Слабость абдурахмана Ибн исхака аль-куфи в глазах имамов - знатоков хадисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слабость абдурахмана Ибн исхака аль-куфи в глазах имамов - знатоков хадисов



1. Абу Дауд сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Ханбал назвал Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи слабым (да‘иф)». [Вот почему имам Ахмад не принял от него этот хадис, поскольку его сын Абдуллах сказал: «Я видел, как мой отец во время молитвы возлагал свои руки одну на другую выше пупка»].

2. Ан-Навави говорит в «Маджму‘» (3/313), «Шарх Сахих Муслим» и в других своих книгах: «Они (знатоки хадисов) согласны в том, что это слабый хадис, поскольку он передается от Абдурахмана ибн Исхака аль-Васити, являющегося слабым рассказчиком, как в том единодушны имамы Джарха и Та‘диля*».

3. Зайла’и сказал в «Насб ар-Райах» (1/314): «аль-Байхаки сказал в «аль-Ма‘рифа»: «Цепочка этого хадиса является шаткой, ибо она передается только через Абдурахмана ибн Исхака аль-Васити, который является лжецом (матрук)».

4. Ибн Хаджар указывает в «Фатх аль-Бари» (2/186): «Это слабый хадис».

 

*[Джарх и та‘диль — «отвод и подтверждение». «Поскольку суждение о достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в том числе выводе о честности или нечестности, точности или неточности передатчиков, улемы занимались составлением книг, в которых со ссылкой на достойных доверия знатоков подтверждения приводились такие и подобные им данные о передатчиках хадисов, что и называлось «подтверждением» (та‘диль). Кроме того, в таких книгах указывались причины, в силу которых честность, точность или память некоторых передатчиков подвергались сомнению, что также подкреплялось ссылками на знатоков и именовалось «отводом» (джарх)» (С. 127. - Прим. перев.)].

 

Что еще более делает этот хадис слабым, так это то, что он противоречит другому передаваемому хадису от Али, цепочка передатчиков которого лучше. Таковым является хадис Ибн Джарира аль-Дабби’, который сообщил со слов своего отца, сказавшего: «Я видел, как Али (да будет доволен им Аллах) держал свою левую руку правой за запястье выше пупка». Цепочка передатчиков этого хадиса может претендовать на то, чтобы считаться хорошей: аль-Байхаки (1/301) с полной уверенностью называл этот хадис хорошим, а аль-Бухари (1/301) указывал на него со всей определенностью, приводя его в форме «та‘лик»*.

 

*[Та‘лик — «подвешенный». Это слово, а также «слово «му‘алляк» (подвешенный)...*[образовано] от глагола «алляка» («подвешивать что-либо к чему-либо»)... В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков. «...если «подвешенный» хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например, в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием «подвешенных» хадисов, приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады». (С. 54—56. — Прим. перев.)].

 

Что касается достоверных сообщений от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно положения рук, то они заключаются в том, что руки должны находиться на груди; на этот счет существует множество хадисов, среди которых, например, можно привести хадис от Тавуса, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возлагал свою правую руку на левую руку и сжимал их крепко на своей груди во время молитвы». (Передал Абу Дауд (759) с достоверным иснадом. Хотя этот хадис и передается в форме «мурсаль»[1], он является достаточным в качестве свидетельства для всех мусульманских ученых, несмотря на их различное мнение относительно хадисов «мурсаль», поскольку (во-первых) он является достоверным в цепочке «мурсаль», (а во-вторых) он передается также в форме «маусуль»[2] во многих сообщениях. Исходя из изложенного, этот хадис действителен в качестве свидетельства для каждого (человека). Некоторые из сообщений, подтверждающих его, следующие:

1. От Ваиля ибн Худжра, «что он видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) клал свою правую кисть на левую и возлагал их на своей груди». Сообщили Ибн Хузайма в «ас-Сахих» («Насб ар-Райах», 1/314) и аль-Байхаки в «ас-Сунан» (2/30) через две цепочки передатчиков, подкрепляющих друг друга.

