ТОП 10:

Государственная и политическая система Франции



Ключевой фигурой в этом механизме является Президент, доминирующей ветвью власти – исполнительная власть. Вместе с тем, при отрицательном отношении к парламентаризму, авторы Конституции 1958 года не могли обойтись без того, чтобы не сохранить существенные элементы парламентского правления. Таким образом, Франция стала первой страной, в которой установилась смешанная, президентско-парламентская республика.

Высшие органы государственной власти Пятой республики строятся на основе принципа разделения властей. Но в отличие от президентской республики, где разделение властей носит жёсткий характер, разделение властей в смешанной республике осуществляется не столь жестко и характеризуется диффузийностью, т.е. взаимопроникновением властей.

Президент. Вершину в иерархии государственных органов Франции занимает президент, который согласно ст. 5 Конституции следит за соблюдением Основного закона страны, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства, является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент Франции избирается на 5 лет прямым всеобщим голосованием с правом неограниченного переизбрания.

Правительство.Исполнительную власть во Франции наряду и совместно с президентом осуществляет правительство. Несмотря на тесную связь с президентом, правительство представляет собой отдельный институт, которому посвящен III раздел Конституции.

Правительство Франции формируется президентом. Глава государства по своему усмотрению назначает Премьер-министра и по его представлению других членов правительства, а также прекращает их полномочия. Будучи формально свободным в выборе Премьер-министра и других членов правительства, Президент вынужден поступиться этой свободой в случае, если парламентское большинство не подлежит его контролю. Правительство Франции может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством резидента, и в форме Кабинета министров, который состоит из членов правительства, в компетенцию которых входят рассматриваемые Кабинетом вопросы. Председательствует на его заседаниях премьер-министр. Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседаниях Совета министров, менее важные на заседаниях Кабинета министров. По сравнению с актами Кабинета министров, акты Совета министров являются актами более высокого уровня. Первые подписываются премьер-министром и в случае необходимости контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Вторые подписываются президентом и контрассигнуются ремьер-министром.

Парламент.Олицетворением законодательной ветви власти во Франции является общегосударственный представительный орган – парламент. Место и роль последнего в системе государственной власти Пятой республики во многом предопределили отрицательное отношение де Голля к парламенту и парламентаризму и явно неудачный опыт парламентской формы правления в период Четвёртой республики. Конституция 1958 года ввела безбрежный парламентаризм, характерный для Четвертой республики, в строго определенные рамки. Закреплённый ею конституционный статус парламента, позволяет говорить о Франции как стране рационализированного и дозированного парламентаризма.

Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания – нижняя палата и Сената – верхняя палата. Каждая из палат имеет собственную резиденцию. Национальное собрание располагается в Бурбонском дворце, Сенат – в Люксембургском дворце.

Национальное собрание состоит из 579 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования и представляющих все департаменты и заморские территории пропорционально численности их населения. При выборах депутатов используется мажоритарная система выборов. Победителем считается тот кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов. Если в первом туре победитель не выявился, проводится второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от общего числа избирателей. Победитель второго тура определяется по мажоритарной системе относительного большинства. Кандидат в депутаты идет на выборы вместе со своим заместителем, фамилия которого также печатается в бюллетене. В случае досрочного прекращения полномочий депутатом его место в Национальном собрании занимает его заместитель.

Требования к кандидату в депутаты довольно либеральны. Кандидату необходимо достичь 23 лет, обладать избирательным правом и внести залог в 1 тыс. франков.

В состав Сената входит 321 сенатор. Сенаторы избираются сроком на 9 лет путём косвенных выборов специальной избирательной коллегией. В состав последней входят депутаты нижней палаты парламента, члены региональных и генеральных советов и представители муниципальных советов. Всего в избирательную коллегию входит около 108 тыс. выборщиков. Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента. От каждого департамента избирается не менее 2 сенаторов. При выборах сенаторов используется смешанная система. В 13 наиболее крупных департаментах, избирающих от 5 и более сенаторов, используется пропорциональная система. По этой системе избирается 69 сенаторов. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Кандидат в сенаторы должен быть не моложе 35 лет. Сумма денежного залога претендента на место в Сенате составляет 2 тыс. франков.

