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Оно может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров либо в результате действий организации;

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий: а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать; б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно; в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Условные об-ва (условные активы) возникают вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации, когда существование обязательства (актива) обусловлено наступлением (ненаступлением) неопределенных событий, не контролируемых организацией.

Условные обязательства и условные активы не признаются в бухгалтерском учете, а раскрывается в пояснительной записке.

Оценочные обязательства (в отличие от условных обязательств и активов) в бухучете признаются.

Оценочное обязательство - скорее всего наступит, можно обоснованно определить его величину, но невозможно точно определить срок наступления. Условное обязательство - а) условно (возможно) наступит (может наступит, а может - нет, что зависит от внешних факторов, а не от организации); б) наступит, но сложно определить возможность или величину уменьшения экономических выгод.

Оценочные обязательства учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

В зависимости от характера обязательства его величина относится: 1) либо на расходы по обычным видам деятельности (Дт 20, 25, 26 и т. д.); 2) либо на прочие расходы (Дт 91, как, например, при формировании оценочных обязательств в отношении судебных расходов или заведомо убыточных договоров); 3) либо включается в стоимость соответствующего актива..

Объекты учета, в отношении которых ПБУ не применяется:

– заведомо убыточные договоры;

– резервный капитал и иные резервы, формируемые из нераспределенной прибыли;

– оценочные резервы;

– суммы, влияющие впоследствии на величину налога на прибыль (учитываемые в соответствии с ПБУ 18/02).

Раскрытие в отчетности.

По каждому признанному в бухгалтерском учете оценочному обязательству в бухгалтерской отчетности организацией раскрывается в случае существенности, как минимум, следующая информация: а) величина, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе организации, на начало и конец отчетного периода; б) сумма оценочного обязательства, признанная в отчетном периоде; в) сумма оценочного обязательства, списанная в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности в отчетном периоде; г) списанная в отчетном периоде сумма оценочного обязательства в связи с ее избыточностью или прекращением выполнения условий признания оценочного обязательства; д) увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты); е) характер обязательства и ожидаемый срок его исполнения; ж) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины оценочного обязательства; з) ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства, а также активы, признанные по таким требованиям в соответствии с Положением.

По каждому условному обязательству в бухгалтерской отчетности раскрывается, как минимум, следующая информация:а) характер условного обязательства;б) оценочное значение или диапазон оценочных значений условного обязательства, если они поддаются определению;в) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины обязательства;г) возможность поступлений в результате встречных требований или требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.03 с.)