 

2. От Кабисы ибн Хульба со слов его отца, который сказал: «Я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил (с места молитвы, повернувшись) и направо, и налево [3], и я видел, как он возлагал это на своей груди — Йахья (ибн Са‘ид) упомянул о правой (кисти) на левой повыше сустава». (Сообщил Ахмад (5/226) с цепочкой передатчиков, отвечающей требованиям Муслима, за исключением Кабисы, но его называли надежным рассказчиком ‘Иджли и Ибн Хиббан; однако никто не передает через него, кроме Симака ибн Харба, о котором Ибн аль-Мадини и ан-Наса’и сказали: «Неизвестен», а Ибн Хаджар в «Такриб» сказал: «Он «макбуль» (т.е. приемлем при условии, что он подкреплен (другими)». Хадисы от таких передатчиков, как он, являются хорошими, если используются в качестве подтверждающих сообщений, и поэтому ат-Тирмизи сказал после приведения части этого хадиса, где упоминается, что левая кисть берется правой: «Это хороший хадис».

 

Таким образом, эти три хадиса указывают на то, что возложение рук на груди является Сунной, и у того, кто займется их внимательным изучением, не останется сомнений, что они достаточны в качестве подтверждения этой Сунны.

[1] [Мурсаль — «отпущенный». Это слово образовано «от глагола «арсаля» («отпускать»). В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал...» (С. 68. — Прим. перев.)].

 

[2] [Маусуль — «непрерывный». Синонимом хадисов, относящихся к категории «маусуль», является слово «муттасиль», образованное от глагола «иттасаля» («быть непрерывным»). В качестве термина слово «муттасиль» используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые относятся к категориям «марфу‘» или «маукуф». (С. 114. — Прим. перев.). В свою очередь слово «марфу‘» (восходящий) «в качестве термина... используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)», а слово «маукуф» («остановленный») «в качестве термина... используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль) или невысказанного одобрения, относимого к кому-либо из сподвижников». (С. 107, 108. — Прим. перев.)].

 

[3] [Ср. с хадисом № 446, «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), 1-е изд. на русском яз., С. 221 (Прим. перев.)].

 

 

№ 3. Слабость хадиса, в котором осуждается чтение Корана за имамом.

Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа валь-Мавду‘а» (568—570) шейха аль-Албани.

 

1. «У того, кто читает Коран за имамом, рот наполняется огнем».

Мавду‘ (подложный, выдуманный хадис). Ибн Тахир привел его в «Тазкират аль-Мавду‘ат» (стр. 93), указав: «Цепочка передатчиков этого хадиса содержит Ма’муна ибн Ахмада аль-Харави, отъявленного лжеца, который рассказывал подложные хадисы».

Подробнее об этом рассказчике повествуется в нижеследующем хадисе под № 2. Ибн Хиббан упомянул этот хадис как передаваемый от имени этого человека в книге «Ад-Ду‘афа» («О слабых передатчиках хадисов»), а аз-Захаби относился к этому хадису как к одному из бедствий, появившихся из-за этого рассказчика.

Некоторые представители ханафитского мазхаба были введены в заблуждение этим хадисом, делая на его основании вывод, что любое чтение (Корана) за имамом является запретным (харам). Абуль Хасанат аль-Лукнави сказал в «Ат-Та‘лик аль-Мумаджжид ‘аля Муватта’ Мухаммад» (стр. 99): «Этот хадис упоминается автором «Ан-Нихайи» и остальными в форме «марфу‘» со следующими словами: «...во рту у него находится горящий уголь», — тогда как этот хадис абсолютно безоснователен».

До этого он указал, что «ни в одном достоверном хадисе, переданном в форме «марфу‘», не содержится запрет читать суру «аль-Фатиха» за имамом; всё, что они приводят в форме «марфу‘», является либо безосновательным, либо недостоверным», приведя затем в качестве примера вышеупомянутый хадис в двух изложенных версиях.

Знатоки религии как прошлых, так и нынешнего поколений разошлись во мнении относительно чтения Корана за имамом, придерживаясь одного из следующих взглядов:

а) чтение Корана молящимся обязательно как в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух, так и в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух;

б) молчание молящегося при чтении Корана обязательно как в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух, так и в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух;

в) молящемуся следует читать Коран в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух, и воздерживаться от чтения Корана в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух.