Каждые три года Сенат обновляется на 1/3 своего состава.

Депутаты и сенаторы обладают индемнитетом и иммунитетом. При этом под «парламентским индемнитетом» понимают привилегию депутата на свободные выступления и голосования в парламенте. Это означает, что он не несет ответственности за любые действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. И даже после того, как депутат перестаёт быть членом парламента, никто не может привлечь его к ответственности за эти действия. Мандат депутата носит свободный характер. Парламентарии работают на постоянной основе. Совмещение депутатского мандата с иного рода деятельностью, за исключением преподавательской, не допускается.

Избирательная система. Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное избирательное право. Во Франции активным избирательным правом обладаютвсе французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости – не менее шестимесячного срока. Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Избирательный список является постоянным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах.

Политические партии.Франция, наряду с Великобританией, является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.

В послевоенный период в политической жизни страны конкурировали две основные политические доктрины – голлистская и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцентристские политические организации и социалистическая партия.

Социалистическая партия, Parti Socialiste, PS. Левоцентристская французская политическая партия, правящая партия во Франции с 2012 года. Идеологически близки социал-демократические принципы. В своей явно социал-демократической предвыборной программе победитель президентских выборов во Франции 2012 года от Социалистической партииФрансуа Олланд обещал помогать малым и средним предприятиям, поддерживать развитие высоких технологий, защищать и развивать те предприятия, которые уже находятся в общественной собственности, повысить налоги для богатых французов, построить около 2 с половиной миллионов временных, социальных и студенческих мест жительства, реформировать систему здравоохранения, разрешить эвтаназию, разрешить однополым парам вступать в брак и усыновлять детей, создать 150 000 рабочих мест, улучшить систему образования, разрешить иностранцам голосовать на региональных выборах, начать новый этап децентрализации и вывести французских солдат из Афганистана.

«Национальный фронт», Front National, FN. Длительное время считалась ультраправой. Правоконсервативная националистическая политическая партия во Франции. Основана в октябре 1972 года французским политиком Жаном-Мари Ле Пеном. Создание партии было связано с поиском альтернативного пути власти социалистов. На парламентских выборах 2012 года партия получила два места в парламенте. А после выборов в Сенат в 2014 году – 2 места в Сенате. В 2015 году партию также представляли 26 мэров городов, в числе которых город Марсель.

С 15 января 2011 года (получив на выборах главы 2/3 голосов) по настоящее время президентом партии является дочь Жана-Мари Ле Пена– Марин Ле Пен.

Среди основных положений политической программы «Национального фронта» в общих чертах следующие:

- прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран и ужесточение требований при получении французского гражданства;

- возврат к традиционным ценностям: ограничение абортов, поощрение многодетных семей, сохранение французской культуры;

- проведение протекционистской политики, поддержка французских производителей, мелкого и среднего бизнеса через снижение налогов;

- борьба с сегментацией общества на национальные и религиозные общины, утверждение светского начала;

- обсуждение возвращения смертной казни;

- снижение возраста уголовной ответственности с 18 до 15 лет;

- восстановление примата национального законодательства над европейским, пересмотр договоров с Евросоюзом и выход из НАТО;

- противодействие процессам глобализации, евроинтеграции, большая степень независимости страны от Евросоюза и международных организаций и др.

В 2014 году партия выступила в поддержку действий РФ в ходе Крымского кризиса, а в конце ноября Марин Ле Пен назвала В.В. Путина «защитником христианского наследия европейской цивилизации», заявив, что Украина «покорена» Соединёнными Штатами. Представители «Национального фронта», в частности депутат Европарламента Жан-Люк Шаффхаузер, осенью 2014-го поддерживали самопровозглашённые ЛНР и ДНР, наблюдая за непризнанными Киевом выборами руководителей этих образований на Донбассе, а в мае 2015 года советник главы партии Эммануэль Леруа побывал на праздновании годовщины образования самопровозглашённой ДНР в Донецке. Партия и её руководство выступают против антироссийских санкций: «Санкции против России нежелательны и контрпродуктивны. Они отдаляют Россию от Европы, подталкивают её в сторону Китая и её торговлю в сторону Азии. Хотя очевидно, что в наших интересах наращивать торговые отношения с Россией» (М. Ле Пен).

