Модель манипуляции, ориентированной на духовную эксплуатацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель манипуляции, ориентированной на духовную эксплуатацию



Вовлечение - совместный поиск: смысла.

Мишени - отношения между мотивами, смыслы.

Фон - привычные для адресата способы совладения со смысловой дезориентацией и заполнения смыслового вакуума.

Побуждение- актуализация существующих смыслов и ценностей, подталкивание к смысловой дестабилизации и переоценке ценностей, имитация поиска смысла.

Знаменитая фраза Остапа Бендера «А может, в этом и есть сермяжная правда?» имеет прямое отношение к манипуляциям данного вида.

К этому же виду относятся вербовки в свои ряды, которые проводят всевозможные религиозные секты. Это заведомо манипулятивные религии, ибо они заставляют человека поверить в собственное несовершенство. Они вселяют в него недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать потребность во внешнем руководстве собой. Основатели сект, как правило, преследуют эгоистические цели личного обогащения и властвования над людьми, поддавшимися их влиянию.

Взамен последние обретают чувство безопасности, уверенности в своем будущем и в правильности выбранного пути. Еще один пример манипуляции, ориентированной на духовную эксплуатацию адресата, дает нам следующий сюжет из воспоминаний писателя Юрия Нагибина о встречах во время пребывания в санатории с работниками службы быта и мелкими партийными функционерами:

«Наше время и строй выработали-таки новую тактику. Ее продемонстрировал мой сосед по столику, юный завстоловой из Таганрога. Он был год на партийной работе и очень на ней вырос. Он говорит своим подчиненным: «Вы живете за счет народа, который обворовываете. Так улыбайтесь за это, по крайней мере!» А еще он говорит: «Мы воруем, мы злоупотребляем, но давайте же не выходить за рамки приличия, надо и честь знать». И еще: «Все же понимают, что завстоловой не будет без мяса. Но беру я на один обед, а не на два, и люди меня уважают. Другие тащат без стыда и совести, а я так не могу, мне еще вон сколько работать! Поэтому я все делаю с умом и по совести». Вот какая теперь совесть - воровать умеренно».

Манипуляция, ориентированная на жизненные ценности и установки, в электоральном процессе связана с политическими и социокультурными мифами. Например, политический субъект стремится сформировать у адресатов убежденность в правильности предлагаемого им политического и экономического курса, либо в необходимости поддержки существующего положения.

ГЛАВА 4

ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА НЕКРИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ИНФОРМАЦИИ

Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиниться им.

Гораций.

 

Важную роль в манипулировании сознанием играют воздействия, ориентированные на некритическое восприятие информации, - внушение, заражение, подражание, слухи, приемы нейролингвистического программирования (НЛП).

Рассмотрим их.

ВНУШЕНИЕ

Внушение (вернее, восприятие внушения) является неразложимым профеноменом, основным фактором душевной жизни человека.

З. Фрейд.

Сущность внушения - это те условия, при которых влияние возникает без достаточных логических объяснений.

З. Фрейд.

 

Выдающийся отечественный физиолог В.М. Бехтерев, исследуя феноменологию данного социально-психологического явления, писал: «Внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно,

так и не намеренно со стороны влияющего лица... путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике,). [27,2].

В современных психологических словарях определение понятия «внушение,) отличается акцентами на различных свойствах этого явления. Приведем несколько типичных определений.

Внушение - воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации [80, 64].

Внушение - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии И реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта [212,57].

Внушение (суггестия) - воздействие наличность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенногосостояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности [211, 69].

В научной литературе принята следующая терминология: суггестия (внушение), суггестор (инициатор воздействия, внушающий субъект), суггеренд (адресат воздействия, т. е. лицо, являющееся объектом внушения).

В. М. Бехтерев отметил важнейшее свойство внушения: «Пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение, в общем представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать только на лиц, обладающих здравой и сильной логикой, тогда как внушение действует не только 'на них, но еще в большей мере на лиц, обладающих недостаточной логикой') [28, 170, 100, 101].

Это самый древний способ управления человеческим поведением [202, 416]. В отличие от процедур убеждения, в которых приводятся доводы и рассуждения, побуждающие человека

самостоятельно и сознательно принимать какое-то решение, суггестивные процедуры действуют в обход сознания. Они направлены на то, чтобы подчинить волю человека и принудить его к автоматическому выполнению данных ему указаний.

Обычаи, культы, ритуальные церемонии, стереотипы и стандарты поведения - все это социальные формы суггестивных процедур. Они предполагают, что их участники должны руководствоваться общепринятыми правилами («надо делать так») и не задумываться, почему и для чего нужно делать то, что они делают.

Любая агитационная реклама суггестивна, поскольку стремится нечто внушить потребителям и почти всегда существенную роль в ее суггестивном воздействии на потребителя играют вербальные, словесные средства. Словесное внушение является одним из основных орудий агитационной рекламы.

«Слово убивает», совершенно справедливо утверждает пословица. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека проклятие, пронзая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем «сглаза» можно нанести вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.009 с.)