Последний взгляд является наиболее уравновешенным и близким к истине, поскольку он примиряет между собой первые два свидетельства и не отвергает полностью ни одно из них. Этого взгляда придерживались имамы Малик и Ахмад, а после проведения соответствующих исследований ему также отдавали предпочтение некоторые представители ханафитского мазхаба, в том числе Абуль Хасанат аль-Лукнави, который о том свидетельствует в своей книге.

 

2. Другой пример лжи, измышленной Ма’муном аль-Харави:

«Тот, кто поднимает свои руки во время молитвы, не совершил ее».

Мавду‘ (подложный, выдуманный хадис). Ибн Тахир привел его в «Тазкират аль-Мавду‘ат». (стр. 87), указав: «Цепочка передатчиков этого хадиса содержит Ма’муна ибн Ахмада аль-Харави, отъявленного лжеца, который выдумывал хадисы». Аз-Захаби так сказал об этом человеке: «Он принёс с собой бедствия и постыдные сообщения. Он выдумывал хадисы, включая и этот, и рассказывал их, прикрываясь именами достойных передатчиков хадисов».

Как следует из хадисов, выдуманных Ма’муном аль-Харави, он являлся фанатичным приверженцем ханафитского мазхаба, поскольку все хадисы, измышленные им, вращаются вокруг одной и той же темы: поддержки имама Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах) и нападок на имама аш-Шафи‘и. Среди этих хадисов и тот, что приведен выше: ожесточенное нападение на мнение аш-Шафи‘и, который одобрял поднятие рук перед совершением поясного поклона и при выпрямлении из него, тем самым со всей очевидностью поддерживая мнение ханафитов, считающих подобное поднятие рук порицаемым (макрух). Он не только не удовлетворился положением своего мазхаба, порицающего поднятие рук, но и дошел до того, что выдумал этот хадис, дабы распространять среди людей мнение о недействительности молитвы в случае поднятия рук!

Вероятно, он также намеревался поддержать сообщение, передаваемое Макхулем от Абу Ханифы, который якобы сказал: «Тот, кто поднимает руки во время молитвы, погубил свою молитву». Это сообщение ввело в заблуждение Верховного писаря аль-Иткани, который составил на его основе сочинение, чтобы поддержать мнение о недействительности молитвы в случае поднятия рук. Таким же образом был введен в заблуждение и тот, кто последовал по его стопам и вынес решение, согласно которому ханафитам не разрешается молиться за шафи‘итами, поскольку последние поднимают руки! Между тем это сообщение, передаваемое от Абу Ханифы, насквозь пропитано ложью, как доказал ученый-правовед Абуль Хасанат аль-Лукнави в своей книге «аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116, 216-217).

Шейх Али аль-Кари включил этот хадис в «аль-Мавду‘ат», а затем указал (стр. 81): «Этот хадис был выдуман Мухаммадом бин ‘Укашой аль-Кирмани, да опозорит его Аллах!» Затем (на стр. 129) он привел высказывание Ибн аль-Каййима относительно этого хадиса: «Он выдуман».

Это противоречит установленному ранее факту, что выдумщиком является аль-Харави, но если заняться доказательством и этого, то может выясниться, что один из них, возможно, просто украл это сообщение у другого!

Из всего изложенного мы видим, к чему могут привести недостаточное внимание к Сунне и отказ от проверки сообщений, передаваемых от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и имамов!

Примечание: Относительно поднятия рук перед совершением поясного поклона и при выпрямлении из него передается очень много хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): в глазах мусульманских ученых они относятся к категории «мутаватир»*. По сути поднятие рук при произнесении каждого такбира достоверно установлено от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во многих хадисах, тогда как обратное (неподнятие рук) достоверно не передается от него, кроме единственного сообщения от Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), которое, однако, неприемлемо для следования, поскольку оно относится к (правовой категории) «наф» («отрицающее»). Правоведами ханафитского и других мазхабов твердо установлен следующий принцип: утверждающему («мусбит») отдается предпочтение перед отрицающим («наф»); этот принцип действует даже тогда, когда утверждающее передается только через одно сообщение, не говоря уже о том случае, когда оно подтверждается большим количеством сообщений, как в рассматриваемом здесь вопросе! В соответствии с этим принципом и при отсутствии чего-либо противоречащего ему для них становится обязательным принять поднятие рук, а не слепо придерживаться своего мазхаба после того, как было установлено и приведено доказательство. Очень жаль, что лишь немногие из первых и поздних поколений приняли этот принцип, а дело даже дошло до того, что неподнятие рук стало их отличительным знаком!

