Произнесение приветствия (таслим). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произнесение приветствия (таслим).



 

Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил слова приветствия (поворачивая голову) направо:

Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха») [так, что была видна белизна его правой щеки], а затем налево:

Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха») [так, что была видна белизна его левой щеки]. [Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

 

Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял следующие слова, поворачивая голову направо во время приветствия: ва баракяту-ху (...и Его благословения). [Абу Дауд и Ибн Хузайма (1/87/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис также назвал достоверным Абдул Хакк в своей книге «аль-Ахкам» (56/2), равно как ан-Навави и Ибн Хаджар. Этот хадис также приводят через другой путь передатчиков Абдур-Раззак в своей книге «Мусаннаф» (2/219), Абу Йа‘ла в «Муснад» (3/1253), ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» (3/67/2) и «Му‘джам аль-Аусат» (1/2600/2) и ад-Даракутни].

 

«Когда (повернув голову направо) он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха»), то иногда (при повороте головы) налево он сокращал приветствие до слов: Ас-саляму ‘аляйкум («Мир вам»)».

[Ан-Наса’и, Ахмад и ас-Сирадж приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

Иногда «он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил приветствие «Ас-саляму ‘аляйкум» только один раз [перед собой, чуть повернув голову направо] [либо немного (повернув голову направо)]». [Ибн Хузайма, аль-Байхаки, ад-Дийа’ в «аль-Мухтара», Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (243/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков; Ахмад, ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (32/2), аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» № 327].

 

«Они (сподвижники) жестикулировали при произнесении слов приветствия направо и налево. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел их, он сказал: «Что с вами? Почему вы размахиваете своими руками, как строптивые лошади (размахивают) хвостами?! Когда кто-нибудь из вас произносит слова приветствия (таслим), то пусть он повернется к своему соседу, а не указывает рукой». [И когда они совершили вместе с ним (следующую) молитву, то уже не жестикулировали].

[В другом хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достаточно, если каждый из вас положит свою руку на бедро, а затем поприветствует своих братьев, находящихся справа и слева»]. [Муслим, Абу Авана, ас-Сирадж, Ибн Хузайма и ат-Табарани. Важное замечание: (секта) «ибадитов» исказила этот хадис: их учёный Раби‘ привёл этот хадис в своём недостоверном «Муснаде» в иной формулировке, дабы оправдать свой взгляд, заключающийся в том, что поднятие рук при произнесении такбира делает молитву недействительной! Тот хадис в их формулировке является подложным, как я разъяснил в «Ад-Да‘ифа» 6044].

 

Об обязательном произнесении приветствия (таслим).

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...а выход из нее (молитвы) — таслим». [Аль-Хаким и аз-Захаби назвали этот хадис достоверным. Полностью этот хадис приводится в разделе «Такбир, открывающий молитву (такбират аль-ихрам)»].

 

Заключение.

 

Всё, что было упомянуто выше о том, как совершал молитву Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), относится равным образом как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне не сделано каких-либо исключений для женщин относительно того, что было приведено (в данной книге); по сути общий характер его высказывания «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я» относится и к женщинам.

Этот взгляд разделял Ибрахим ан-Наха‘и, который сказал: «Действия женщины во время молитвы такие же, как у мужчины». Это высказывание приводит Ибн Аби Шайба (1/75/2) через достоверную цепочку передатчиков, восходящую к нему.

Также аль-Бухари в «Тарих ас-Сагир» (стр. 95) сообщил через достоверную цепочку передатчиков от Умм ад-Дарды, что «она усаживалась во время молитвы так же, как и мужчина, а она была учёным-правоведом (факиха)».

 

Хадис, в котором сообщается, что при совершении земного поклона женщине следует прижимать руки к телу (индимам), и что в этом она поступает не так, как мужчина, передаётся в форме «мурсаль» и не является достоверным. Абу Дауд в «аль-Марасиль» (117/87) приводит этот хадис со слов Йазида ибн Аби Хабиба. Этот хадис содержится в книге «Ад-Даи‘фа» (2652).

 

Что же касается сообщения, рассказанного имамом Ахмадом и приведенного в книге его сына Абдуллаха «аль-Маса’иль» (стр.71) со слов Ибн ‘Умара, который велел своим жёнам садиться скрестив ноги во время молитвы, то его цепочка передатчиков недостоверна, поскольку она содержит в себе ‘Абдуллаха ибн ‘Умара аль-‘Амри, который является слабым (да‘иф) передатчиком.

