Основные исторические формы позитивистской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические формы позитивистской философии.



Позитивным является ведущее направление ф. 20 в. и познание фил. науки, которая включала совокупность различных фил. течений и школы, для котор. основным и единственным предметом анализа является научное знание. Представители – Огюст Конт, Дж. Милкь, Г. Спенсер.

Главное утверждение позитивизма является то, что подлинные научные и положительные знания о мире может быть получено с помощью методов естественных наук, т.к. естеств. науки владеют такими важными методами познания как наблюдение и эксперимент, а также опираются на бесспорные факты. Уступить место «такому позитивному знанию» должны все прежние умозрительные и бесплодные рассуждения, которые в итоге ни к чему не приводят.

Позитивно обосновали свою концепцию науки 3-я основными законами.

1. Закон трех стадий, который отражает этапы человеческого познания мира:

a. Теологический, где человек объясняет мир с помощью своих сил;

b. Метафизическая стадия, где происходит объяснение мира с помощью определения первоначал или первосущностей, которые лежат в основе всех явлений;

c. Позитивная стадия, где наука определяет то, что открытия в опыте формулируют законы и старается дать ответ на вопрос как, а не почему.

2. З. постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и познание заключаются в том, чтобы «обуздать» неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от неопирания на опыт размышлений.

3. Энциклопедический закон, который проявляется в классификации всех наук, где выделяются наиболее совершенные науки: математика, астрономия, физика, химия, физиология.

Эмпириокретицизм или ф. критического опыта (Э. Лаос, Э.Мах, Р. Венариус).

Основные принципы данного направления.

1. Пр. корреляции или координации, т.е. принцип соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания.

2. Пр. критики опыта с целью очищения его от ненужных иллюзий, выдумок и теоретических фантазий.

3. Пр. экономии мышления, котор. треб. от ученого экономии сообщ. и понимания.

Аналитическая философия.

Аналит. – рациональный стиль мышления в Евр. ф., традиционно складывался начиная с Аристотеля. Его совершенствованный способ идей и концепции след. фил.: Ф. Бэкон, Т. Боббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.

Представитель и основатель соврем. аналитич. мышления является – Г. Рассел, Б. Фреге.

А. ф. оформляется как своеобразная реакция на классич. способ философствования, т.е. как нейкое противостояние ее принципам и законам.

Аналитики выделяли в ф. прежде всего не теорию, а метод ф. анализа, и, поэтому, стремились переориентировать ф. на исследование проблемы языка и науки.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм (существование),крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель — разработать философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека — единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, «среди вещей и Других».

Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Лев Шестов,), после Первой мировой войны в Германии (, Карл Ясперс,) и в период Второй мировой войны во Франции (Габриэль Марсель, Альбер Камю, др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и в США.

Экзистенциалисты акцентируют вопрос о специфичности «человеческой реальности» как экзистенции; понимание онтологического характера ее «присутствия» в мире; философские способы обнаружения, понимания и истолкования этого присутствия.

Экзистенция — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. В современной философии, и в частности в экзистенциализме, категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого», основанному на детерминистском и аналитическом редукционизме.

Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире. Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть», он должен «делать себя», и это — «вместо того, чтобы просто быть».

Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего.

Феноминалогия.

Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывать влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, к феноменологам, можно отнести таких выдающихся мыслителей ХХ в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.

Возникновение данного направления связано с именем Э. Гуссерля, который призывает приступить к абсолютно новому началу философии, способность реализовать саму идею данной науки.

В своем произведении «Фил. как строгая наука» он утверждал, что это не попытка построить ф. по образцу естественных наук, т.к. ф. не должна и не может принимать методы др. наук. По своей сущности и в своем историческом возникновении ф. является универсальной основой и универсальной критикой любой науки и всей человеческой жизни.

 

Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.) – толкование. Рассматривается как способ систематического исследования специфики проблем понимания и истолкования. Это искусство возн. еще в античности, где оно носило священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, который не давал прямых указаний, но говорил намеками. Позднее в античной мысли традиция поиска священного смысла текста уступает место ученому толкованию. Об этом свидетельствует работа Аристотеля «Об истолковании».

В античной традиции выд. 2 различных способа истолкования текста:

1. Грамматический способ. Суть – переформулировать текст, ученый сохран. смысл старого текста.

2. Аллегорическое толкование. Священный текст обретал новый смысл в контексте мышления того человека, кто истолковывал данный текст.

В средневек. Евр. культ. иск-во истолкования применялось для объяснения священного писания, где истолкование наз. словом ЭКЗЕГЕТИКА. Однако, рассуждения об истолковании не в античн., ни в средн. века не носили систематического характера. Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в 18 в. Распростр. данный термин получил благодаря немецк. протестантск. теологу Конраду Данхауэру. Иск-во истолкования впоследствии сложилось в герменевтическое триединство.

1. Толкование теологических дисциплин,

2. Толкование юридических дисциплин,

3. Толк. филологических дисциплин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.005 с.)