Ниже приводится еще одна фальсификация, на этот раз касающаяся личной нападки на имама аш-Шафи‘и (Мухаммада бин Идриса).

 

*[«Мутаватир» является отглагольным именем от слова «таватур» — «следование один за другим». Терминологическое значение слова «таватур»: передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации. Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения (С. 15-16. - Прим. перев.)].

 

3. «Среди моей уммы появится человек, который будет известен как Мухаммад бин Идрис, и он нанесет больше вреда моей умме, чем Иблис, а также среди моей уммы появится человек, который будет известен как Абу Ханифа, и он станет светочем моей уммы».

Мавду‘ (подложный, вымышленный хадис). Ибн аль-Джаузи привел этот хадис в «аль-Мавду‘ат» (1/457) через: Ма’муна ибн Ахмада ас-Сальми, который сказал: Ахмад ибн Абдуллах аль-Джувайбари сообщил нам: Абдуллах ибн Ми‘дан аль-Азади передал нам от Анаса в форме «марфу‘»; а затем Ибн аль-Джаузи сказал: «Подложный (хадис); вымышленный Ма’муном или аль-Джувайбари. Аль-Хаким упоминает в «Мазкале», что Ма’муна спросили: «Ты не смотришь на аш-Шафи‘и и его последователей?», на что он ответил: «Ахмад ибн Абдуллах аль-Джувайбари сообщил нам...» и т.д.; итак, отсюда становится очевидным, что он является фальсификатором всего этого».

В книге «Лисан» можно найти следующее дополнение (к этому разговору): «...Аль-Хаким затем сказал: «Любой, кому Аллах дал хоть немного ума, засвидетельствует, что хадис, подобный этому, является фальсифицированным и ложно приписывается Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

У этого хадиса существуют другие пути передачи, однако все они сходятся либо на лживых, либо на неизвестных рассказчиках. Поэтому в высшей степени странно, что ученый ‘Айни склонялся в пользу того, чтобы подкрепить это сообщение другими путями передачи, а шейх Кавсари его поддерживал (в этом). Однако от последнего того можно было ожидать, поскольку он зарекомендовал себя как неистовый фанатик имама Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах), даже если это влекло за собой оскорбления и нападки на других имамов; но странно, что так поступил ‘Айни, который обычно не доходил до таких крайностей. Мнение этих двоих было замечательным образом опровергнуто ученым Йамани в книге «Ат-Танкиль би ма фи Та’ниб аль-Кавсари мин аль-Абатиль» (1/20, 446-9), где он проанализировал остальные пути передачи этого сообщения, на которые они ссылались.

 

 

№ 4. Анализ хадисов, касающихся произнесения слова «Амин» имамом и молящимися позади него.

Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (951-2) шейха аль-Албани.

 

1. «Когда он говорил «Амин», молящиеся позади него тоже говорили «Амин» (произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».

Насколько известно, хадис, приводимый в такой формулировке, безоснователен.

Ибн Хаджар указал в «Тальхис аль-Хабир» (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи‘».

 

2. «Когда он читал: «Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой, и не тех, которые находятся в заблуждении», то (по окончании) говорил «Амин» так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [и мечеть сотрясалась от этого]».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи‘ от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ибн Хаджар указал в «Тальхис» (стр. 90): «Бишр ибн Рафи‘ является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры — неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)».

Аль-Бусайри указал в «Аз-3ава’ид» (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: «Он передавал вымышленные сообщения».

В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. «Амин» в нем произносит только имам. Что касается произнесения «Амин» молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой «и мечеть сотрясалась от этого (звука)», однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле, (то он) подразумевает, что причиной тому стало слово «Амин», произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

 

3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (аль-Фатиха), то возвышал свой голос и говорил «Амин».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.