Кроме крайне правой партии «Национальный фронт» в правом секторе есть и такие правые партии, как Республиканцы, Движение за Францию. В левом секторе, кроме социалистической партии, следует отметить леволиберальную Радикальную левую партию, партию «Европа. Экология. Зелёные». К центристским партиям Франции политологи относят «Демократическое движение» либерального толка, Союз демократов и независимых, старейшую политическую партию под названием Радикальная партия, социал-либеральную партию Новый центр, реформистскую партию Современные левые.

Есть во Франции и автономистские региональные партии, выступающие за предоставление автономии своим регионам: Партия корсиканской нации, Свободная Корсика, левоцентристская партия за независимость Бретани Бретонская партия, Окситанская партия, Движение Савойского региона.

Судебная система Франции основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий. Она многоступенчата, и её можно разделить на две ветви – саму судебную систему исистему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьёй единолично. Но при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты – по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции – офицеров МВД, военной жандармерии и т. д. Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

Историческая справка

Из множества периодов развития истории Франции можно выделить: Кельтский период, период Римской Галлии, Франкское государство Меровинги (481 – 751) и королевство Хлодвига, Каролинги (751 – 987) и империю Карла Великого, Династия Капетингов (987 – 1328), Династия Валуа (1328 – 1589), Династия Бурбонов (1589 – 1792, 1814 – 1848), Великая французская революция, период Консульства и Первой империи (1799 – 1814), период Реставрации (1814 – 1830), Июльская монархия (1830 – 1848). Вторя республика (1848 – 1852), Вторая империя (1852 – 1870), Третья республика и Парижская комуна (1870 – 1940), Вторя мировая война, Четвёртая республика (1946-1958), Пятая республика (с 1958 года по наст. время).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946 – 1954). И в итоге была вынуждена предоставить в 1954 году независимость Лаосу и Камбодже. Затем в Африке в 1956 году – Марокко и Тунису. Но наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956 – 1962).

История Пятой республики начинается в 1958 году, когда в Алжире произошёл мятеж военных во главе с генералом Жаком Массю, которые требовали передачи власти де Голлю. 1 июня 1958 года де Голль сформировал новое правительство. В том же году на референдуме была принята конституция Пятой Республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом был избран де Голль. К 1960 году в обстановке распада колониальной системы получила независимость большая часть французских колоний в Азии и Африке. После обретения Алжиром независимости профранцузским алжирцам разрешили переселиться во Францию, где они составили стремительно растущее мусульманское меньшинство.

Массовые волнения молодёжи и студентов в 1968 году, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. В 1969 году Шарль де Голль был вынужден уйти в отставку. После него сменилось четыре президента, и в 2007-ом при беспрецедентно высокой явке избирателей 85%. президентом был избран Николя Саркози.

Франция один из лидеров Европейского союза, процесса общеевропейской интеграции, но в мае 2005 на референдуме по Европейской конституции 54,8% французов проголосовало против её принятия. 6 мая 2012 года в результате второго тура президентских выборов 24-м президентом Франции был избран кандидат от Социалистической партии Франции Франсуа Олланд. В апреле 2013 года в стране были легализованы однополые браки. 13 ноября 2015 года поздно вечером в Париже произошла первая террористическая атака возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, затем расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале «Батаклан», где около 100 человек были захвачены в заложники. На 20 ноября 2015 года было известно о 130 погибших и более чем 350 раненых, из них 99 в критическом состоянии. Жертвами стали в основном молодые люди от 20 до 30 лет.

 

Внутренняя политика

Внутренняя политика Франции. Главные проблемы: иммиграция, терроризм и трудовая реформа.

Послевоенная история Франции сопряжена с определённой нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений. За исключением событий мая 1968 года и последним пятилетием. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

Иммиграция во Франции. Страхи, связанные с наплывом мигрантов в Европу и породившие всё увеличивающуюся исламофобию, определили успех правых политических сил не только во Франции, но и в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии. В Великобритании глава правительства Дэвид Кэмерон заявил о намерении ввести квоты на иммиграцию.

