Многообразие языковых средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие языковых средств



В моменты житейских неурядиц мы ищем совета у людей, ко­торые вовсе не являются знатоками в возникшей у нас проблеме. Нам нужны именно их «бессмысленные» утешения. Во всех этих «не горюй», «возьми себя в руки», «все образуется» и т. д. нет ни­какой полезной для нас информации, никакого плана действий. Но эти слова оказывают большое целительное действие. Имен­но звучание слов, их сочувствующая интонация.

Вообще интонация высказывания придает устной речи большую выразительность и информативность, недоступную, скажем, письменным сообщениям.

Внушаемость посредством интонаций звучащего слова — глу­бинное свойство личности, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это видно в ходе развития ребенка. В раннем детстве слова и запреты взрослых оказывают большое внушающее воздействие, и ребенку не тре­буется никаких обоснований. «Мама не велела» — это главное. Когда просвещенные родители начинают логически доказы­вать необходимость запрета, они только приводят ребенка в замешательство и подрывают силу слова. До того как ребенок начинает понимать членораздельную речь, он способен пра­вильно воспринимать «предшественники слова» — издавае­мые с разной интонацией звуки, мимику, вообще «язык тела» [111,78].

[86]

В предыдущем разделе мы уже говорили, что приказ пони­мают даже животные (при дрессировке, например).

Воздействие речи значительно усиливается, если говоря­щий пользуется всеми богатствами языка.

Чем разнообразнее и богаче словарь говорящего, тем более значительное впечатление производит речь, и, следовательно, тем она убедительнее.

Одни исследователи считают, что активный словарь совре­менного человека обычно не превышает 7—9 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тысяч слов. Сопоста­вим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи разных слов (при анализе повторяю­щиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельству­ет об исключительном богатстве словаря гениального поэта.

Имеются подсчеты количества употребленных слов у не­которых других выдающихся писателей и поэтов: Есенин — 18 890 слов, Сервантес — около 17 тысяч, Шекспир — около 15тысяч (по другим источникам— около 20тысяч), Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов.

Большое значение имеет образность речи— применение сравнений, метафор, эпитетов, аллегории, иронии, пословиц и поговорок и т. д. Правда, некоторые приемы, такие, напри­мер, как ирония, иносказание, понятны только при общении представителей одной культуры.

Нашу эмигрантку из Одессы доставили в американский суд:

— Вы обвиняетесь в том, что украли курицу.

— Нужна мне ваша курица!

Переводчик переводит судье: «Она говорит, что курица была ей очень нужна».

— В таком случае заплатите владельцу два доллара.

— Здравствуйте, я ваша тетя!

Переводчик — судье: «Она вас приветствует и говорит, что вы приходитесь ей племянником».

Об одном и том же можно сказать различными словами и всякий раз это оставит разное впечатление.

Человек пишущий или говорящий всегда вкладывает те или иные эмоции, оставляет что-то свое в переданном сообщении.

[75]

А то или иное слово, высказанное разным тоном, структура предложения могут оказывать разный эффект, вызвать различ­ные эмоции и ассоциации. «В связи с функциональной задан-ностью коммуникации (...) язык, отражая эту заданность, на­чинает видоизменяться, приспосабливаться к целям и задачам идеологического воздействия» [249, 8].

Но верно и обратное: у каждого слова есть множество зна­чений, часто принципиально различных в зависимости от кон­текста высказывания. Это характерно для любого развитого языка. Так, например, в английском некоторые слова имеют до 500 значений. Достаточно заглянуть и в словари русского языка, чтобы убедиться в многозначности многих слов. Это обстоятельство используется для манипулирования, но оно же может привести и к определенным неожиданностям.

Вспоминается одна история из жизни автора. В первый год преподавания в провинциальном вузе читаю лекцию студентам первого курса. Чтобы освежить восприятие студентами слож­ного математического материала, привел факт научной про­дуктивности французского математика Огюста Коши: «Этот математик был настолько плодовит, что только для публикации его работ был основан научный журнал...» Эти слова потонули в дружном смехе студентов. Яне сразу понял, что же их так раз­веселило. Оказалось, слово «плодовит». Студенты были из семей, близких к сельскому хозяйству, и «плодовитость» понимали в смысле принесения приплода (свиноматками, кроликами). Я же был максимально далек от этих реалий и понимал под этим науч­ную продуктивность ученого.

Несовершенство речи

Фермер рассказывает соседу:

— У меня на ферме есть чудо природы — двуногий баран!

— А!— отвечает второй фермер. — Это тот самый, что уха­живает за моей дочерью?

Многозначность высказываний

Из-за многозначности слов мы нередко попадаем в затруд­нительное положение.

Шутники не могли упустить шанса посмеяться на тему мно­гозначности употребляемых слов:

[76]

Женщина пригласила к себе в гости мужчину. Накрыла на стол, напоила коньяком и говорит ему наконец на ушко.

— Ну все, теперь ты мой...

— Ага, разбежалась! Сама мой!!!

* * *

Сидят студенты, ждут своего товарища, приговаривая:

— Хоть бы сдал на пять, хоть бы сдал на пять!.. Наконец тот прибегает радостный.

— Ну, сдал?Сколько?

— Сдал, 4.80— одна битой оказалась.

* * *

— Лейтенант Петров!

— Я, товарищ полковник!

— Хотите получить старшего лейтенанта?

— Так точно!

— Тогда вот вам сопроводительная, идите и получите стар­шего лейтенанта Сидоренко из вытрезвителя!

***

По улице идет пьяненький мужик. К нему обращается приезжая:

— Скажите, пожалуйста, как найти площадь Ильича? Он посылает ее куда подальше. Она возмущенно:

— Как вам не стыдно?! Я пожилая женщина, учительница, таких, как вы, всю жизнь учила. Неужели вам трудно ответить, как найти площадь Ильича?

— О, вы — учительница! Извините пожалуйста. Сейчас я вам скажу, сейчас вспомню и скажу. Значит, так: чтобы найти пло­щадь Ильича, надо длину Ильича умножить на ширину Ильича. Получится площадь. Помню ведь. Помню!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.023 с.)