Все перечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат имя Исхака ибн Ибрахима ибн аль-‘Аля’ аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма‘ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса’и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн ‘Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал». Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва’иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.

[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили «Амин», его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].

Единственной поддержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи‘и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от ‘Ата’, который сообщил:

 

4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили «Амин», и находящиеся позади говорили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо».

У этого хадиса имеются два недостатка:

а) Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: «Он правдив, но часто ошибался».

б) «‘Ан‘ана»* Ибн Джубайра, который был «мудалляс»**.

 

*[Глагол «‘ан‘ана» - «передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». «В качестве термина (образованное от глагола «‘ан‘ана») слово «му‘ан‘ан» используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то...» (Прим. перев.)].

 

**[Слово «мудалляс» образовано от глагола «далляса» — «утаивать недостаток товара от покупателя». «В качестве термина (образованное от этого глагола) слово «тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашения, то есть фальсификации» (С. 62. - Прим. перев.)].

 

Возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от ‘Ата’: «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этой самой Мечети (Заповедная Мечеть Мекки — Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении «Амин» (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили «Амин»)». Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.

О человеке по имени Халид говорит Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Абу Ануфа. — Прим. перев.), что в свою очередь составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем, от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что имам аш-Шафи‘и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит «Амин», возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. «Амин». — Прим. перев.), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, что они это произносят вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения имама аш-Шафи‘и, то он не высказался бы против их практики.

Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить «Амин». А Аллаху это ведомо лучше!

Однако затем я обнаружил, что аль-Бухари в «Сахихе» приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме «му‘алляк»*), указывая на него со всей определенностью.

Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит ‘Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от ‘Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил «Амин», завершая (читать) Мать Книги?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: «Поистине, «Амин» — это мольба». Это сообщение приводит ‘Абд ар-Раззак в «Мусаннафе» (2640/2) и через этот же путь — Ибн Хазм в «аль-Мухалле» (3/364).

В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. «лицом к лицу». - Прим. перев.) от ‘Ата’, поэтому мы уверены в отсутствии здесь «тадлис». Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.

 

*[Та‘лик — «подвешенный». Это слово, а также «слово «му‘алляк» (подвешенный)...*[образовано] от глагола «алляка» («подвешивать что-либо к чему-либо»)... В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков. «...если «подвешенный» хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например, в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием «подвешенных» хадисов, приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады». (С. 54—56. — Прим. перев.)].

 

Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи‘:

 

5. «Абу Хурайра призывал на молитву Марвана ибн аль-Хакама [Правитель Медины, затем один из халифов династии Омейядов], предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: «И не тех, которые находятся в заблуждении», — пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому, когда Марван прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», Абу Хурайра протяжно произносил «Амин». Он также сказал: «Когда «Амин» тех, кто (обитает) на земле, совпадает с «Амин» тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение». Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.

 

Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух « Амин » Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты. До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!

№ 5. Совершение двух рак‘атов после молитвы «аль-витр».

Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 1993) шейха аль-Албани

 

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечетного [витр] (числа рак‘атов)». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

 

2. Абу Салама спросил ‘Аишу о (ночной) молитве Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она сказала: «Его (ночная) молитва состояла из тринадцати рак‘атов: он совершал восемь рак‘атов, а затем обычно совершал витр, после чего молился два рак‘ата сидя, и когда желал сделать поясной поклон, он вставал и совершал его, а затем он молился два рак‘ата между первым (азан) и вторым (икама) призывами на утреннюю молитву». Этот хадис приводит Муслим.

 

3. Саубан передал: «Когда мы находились в поездке вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Поистине, путешествие является (частью того, что доставляет) мучения и тяготы, поэтому тому из вас, кто прочитал витр, следует совершить (ещё) два рак‘ата. Если он проснется (то тогда всё хорошо), а если нет, то эти два (рак‘ата) послужат (ночной молитвой) для него». [Этот хадис] приводят ад-Дарими (1/374), Ибн Хузайма в своем «Сахихе» (2/159/1103) и Ибн Хиббан (683) через различные пути передачи, восходящие к Ибн Вахбу, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил мне от Шурайха ибн ‘Убайда, от Абдурахмана ибн Джубайра ибн Нуфайра, от своего отца, от Саубана, который передал...»

