Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья.



История формирования философии и общественно-исторической мысли белорусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Её зарождение связано с образованием Киевской Руси. К этому времени возникли белорусские города: Полоцк, Туров и др., ставшие экономическими и политическими центрами княжеств. Важное значение для духовной жизни Древнего Рима имело христианство (988 - гос.религия): способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы, становлению определённой системы философской мысли. Выдающимся мыслителем в расцвет Киевской Руси был Кирилл Туровский. Призывал к просвещению и "книжному почитанию. В 14-16 вв. формируется белорусская народность со своим языком. Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Распространяются работы по истории, праву, медицине, сочинения античных авторов. Особое место в белорусском Возрождении занимает Скорина -первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Основной девиз - все для науки и блага простых людей. Продолжателем Скорины во второй половине 16 в. выступил Будный. Использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру, распространение светских знаний. Религиозно-философские взгляды Будного претерпели большую и сложную эволюцию. В истории развития полит. учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан - философ и правовед, идеолог реформационного движения. Признавал существование догосуд. общества и считал, что необходимость в государстве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Сапеги. 17в. в Беларуси - период резкого усиления идейной борьбы в феодальном обществе. В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвещения.В 1840-1850гг. растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, исторического прошлого Беларуси. Начинается второе национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. В 20 в. в обществено-политической мысли можно выделить 3 направления: 1. религиозно-пол-кое; 2.марксиское; 3.национально-возрожденческое.

Период Средневековья охватывает время с V в. по ХУ1 в. Выделяют: раннее Средневековье (У-1Х вв.), Средневековье (Х-ХШ вв.), Эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.). В это время действовали факторы, которые определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности. Средневековья нельзя представить без варварской, дохристианской традиции. Особую роль играла трехчленная система разделение труда сложившиеся к XI в.: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой имидж. Добродетелью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа - доблесть; главное качество духовенства - благочестие и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души.

Носителями христианской педагогики были служители католической церкви. Идеалом выступала верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравственное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играла схоластика. Будучи универсальной философией, она преобладала в Западной Европе Х1 -XVI вв. как педагогика - подавала в стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыграл Фома Аквинский (1225/26 - 1274гг.). Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Варварские традиции более всего проявились в семейно-домашнем воспитании, при этом они окрашивались в сословный характер. В наиболее организованном виде сословное домашнее семейное воспитание широко представлено в системе: ученичества (8-10 лет) и рыцарского воспитания (аристократического).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.)