ТОП 10:

Председатель ЦК КП Китая (1943 – 1976)



Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва в декабре 1978 года провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной. При массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

При Дэн Сяопине внешняя политика страны, в отличие от эпохи Мао, перестала быть пассивной. В конце 1980-х – начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить рост ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были успешно продолжены и его преемниками – Цзян Цзэминем (с 1993), Ху Цзиньтао (с 2002), Си Цзиньпином (с 2012 года).

Административное деление Китая

Административное деление.Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями (省); при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов (自治区), где проживают национальные меньшинства; 4 муниципальных образования (直辖市), соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района (特别行政区).

22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения объединяются термином «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.

В конституции КНР де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Но де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления, не включая Гонконг, Макао и Тайвань:

Провинциальный уровень (34): 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района.

Окружной уровень (333): 15 округов (префектур), 286 городских округов, 30 автономных округов, 3 аймака

Уездный уровень (2853): 1455 уездов, 370 городских уездов, 117 автономных уездов, 49 хошунов, 857 районов, 3 автономных хошуна, 4 специальных района.

Волостной уровень (46466): 19683 посёлка, 13587 волостей, 1085 национальных волостей, 106 сомонов, 1 национальный сомон, 7194 уличных комитета и 2 района уездного подчинения

Деревенский уровень: деревни и местные общины, или микрорайоны (в городах).

Форма государственного устройства.Китайская Народная Республика – унитарная республика, «социалистическое государство демократической диктатуры народа». Основным законом государства является конституция, принятая в 1982 году.

Форма государственного правления Китая –социалистическая народная республика. Высший орган государственной власти – однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2 979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе. Между сессиями полномочия ВСНП осуществляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.

Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.

Глава государстваПредседатель КНР. Действующий Председатель КНР Си Цзиньпин – представитель пятого поколения руководителей страны.

Переход властных полномочий к этому поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР, а в сентябре 2004 – Председателем Центрального Военного Совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента – Всекитайского собрания народных представителей, одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста Председателя Центрального Военного Совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.

Центральный Военный Совет КНР был учреждён в 1982 году. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек.

Военный совет и его руководитель играют важную роль в китайской политической системе. Так, в 1989 занимавший этот пост Дэн Сяопин, к этому времени уже ушедший с высших партийных и государственных постов, принял решение о подавлении выступлений на площади Тяньаньмэнь.

 

Политические партии.Власть в КНР принадлежит правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Основанная в 1921 году, она считается авангардом китайского рабочего класса, выразителем интересов многонационального народа и руководящим ядром дела строительства социализма. Ведущая роль КПК отражена в Конституции страны.

Революционный комитет Гоминьдана – одна из официальных малых партий КНР. Была основана в 1948 году левыми сторонниками Гоминьдана, которые порвали с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае. Партия стремится быть единственным последователем идей Сунь Ятсена. Среди официально разрешённых партий Революционный комитет по статусу занимает второе место в стране после Коммунистической партии Китая. В партийной системе на различных уровнях ему принадлежит некоторое количество мест, в том числе в НПКСК достаточно большое представительство – 30% мест. Принимают участие и в других областях партийной жизни, например, в деятельности партийных школ. На конец 2014 года в партии насчитывалось около 82 тыс. членов.

Демократическая лига Китая – ещё одна из официальных малых партий КНР.Была создана в марте 1941 года в городе Чунцин. Изначально была коалицией трёх демократических партий и трёх групп давления. Пыталась найти «третий путь» между коммунистами и националистами в гражданской войне, но растущий авторитаризм гоминьдановского диктатора Чан Кайши склонил её к соглашению с КПК.

Основой партии являются представители интеллигенции, работающие в сфере культуры и образования, а также науки и техники. По сообщениям китайских СМИ, в 2014 году Лига насчитывала более 230 тыс. членов партии.

Китайская партия стремления к справедливости является одной из восьми законно признанных политических партий в Китайской Народной Республике, представленных в составе Всекитайского народного политического консультативного комитета.

Партия была основана в октябре 1925 года в Сан-Франциско. Первая платформа партии придерживалась принципов федерализма и многопартийной демократии. В 1926 году партия перенесла свою штаб-квартиру в Гонконг. Во время японской оккупации Гонконга партия была почти полностью уничтожена.

После 1949 года по приглашению КПК представители партии приняли участие в первой пленарной сессии НПКСК в 1949 году. Они принимали участие в составлении общей программы и избрании правительства. Партия поддерживается зарубежными китайцами. Используется как инструмент китайского правительства для поддержания международных контактов. Например, в случае с Парагваем, который до сих пор признаёт тайваньское правительство, а не КНР. В 2001 году парагвайская делегация посещала Китай по приглашению именно Китайской партии стремления к справедливости.

