Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произнесение приветствия (таслим).
Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил слова приветствия (поворачивая голову) направо: Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха») [так, что была видна белизна его правой щеки], а затем налево: Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха») [так, что была видна белизна его левой щеки]. [Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].
Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял следующие слова, поворачивая голову направо во время приветствия: ва баракяту-ху (...и Его благословения). [Абу Дауд и Ибн Хузайма (1/87/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис также назвал достоверным Абдул Хакк в своей книге «аль-Ахкам» (56/2), равно как ан-Навави и Ибн Хаджар. Этот хадис также приводят через другой путь передатчиков Абдур-Раззак в своей книге «Мусаннаф» (2/219), Абу Йа‘ла в «Муснад» (3/1253), ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» (3/67/2) и «Му‘джам аль-Аусат» (1/2600/2) и ад-Даракутни].
«Когда (повернув голову направо) он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах («Мир вам и милость Аллаха»), то иногда (при повороте головы) налево он сокращал приветствие до слов: Ас-саляму ‘аляйкум («Мир вам»)». [Ан-Наса’и, Ахмад и ас-Сирадж приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].
Иногда «он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил приветствие «Ас-саляму ‘аляйкум» только один раз [перед собой, чуть повернув голову направо] [либо немного (повернув голову направо)]». [Ибн Хузайма, аль-Байхаки, ад-Дийа’ в «аль-Мухтара», Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (243/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков; Ахмад, ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (32/2), аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» № 327].
«Они (сподвижники) жестикулировали при произнесении слов приветствия направо и налево. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел их, он сказал: «Что с вами? Почему вы размахиваете своими руками, как строптивые лошади (размахивают) хвостами?! Когда кто-нибудь из вас произносит слова приветствия (таслим), то пусть он повернется к своему соседу, а не указывает рукой». [И когда они совершили вместе с ним (следующую) молитву, то уже не жестикулировали].
[В другом хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достаточно, если каждый из вас положит свою руку на бедро, а затем поприветствует своих братьев, находящихся справа и слева»]. [Муслим, Абу Авана, ас-Сирадж, Ибн Хузайма и ат-Табарани. Важное замечание: (секта) «ибадитов» исказила этот хадис: их учёный Раби‘ привёл этот хадис в своём недостоверном «Муснаде» в иной формулировке, дабы оправдать свой взгляд, заключающийся в том, что поднятие рук при произнесении такбира делает молитву недействительной! Тот хадис в их формулировке является подложным, как я разъяснил в «Ад-Да‘ифа» 6044].
Об обязательном произнесении приветствия (таслим).
Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...а выход из нее (молитвы) — таслим». [Аль-Хаким и аз-Захаби назвали этот хадис достоверным. Полностью этот хадис приводится в разделе «Такбир, открывающий молитву (такбират аль-ихрам)»].
Заключение.
Всё, что было упомянуто выше о том, как совершал молитву Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), относится равным образом как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне не сделано каких-либо исключений для женщин относительно того, что было приведено (в данной книге); по сути общий характер его высказывания «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я» относится и к женщинам. Этот взгляд разделял Ибрахим ан-Наха‘и, который сказал: «Действия женщины во время молитвы такие же, как у мужчины». Это высказывание приводит Ибн Аби Шайба (1/75/2) через достоверную цепочку передатчиков, восходящую к нему. Также аль-Бухари в «Тарих ас-Сагир» (стр. 95) сообщил через достоверную цепочку передатчиков от Умм ад-Дарды, что «она усаживалась во время молитвы так же, как и мужчина, а она была учёным-правоведом (факиха)».
Хадис, в котором сообщается, что при совершении земного поклона женщине следует прижимать руки к телу (индимам), и что в этом она поступает не так, как мужчина, передаётся в форме «мурсаль» и не является достоверным. Абу Дауд в «аль-Марасиль» (117/87) приводит этот хадис со слов Йазида ибн Аби Хабиба. Этот хадис содержится в книге «Ад-Даи‘фа» (2652).
Что же касается сообщения, рассказанного имамом Ахмадом и приведенного в книге его сына Абдуллаха «аль-Маса’иль» (стр.71) со слов Ибн ‘Умара, который велел своим жёнам садиться скрестив ноги во время молитвы, то его цепочка передатчиков недостоверна, поскольку она содержит в себе ‘Абдуллаха ибн ‘Умара аль-‘Амри, который является слабым (да‘иф) передатчиком.