Беспокойство в связи с иммиграцией возникло во Франции ещё в середине 70-х годов при президенте Валери Жискар д'Эстене, когда ответственность за рост безработицы была возложена на иммигрантов. С тех пор возник стереотип: иммигранты, прежде всего из Северной Африки и их дети, занимают рабочие места, отнимая их, таким образом, у французов, способствуют росту преступности и увеличению дефицита в системе социального обеспечения. Некоторые пригороды французских городов превратились в гетто, откуда бежало коренное население. Отсюда и фраза, которую президент Франсуа Миттеран произнес в 1989 году: «Всякому терпению приходит предел», имея в виду пропорцию иммигрантов в обществе. В 1990 году социалист Мишель Рокар заявил, что Франция не может принять у себя все беды мира, но она должна уметь нести свою долю. Жак Ширак – президент Пятой республики, посещая одно из зданий в Париже, сказал, что от шума и запахов из квартир жильцов-африканцев нормальный француз сходит с ума.

Опасения французских президентов не были беспочвенными. Сегодня во Франции зарегистрировано около 12 миллионов мигрантов на 64 683 229 от общего числа проживающих.

В основном это выходцы из Африки и арабских стран. Но в целом уже одна треть нынешних граждан страны родились за рубежом или имеют родителей-иммигрантов. При этом государство тратит на программы интеграции несметные суммы: на образование, профподготовку, жилье, здравоохранение и обеспечение безопасности в среде мигрантов выделяется 36 миллиардов евро в год. Несмотря на это современные мигранты живут кланами, не спешат ассимилироваться и изучать язык.

В связи с этим стоит отметить один уникальный судебный процесс в Париже – о расизме в отношении белых. В центре города три арабских парня избили бутылками парижанина, обзывая его «вонючим французом» и «грязным белым», за то, что тот якобы не дал им сигарет. Выражение «антибелый расизм» прочно вошло в лексикон французов.

Большая часть мигрантов въезжают либо как беженцы, либо как члены семей. В миграционном законодательстве есть удобная лазейка – закон о воссоединении семьи. В итоге страну заполонили люди без квалификации и даже без образования.

Но безработица не заставляет их возвращаться домой. Те мигранты, у которых все документы правильно оформлены, получают пособие. На него им живется гораздо лучше, чем на родине. Сейчас оно составляет 281 евро в месяц на взрослого и 184 евро на ребёнка. Ещё и медицинскую страховку получают льготную. Женщинам-мигрантам при рождении ребенка выплачивается такая же субсидия, как и француженке.

Такая льготная миграция вызывает напряжение во французском обществе и популярность идей националистических правых партий. Самой весомой из этих партий является «Национальный фронт», основанная в октябре 1972 года французским политиком Жаном-Мари Ле Пеном. В 2015 году партию представляли 26 мэров городов, и самым крупным из них был Марсель. Такой успех определён программой партии, где предусмотрено: прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран и ужесточение требований при получении французского гражданства, прекращение программ воссоединения семей для мигрантов, отмена прожиточного минимума и государственной медицинской помощи для иностранцев, при наличии равных достоинств и навыков предоставление рабочих мест и пособий французам, а не мигрантам, сокращение продолжительности вида на жительство с 10 до 3 лет, запрет всех расистских, сексистских и дискриминационных практик, в частности, в общественных местах, к примеру, халяль в школьных столовых, раздельного посещения бассейнов и т. п., оказание социальной помощи и выдача пособия на семью только гражданам Франции, реформирование законодательство таким образом, чтобы преимущественным критерием для выдачи социального пособия стало гражданство, восстановление примата национального законодательства над европейским, пересмотр договоров с Евросоюзом и выход из НАТО и др.