 

Ибн Вахба поддерживает Абдуллах ибн Салих, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил нам...и т.д.». Этот хадис приводят ад-Даракутни (стр. 177) и ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» (1410). Абдуллах ибн Салих является шейхом аль-Бухари, поэтому его слова могут служить свидетельством для поддержания хадисов, сообщаемых другими передатчиками.

 

Этот хадис имам Ибн Хузайма использует в качестве свидетельства, «что совершать молитву после витра разрешено любому, желающему это сделать, и что два рак‘ата, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел обыкновение совершать после витра, касаются не только его, но и всей его уммы (общины), ибо он сам велел нам совершать два рак‘ата после витра — веление, носящее рекомендательный и предпочтительный характер, а не обязательный и принудительный».

 

Таким образом, из этого хадиса нам становится ясно, что совершение двух рак‘атов после витра не касалось исключительно его (исходя из общего характера его повеления своей умме); по всей видимости, его веление делать последнюю ночную молитву нечетной заключалось в том, чтобы исключить возможность пренебрежения одним нечетным рак‘атом, а эта цель не противоречит совершению двух рак‘атов после этого одного рак‘ата, как на то указывают его деяния и повеления.

 

А Аллаху всё это ведомо лучше!

 

№ 6. Слабость хадисов, в которых упоминается о проведении по лицу руками после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а).

 

Из книги «Ирва’ аль-Галиль» (2/178-182) шейха аль-Албани

 

1. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими своё лицо».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят ат-Тирмизи (2/244) и Ибн ‘Асакир (7/12/2) через: Хаммада ибн ‘Ису аль-Джухани, от Ханзалаха ибн Аби Суфйана аль-Джамхи, от Салима ибн Абдуллаха, от его отца, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который сказал...

Ат-Тирмизи после приведения этого хадиса дал следующий комментарий: «Это достоверный (сахих) одинокий (гариб *) хадис. Мы лишь знаем об этом хадисе как о переданном со слов Хаммада ибн ‘Исы, поскольку он единственный, от кого сообщается данный хадис; он сообщал мало хадисов, но люди передавали их от него».

*[Слово «гариб» является прилагательным и переводится как «одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин слово «гариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика (С. 23. - Прим. перев.)].

 

Однако этот передатчик хадиса является слабым, как на то указал Ибн Хаджар, который в своём труде «Тахзиб» сообщил о нём следующее:

«Ибн Ма‘ин сказал: «Хороший шейх»*; Абу Хатим сказал: «Слаб в хадисах»; Абу Дауд сказал: «Слабый, передает хадисы «мункар»; аль-Хаким и Наккаш сказали: «Он передает вымышленные хадисы от Ибн Джурайджа и Джа‘фара ас-Садика». Его назвал слабым (передатчиком) ад-Даракутни. Ибн Хиббан сказал: «Он сообщает вещи, имеющие совершенно противоположное значение от Ибн Джурайджа и ‘Абдул ‘Азиза ибн ‘Умара ибн ‘Абдул ‘Азиза, так что те, кто является специалистом в данной области (т.е. в науке о хадисах), считают, что он это делал намеренно; нельзя на него ссылаться в качестве доказательства (чего-либо)». Ибн Макула сказал: «Они (т.е. учёные-мухаддисы) называют хадисы, передаваемые от него, слабыми».

 

*[Если Ибн Ма‘ин положительно высказывается о передатчике (хадиса), тогда как остальные ученые объявляют его слабым, то утверждение Ибн Ма‘ина не принимается вследствие того, что он был известен своей строгостью и суровостью в критике: слабые передатчики (хадисов) предпринимали все меры предосторожности, дабы не раскрыть свою слабость перед ним; поэтому он и выносил соответствующие суждения. Этим объясняется то, почему он является единственным, кто назвал этого передатчика надёжным].

 

Таким образом, этот передатчик хадиса является очень слабым, поэтому хадисы от него не могут быть возведены до уровня хороших (хадисов), не говоря уже об уровне достоверных (хадисов)!