* * *
И это последнее из того, что удалось собрать относительно описания молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), начиная с произнесения такбира и заканчивая произнесением таслима.
Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом и руководством, ведущим к Сунне Своего милостивого и милосердного Пророка! «Слава Аллаху и хвала Ему! Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние!»
«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты. — Достойный Хвалы, Славный!» *.
*[Первая мольба является самой полной формой ду‘а, известной под названием «каффарат аль маджлис» («искупление за собрание»); «тот, кто скажет эти (слова) в собрании, где (люди) поминали (Аллаха), они будут словно скреплены печатью (для него), а тот, кто скажет (эти слова) в собрании, где (велись) пустые разговоры, они послужат искуплением (для него)». Этот достоверный хадис приводят аль-Хаким и ат-Табарани. Вторая мольба, конечно, исходит из Сунны, относящейся к призыванию благословения на Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом, эти две мольбы являются наилучшим способом выполнения следующего указания (содержащегося) в исламе: «Если люди займут свои места в собрании, не помянув при этом Аллаха и не помолившись за своего Пророка, их неизбежно постигнет отмщение (Аллаха), и тогда, если Он пожелает, то подвергнет их мучениям, а если пожелает, то простит их». Этот достоверный хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приводят ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад. Более подробно см.: «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» 74-81].
Приложения. № 1. О человеке, который плохо помолился. «Человек, который плохо помолился» (да будет доволен им Аллах)
В литературе по исламскому праву и хадисам этот устоявшийся термин относится к сподвижнику Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором говорится в следующем хадисе [Перевод этого хадиса здесь приведен с небольшими изменениями из «Сахиха аль-Бухари» (краткое изложение), 1-е издание на русском яз., С. 202, № 400], приводимом в «Сахихе» аль-Бухари: «Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что (однажды, когда) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в мечеть, (туда же) вошел один человек, который совершил молитву, а затем обратился с приветствием к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил ее так же, как и прежде, а потом (опять) подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и приветствовал его, (и он снова) велел ему: ‘Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!’, — (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: ‘Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить ее лучше, научи же меня (как это нужно делать)!’ (В ответ на это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) сказал: ‘Когда встанешь на молитву, произнеси такбир [скажи: ‘Аллах Велик’ (Аллаху акбар) ], потом прочти что сможешь из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом, потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы».
Многие версии этого хадиса, являющегося важным источником информации об указаниях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно правильного совершения молитвы, можно найти в других сборниках хадисов (например, Абу Дауда), где приводятся его различные подробности.
№ 2. «Слабость хадиса о возложении рук ниже пупка».
(Из книг шейха аль-Албани «Ирва’ аль-Галиль» (353) и «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118)
Абу Дауд (756), ад-Даракутни (107), аль-Байхаки (2/310), Ахмад в книгах своего сына Абдуллаха «аль-Маса’иль» (62/2) и «аз-3ава’ид аль-Муснад» (1/110), а также Ибн Аби Шайба (1/156/1) передали: со слов Абдурахмана ибн Исхака, со слов Зияда ибн Зайда ас-Сива’и, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Это из Сунны: возлагать одну ладонь на другую ниже пупка во время молитвы». У этого хадиса слабая (да‘иф) цепочка передатчиков (санад) из-за Абдурахмана ибн Исхака (аль-Васити аль-Куфи), который является слабым рассказчиком. Более того, в этом хадисе содержится неясность (идтираб *), поскольку Абдурахман ибн Исхак передал его: 1) однажды со слов Зияда, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (как в приведенной выше цепочке); 2) однажды со слов Ну‘мана ибн Са‘да, со слов Али (приводят ад-Даракутни и аль-Байхаки); и 3) однажды со слов Сияса Абуль Хакама, со слов Абу Ва’иля, который сообщил: «Абу Хурайра сказал: «Это из Сунны...» (приводят Абу Дауд (758) и ад-Даракутни). *[Слово «идтираб» образовано от глагола «идтараба» - «быть неясным; приводить в беспорядок», от которого образовано слово «мудтариб». «В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передается различными, но равными по силе путями. *[Под хадисом «мудтариб»] имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения» (С. 91. — Прим. перев.) Здесь и далее определение и объяснение различных форм хадисов приводится по книге доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002)].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.019 с.) |