Трудовая реформа. Второй основной проблемой во внутренней политике Франции является ситуация, сложившаяся вокруг проведения трудовой реформы. Согласно законопроекту, упрощался порядок увольнения работников, а трудовые договоры переводились в сферу частных соглашений между нанимателями и нанимаемыми. На практике это означало увеличение рабочего дня до 12 часов, а рабочей недели – до 46 часов. И постепенный отказ от 35-часовой рабочей недели – главного достижения французского евросоциализма. Притом, что Соцпартия президента Олланда располагает большинством в Национальной Ассамблее – около 60 депутатов от левых отказались поддержать законопроект. Не в силах набрать необходимое количество голосов исполнительная власть использовала конституционную возможность, позволяющую обойтись без поддержки законодателей. В ответ на действия властей в Париже состоялись массовые акции протеста, которые начались 9 марта 2016 года и продолжаются до сих пор. Французские профсоюзы требуют если не отказа от реформы, то её существенного изменения. Они полагают, что президент Олланд идёт на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников. Акции протеста проходят сегодня во Франции под лозунгами «Мы стоим большего!», «Реформа – большой шаг вперед в XIX век», «Мы не хотим потратить всю жизнь только на то, чтобы на неё зарабатывать», «Молодёжь не вещь одноразового пользования».

Внешняя политика

Внешняя политика Франции. В настоящее время Франция является одним из главных игроков в мировой политике, её бесспорно можно назвать «великой державой», и это предположение базируется на следующих принципах:

- Франция самостоятельно, но с оглядкой на США, определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе – прежде всего на наличии ядерного оружия;

- Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации, благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС

- Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера, объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всём мире;

- сохраняет особую роль в отдельных регионах мира, прежде всего в Африке;

- Франция остаётся центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.

Франция является одной из стран основательниц Европейского союза (1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций, как ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпол (Лион), Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).

Франция – член многих мировых и региональных международных организаций:

- Организации Объединённых Наций с 1945 г.;

- постоянный член Совета Безопасности ООН и обладает там правом вето;

- член ВТО с 1995 г.;

- с 1964 г. член Группы десяти, The Group of Ten, (G10) − десять государств, изначально подписавших в 1962 году в Париже Генеральное соглашение о займах.;

- страна-инициатор в Секретариате Тихоокеанского Сообщества;

- член Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка;

- член Комиссии Индийского Океана;

- ассоциированный член Ассоциации Карибских Государств;

- учредитель и ведущий участник Франкофонии – международной организация сотрудничества франкоязычных стран мира. Объединяет 57 членов, представляющих различные государства или части государств мира, а также 23 наблюдателей. Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства, а культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков. В современном виде Франкофония существует с 1970 года;

- в Совете Европы с 1949 года;

- член ОБСЕ;

- участник Большой семёрки.

- Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ – рабочего органа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Основные направления внешней политики Франции:

- решение проблем в Европе и ЕС;

- взаимоотношения с Российской Федерацией

- Африка, Азия и «заморские территории».

Решение проблем в Европе и ЕС. Начиная с 1945 года, европейское строительство стоит в центре внешней политики Франции. Для этого было несколько важных соображений: восстановить мир и гарантировать безопасность государств, закрепить демократическую форму управления, создать единое экономическое и валютно-денежное пространство, способное гарантировать процветание народам Европы. С этого момента генерал де Голль, президенты Помпиду, Жискар д'Эстен, Миттеран и Ширак всё время работали над конкретизацией и развитием этого европейского фундамента, чтобы сделать Европу экономически сильной и уважаемой на политической арене.

При этом внутри самой Европы, по мнению самих французов, ведущее место принадлежит именно Франции, поскольку именно эта страна на протяжении многих лет оказывала наибольшее влияние на политическую, культурную и экономическую жизнь континента. Именно она подарила миру идеи Просвещения и революции, Декларацию прав человека и гражданина, а также великих политических деятелей, военачальников и писателей, и следовательно, именно ей суждено быть центром и основной движущей силой Европы. Ведущая роль в ЕС Францияприписывает себе ещё и потому, что она является ядерной державой и обладает очень выгодными стратегическими позициями благодаря центральному положению в Западной Европе, одновременному выходу к Атлантике, Средиземному и Северному морям. А также благодаря её территориальным владениям во всех океанах и огромному влиянию в большинстве своих бывших многочисленных колоний в Азии, Африке и Латинской Америке. Кроме того, ещё со времён президентства де Голля она неизменно пользуется репутацией «объективного судьи во многих международных спорах», которой не обладают большинство других крупных держав, в т.ч. США. Следовательно, Франция по сравнению с остальными европейскими государствами обладает крайне важным преимуществом – она способна стать своеобразным центром притяжения для многих стран Третьего мира, стремящихся сохранить свою политическую и экономическую независимость от мировой сверхдержавы США.

Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм как явление стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире.

В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой «европейской обороны». Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя «новой Европы».

Объединение Германии 1989 года вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.

Фундаментом нового европейского порядка президент Франсуа Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.

При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции над остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.При президенте Шираке этот курс усилился. А при Саркози и Олланде Франция постепенно подпала под глобальное влияние США.

В последние пять лет, как и во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существенные социальные проблемы стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. Но события на Балканах, на Севере Африки, на Ближнем Востоке и в на Украине свидетельствуют о том, что в настоящий момент международные проблемы снова выходят на первый план. Франция и её официальный курс поддерживают США и НАТО в их действиях в Европе. Безусловно, всё это привело к возрастанию роли США и НАТО в Европе. И Франция в этой геополитической ситуации оказалась в Европе и мире не на первых ролях.

Взаимоотношения с Российской Федерацией.Это целый комплекс разнообразных аспектов и, касающихся вопросов экономики, политики, идеологии, обороны и безопасности и вписывающихся в двусторонние отношения двух стран в целом. На эти отношения влияют позиции отдельных стран Азии, Африки и двух Америк, Европейского союза и США.

Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Ещё в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне и будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией.

Настоящий интерес к России появился во Франции лишь после публикации в 1607 году сочинения наёмника-гугенота Жака Маржерета «Состояние Российского государства и Великого княжества Московского», сведения которого использовал в «Истории своего времени» (1620) известный историк Жак Огюст де Ту (1553 – 1617).

В 1615 году при дворе Людовика XIII принято было посольство Ивана Кондырева, окончившееся в целом неудачей, но положившее начало дипломатическим отношениям между Россией и Францией.

Летом 1668 года проездом из Испании в Париже побывало русское посольство во главе со стольником П. Потемкиным, имевшим аудиенцию у Людовика XIV и Кольбера и обсуждавшим установление взаимовыгодных торговых отношений между двумя странами.

Первое дипломатическое представительство России во Франции появилось в 1702 году по указу Петра I, заинтересованного в союзе с Людовиком XIV ввиду сближения Англии со Швецией. Посещение Франции самим Петром I в 1717 году послужило отправной точкой для установления постоянных дипломатических отношений между двумя странами, прерванных лишь Великой Французской революцией.

Отношения между Россией и Францией в первой половине XIX века не отличались стабильностью. Противостояние в годы Наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года; сближение после крушения наполеоновской империи в годы Реставрации. Затем очередное охлаждение двусторонних отношений после Июльской революции 1830 года. Приведшей к смене режима во Франции и воцарению Луи-Филиппа Орлеанского. Которого император Николай I до конца жизни считал «узурпатором» престола, «похитившим» корону у малолетнего герцога Бордоского, внука свергнутого короля Карла Х. Всё это время французы так или иначе следили за происходящим в далёкой России, но их представления о ней были весьма поверхностными и расплывчатыми.

Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символами дружеских отношений стали мост Александра III, построенный в Париже, и Троицкий мост по проекту Эйфеля в Санкт-Петербурге.

История отношений СССР и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией. 28 октября 1924 года Эдуард Эррио от имени Совета министров Франции направил председателю ЦИК М.И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами».

В начале 1930-х годов в отношениях двух стран начали появляться тенденции к сближению. 11 января 1934 года было подписано первое советско-французское торговое соглашение. 2 мая 1935 года был подписан Франко-советский пакт о взаимопомощи.

В 1949 году Франция явилась одним из государств-основателей союза НАТО, ставившего задачу противодействия «экспансии СССР».

В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений была положительной, но во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981 – 1995) и Ж. Шираком (1995 – 2007).

К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение отношений, обусловленное двумя главными проблемами – критикой Парижа относительно контртеррористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000 года отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 году, когда два государства резко высказались против операции США в Ираке.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.40 (0.028 с.)