Сходным (с предыдущим) является следующий хадис:

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с мольбой (ду‘а) и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Он приводится Абу Даудом (1492) от Ибн Лахи‘а, от Хафса ибн Хишама ибн ‘Утбы ибн Аби Ваккаса, от Са’иба ибн Йазида, от его отца. Цепочка этого хадиса слаба из-за Хафса ибн Хишама, поскольку он неизвестен, а также из-за слабости Ибн Лахи‘а (ср. «Такриб ат-Тахзиб»).

Этот хадис не может быть подкреплен двумя путями его передачи из-за серьезной слабости в первом пути передачи.

 

2. «Когда вы взываете к Аллаху, то взывайте ладонями своих рук и не взывайте их тыльной стороной, а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят Ибн Маджа (1181, 3866), Ибн Наср в «Кийам аль-Ляйль» (стр. 137), ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-Кя-бир» (3/98/1) и аль-Хаким (1/536) от Салиха ибн Хассана, от Мухаммада ибн Ка‘ба, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в форме «марфу‘».

Цепочка этого хадиса слаба из-за Ибн Хассана, который при передаче хадисов является «мункар», как указал аль-Бухари; ан-Наса’и сказал: «Он несостоятелен в хадисах»; Ибн Хиббан сказал: «Он держал певиц, слушал музыку и передавал вымышленные хадисы от имени надёжных передатчиков»; Ибн Аби Хатим сказал в «Китаб аль-‘Иляль» (2/351): «Я спросил своего отца (т.е. Абу Хатима ар-Рази) об этом хадисе, на что он ответил: «Мункар».

Ибн Хассана подкрепляет ‘Иса ибн Маймун, который также передал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба, как сообщил Ибн Наср. Однако это ничего не меняет, поскольку Ибн Маймун также является слабым (передатчиком): Ибн Хиббан сказал о нём: «Он передает хадисы, каждый из которых является вымышленным», ан-Наса’и сказал: «Ненадежен».

Этот хадис от Ибн ‘Аббаса также приводят Абу Дауд (1485), а от него — аль-Байхаки (2/212) через: ‘Абдул Малика ибн Мухаммада ибн Аймана, от Абдуллаха ибн Йа‘куба ибн Исхака, от некоего человека, который сообщил ему от Мухаммада ибн Ка‘ба этот хадис в следующей версии:

«Не покрывайте стены! Тот, кто заглядывает в письмо своего брата без его разрешения, поистине, заглядывает в Огонь! Взывайте к Аллаху ладонями своих рук и не взывайте к Нему тыльной стороной (ладоней), а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу!»

Цепочка этого хадиса слаба: Абу Дауд назвал ‘Абдул Малика слабым (передатчиком); цепочка этого хадиса также содержит (некоего) шейха Абдуллаха ибн Йа‘куба, имя которого не приводится, а следовательно он неизвестен — возможно, что этим шейхом был Ибн Хассан или Ибн Маймун, речь о которых шла выше.

Этот хадис также приводит аль-Хаким (4/270) через: Мухаммада ибн Му‘авийу, который сказал, что Масадиф ибн Зийад аль-Мадини передал ему, что он слышал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази. Аз-Захаби проследил за всей цепочкой этого хадиса, указав, что ад-Даракутни назвал Ибн Му‘авийу лжецом, поэтому данный хадис является вымышленным.

Абу Дауд сказал об этом хадисе: «Этот хадис передаётся более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба, каждая из которых является слабой».

Установлено, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки во время ду‘а аль-кунут, обращаясь к Аллаху с мольбой покарать язычников, убивших 70 чтецов (Корана) — Имам Ахмад (3/137) и ат-Табарани в «аль-Му‘джам ас-Сагир» (стр. 111) приводят этот хадис от Анаса через достоверную цепочку передатчиков. О поднятии рук при произнесении ду‘а аль-кунут во время совершения молитвы «аль-витр» достоверно передаётся от ‘Умара и других (сподвижников). Однако, поскольку об обтирании лица после ду‘а аль-кунут ничего не передаётся ни от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от кого-либо из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), это действие (проведение руками по лицу), несомненно, является религиозным нововведением (бид‘а).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.115 с.)