 

* * *

 

И это последнее из того, что удалось собрать относительно описания молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), начиная с произнесения такбира и заканчивая произнесением таслима.

 

Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом и руководством, ведущим к Сунне Своего милостивого и милосердного Пророка!

«Слава Аллаху и хвала Ему! Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние!»

 

«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты. — Достойный Хвалы, Славный!» *.

 

*[Первая мольба является самой полной формой ду‘а, известной под названием «каффарат аль маджлис» («искупление за собрание»); «тот, кто скажет эти (слова) в собрании, где (люди) поминали (Аллаха), они будут словно скреплены печатью (для него), а тот, кто скажет (эти слова) в собрании, где (велись) пустые разговоры, они послужат искуплением (для него)». Этот достоверный хадис приводят аль-Хаким и ат-Табарани. Вторая мольба, конечно, исходит из Сунны, относящейся к призыванию благословения на Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом, эти две мольбы являются наилучшим способом выполнения следующего указания (содержащегося) в исламе: «Если люди займут свои места в собрании, не помянув при этом Аллаха и не помолившись за своего Пророка, их неизбежно постигнет отмщение (Аллаха), и тогда, если Он пожелает, то подвергнет их мучениям, а если пожелает, то простит их». Этот достоверный хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приводят ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад. Более подробно см.: «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» 74-81].

 

 

Приложения.

№ 1. О человеке, который плохо помолился.

«Человек, который плохо помолился» (да будет доволен им Аллах)

 

В литературе по исламскому праву и хадисам этот устоявшийся термин относится к сподвижнику Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором говорится в следующем хадисе [Перевод этого хадиса здесь приведен с небольшими изменениями из «Сахиха аль-Бухари» (краткое изложение), 1-е издание на русском яз., С. 202, № 400], приводимом в «Сахихе» аль-Бухари:

«Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что (однажды, когда) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в мечеть, (туда же) вошел один человек, который совершил молитву, а затем обратился с приветствием к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил ее так же, как и прежде, а потом (опять) подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и приветствовал его, (и он снова) велел ему: ‘Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!’, — (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: ‘Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить ее лучше, научи же меня (как это нужно делать)!’ (В ответ на это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) сказал: ‘Когда встанешь на молитву, произнеси такбир [скажи: ‘Аллах Велик’ (Аллаху акбар) ], потом прочти что сможешь из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом, потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы».

Многие версии этого хадиса, являющегося важным источником информации об указаниях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно правильного совершения молитвы, можно найти в других сборниках хадисов (например, Абу Дауда), где приводятся его различные подробности.

 

№ 2. «Слабость хадиса о возложении рук ниже пупка».

 

(Из книг шейха аль-Албани «Ирва’ аль-Галиль» (353) и «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118)

 

Абу Дауд (756), ад-Даракутни (107), аль-Байхаки (2/310), Ахмад в книгах своего сына Абдуллаха «аль-Маса’иль» (62/2) и «аз-3ава’ид аль-Муснад» (1/110), а также Ибн Аби Шайба (1/156/1) передали:

со слов Абдурахмана ибн Исхака, со слов Зияда ибн Зайда ас-Сива’и, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (да будет доволен им Аллах), который сказал:

«Это из Сунны: возлагать одну ладонь на другую ниже пупка во время молитвы».

У этого хадиса слабая (да‘иф) цепочка передатчиков (санад) из-за Абдурахмана ибн Исхака (аль-Васити аль-Куфи), который является слабым рассказчиком. Более того, в этом хадисе содержится неясность (идтираб *), поскольку Абдурахман ибн Исхак передал его:

1) однажды со слов Зияда, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (как в приведенной выше цепочке);

2) однажды со слов Ну‘мана ибн Са‘да, со слов Али (приводят ад-Даракутни и аль-Байхаки); и

3) однажды со слов Сияса Абуль Хакама, со слов Абу Ва’иля, который сообщил: «Абу Хурайра сказал: «Это из Сунны...» (приводят Абу Дауд (758) и ад-Даракутни).

*[Слово «идтираб» образовано от глагола «идтараба» - «быть неясным; приводить в беспорядок», от которого образовано слово «мудтариб». «В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передается различными, но равными по силе путями. *[Под хадисом «мудтариб»] имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения» (С. 91. — Прим. перев.) Здесь и далее определение и объяснение различных форм хадисов приводится по книге доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002)].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.019 с.)