Лига демократической автономии Тайваня – одна из так называемых. демократических партий, действующих в КНР. Была основана в Гонконге в 1947 году в ответ на кровавое подавление беспорядков на Тайване в феврале 1947 года. В настоящее время сосредоточено около 1 600 членов из Тайваня либо с тайваньскими корнями.

Демократическая Партия Китая (ДПК) является политической партией, зародившейся в Китайской народной республике. Официально запрещена Коммунистической партией Китая. Принято считать, что ДПК была создана в 1998 году активистами-демократами и бывшими лидерами студенческого движения с митинга на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Запрещёнными являются также Новая Демократическая партия Китая, Союз националистов Китая, Народная партия Внутренней Монголии.

Судебная система

Судебная система. Система судопроизводства в КНР включает Верховный народный суд, местные народные суды, военные народные суды, суды железнодорожного, водного транспорта, а также морские портовые суды.

 

В уголовный кодекс Китайской Народный Республики внесли дополнение, согласно которому смертная казнь может быть применена к замешанным во взяточничестве на сумму свыше $460 тыс.

 

Народные суды низшей и средней ступени действуют в низовых административных единицах, народные суды высшей ступени – в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Верховный суд, осуществляющий надзор за применением законов нижестоящими судебными инстанциями, возглавляется председателем, формируется ВСНП и его Постоянным комитетом и ответственен перед ними. Местные суды ответственны перед создавшими их местными органами власти. Юридический надзор осуществляют органы Народной прокуратуры КНР. В неё входят: Верховная народная прокуратура – ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом, генеральный прокурор избирается ВСНП сроком на 5 лет, местные народные прокуратуры формируются СНП и их постоянными комитетами соответствующих уровней.

 

Внутренняя политика

Внутренняя политика Китая нацелена на реформы в политической, экономической и социальной сферах, а также институциональные изменения в работе правящей Коммунистической партии Китая. По словам главы государства председателя КНР Си Цзиньпина уже выработаны меры по дальнейшему углублению реформаторских процессов, а такжевыдвинут график для эффективной реализацииэтих мер.

По мере реализации политики реформ и открытости, приведшей к выходу КНР на качественно новый уровень социально-экономического развития и наращивания совокупной государственной мощи, выявился и ряд проблем, ослабляющих силу правящей страной Коммунистической партии Китая:

- проблемы с подбором и назначением кадров;

- коррупция;

- постоянный рост расходов на содержание административно-управленческого аппарата;

- необходимость структурирования китайского общества с учётом появления частной собственности и частных капиталов;

- необходимость урегулирования интересов различных социальных слоев и обеспечения социально-политической стабильности в условиях продолжающего увеличения разрыва между двумя социальными полюсами, разрыва в уровне развития города и деревни и между развитым приморским поясом и внутренними регионами страны;

- соответствие правящей партии требованиям эффективного управления государством в «новой обстановке»;

- функционирование базовых политических и социальных институтов и соблюдение прав человека.

Идеологическая кампания, развернувшаяся в начале 2009 года в политических и властных структурах КНР, выдвинула ряд проблем, споры вокруг которых не утихают и сегодня. Речь идёт о так называемых «Шести главных вопросах», которые были сформулированы как дилеммы выбора между правильной и ошибочной позицией:

1. Руководящая роль марксизма или плюрализм руководящих идей.

2. Специфически китайский социализма либо демократический социализм и капитализм.

3. Ведущая роль в экономике общественной собственности при многообразии форм собственности либо приватизация или тотальное господство общественной собственности.

4. Система собраний народных представителей или западное разделение трёх ветвей власти.

5. Китайская система многопартийного сотрудничества или западная многопартийность.

6. Продолжение реформ или отступление назад.

Затронутые в ходе кампании устои относятся к различным идейным течениям, заявившим о себе ещё в 2000-е годы. Сегодня китайские власти попытаются обозначить ограничительные линии по ключевым вопросам с учётом проблем, которые обсуждают внутри Китая на неофициальном уровне. Опубликованные материалы партии и руководства призывают к поддержанию политической стабильности, отказу от радикальных преобразований системы государственной власти и сохранению сложившихся за время существования КНР специфических механизмов народного представительства и политических консультаций.

 

Внешняя политика

Внешняя политика Китая.Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН, активно участвует в мероприятиях по разрешению горячих вопросов в регионах мира политическим путем. Китай направляет персонал для участия в миротворческой деятельности ООН. Он выступает за реформу ООН, поддерживает курс на осуществление ООН и другими многосторонними организациями их важной роли в международных делах.

Китай состоит в таких международных организациях, как АТЭС, G20, Всемирная торговая организация, (с декабря 2001 года), а также ШОС и БРИКС.

Китай неуклонно выступает против терроризма в любой его форме и вносит свой вклад в дело борьбы с ним. Китай прилагает активные усилия для продвижения процесса контроля над вооружениями, разоружением войск и нераспространением оружия. Ныне Китай уже входит во все международные Договоры о контроле над вооружением и о нераспространении оружия. В деле нераспространения оружия Китай всегда строго выполняет свои обязательства и совершенствует правовую систему в этой сфере. В Китае создана комплексная система по контролю за увеличением экспорта оружия.

Отношения с РФ. Дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы на её восточной части подписан в понедельник 21 июля 2008 года в Пекине. Таким образом, между РФ и КНР окончательно урегулирована территориальная проблема, переговоры по которой длились более 40 лет, поставлена точка в пограничном размежевании между нашими странами и завершено юридическое оформление общей границы. В распространённом ранее сообщении МИД РФ отмечалось, что «вступление в силу соответствующих документов придаст дополнительный импульс развитию добрососедских связей между Россией и Китаем, в первую очередь – разнопланового сотрудничества приграничных районов двух стран». Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части было подписано в Пекине 14 октября 2004 года. Оно определяет прохождение границы на двух участках – в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаров Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН, активно участвует в мероприятиях по разрешению горячих вопросов в регионах мира политическим путем. Китай направляет персонал для участия в миротворческой деятельности ООН. Он выступает за реформу ООН, поддерживает курс на осуществление ООН и другими многосторонними организациями их важной роли в международных делах. Китай неуклонно выступает против терроризма в любой его форме и вносит свой вклад в дело борьбы с ним. Китай прилагает активные усилия для продвижения процесса контроля над вооружениями, разоружением войск и нераспространением оружия. Ныне Китай уже входит во все международные Договоры о контроле над вооружением и о нераспространении оружия. В деле нераспространения оружия Китай всегда строго выполняет свои обязательства и совершенствует правовую систему в этой сфере. В Китае создана была комплексная система по контролю за увеличением экспорта оружия. Дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы на её восточной части подписан в понедельник 21 июля 2008 года в Пекине. Таким образом, между РФ и КНР окончательно урегулирована территориальная проблема, переговоры по которой длились более 40 лет, поставлена точка в пограничном размежевании между нашими странами и завершено юридическое оформление общей границы. В распространённом ранее сообщении МИД РФ отмечалось, что «вступление в силу соответствующих документов придаст дополнительный импульс развитию добрососедских связей между Россией и Китаем, в первую очередь – разнопланового сотрудничества приграничных районов двух стран». Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части было подписано в Пекине 14 октября 2004 года. Оно определяет прохождение границы на двух участках (в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска). Одна из основных и на сегодняшний день не урегулированных проблем – проблема стихийной и незаконной эмиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока. Тайвань представляет собой зону особых интересов США в Тихоокеанском регионе. Давний союзник, оплот американского влияния, пример успешного применения западной модели демократии и принципов рыночной экономики на «чужеродной» почве – всё это относится к характеристикам Тайваня. Геополитическая, идеологическая и военная сферы являются определяющими сферами интересов США на Тайване. Одна из основных и на сегодняшний день не урегулированных проблем – проблема стихийной и незаконной эмиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока.

Территориальные претензии.Главное опасение вызывает тайваньский вопрос, то есть перспектива силового решения проблемы. В течение шестидесяти лет Китай и Тайвань наращивали свой военный потенциал, кроме того Тайвань заручился военной поддержкой такого сильного игрока, как США. Перспектива военного столкновения то назревала, то уходила на второй план в разные периоды. Это напрямую зависело не только от политических шагов Пекина и Тайбэя, но и Вашингтона. С приходом новой администрации на Тайване и в США, начинался новый виток отношений, которые уже имеет другую тональную окраску. Президент Ма Инцзю, в отличие от предшественника, начал проводить политику взаимодействия с КНР, президент Барак Обама вначале тоже пошёл на сближение с Китаем, исходя из сложившихся объективных реалий. На текущий момент, можно предположить, что на первом месте во внешнеполитической стратегии США находится экономическое и политическое сотрудничество не только с Тайванем, но всё в большей степени с КНР.

Между Китаем и Индией имеются неразрешённые территориальные вопросы. Но несмотря на это отношения в последнее время несколько смягчаются. В апреле 2005 года в ходе визита в Индию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам его переговоров с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом стороны объявили об установлении между странами «стратегического партнёрства». Китай использует этот термин для характеристики отношений со своими важнейшими внешнеполитическими партнёрами. Например, с Россией и Евросоюзом. Китай и Индия довели торговый оборот с 13,5 млрд. долл. в 2004 году до 20 млрд. в 2008 и 30 млрд. долл. в 2010 году. Самой перспективной областью сотрудничества стороны считают информационные технологии.

Проблемы в двусторонних отношениях также касаются развивающегося военно-технического сотрудничества Китая с Пакистаном и активности на индийской территории тибетских эмигрантских организаций, выступающих за отделение Тибета от КНР.

 

Территории, на которые







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.011 с.)