Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О совершении движений (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда.
«Он (да благословит его Аллах и приветствует) держал распростёртой свою левую ладонь на левом колене, сжимал в кулак все пальцы правой руки, направлял указательный палец в сторону Киблы и обращал на него свой взор (т.е. на указательный палец правой руки)». [Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и Абу Йа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующее дополнение от Ибн Умара: «...и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (об этом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец. Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказал мне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делали так», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайне странное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «один человек» является достоверной].
Также «при указывании пальцем он возлагал большой палец (правой руки) на средний палец» [Муслим и Абу Авана], а иногда «он образовывал этими двумя пальцами кольцо». [Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий 287/1].
«Подняв свой правый (указательный) палец, он совершал им движения, взывая им к Аллаху». [Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1). О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует о том, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержится доказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, поскольку взывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этого мнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада (однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во время молитвы?» Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично!». (Об этом упомянул Ибн Хани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенного очевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны. Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку, думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами].
И он говорил: «Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо», имея в виду (правый) указательный палец». [Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар аль-Бухтири в «аль-Амали» (60/1), ат-Табарани в «Ад-Ду‘а» (73/1), Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (249/2) и аль-Байхаки].
Кроме того, «сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) напоминали друг другу указывать пальцем при взывании с мольбами к Аллаху». [Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков].
Однажды «увидев, как какой-то человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, он сказал: «(Делай это) одним, [делай это одним]!» — и показал на свой указательный палец». [Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба также приводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение].
«Он (да благословит его Аллах и приветствует) так делал (при произнесении) обоих ташаххудов». [Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков].
Что касается опускания этого пальца после указания им либо ограничения его движения утверждением (при произнесении слов «Ля иляха...» - «Нет бога...») и отрицанием (при произнесении слов «...илля Ллах» — «...кроме Аллаха»), — всё это не имеет под собой в Сунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о том свидетельствует вышеприведённый хадис.
Более того, хадис о том, что он не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во время молитвы), не является достоверным, как я разъяснил в книге «Да‘иф Аби Дауд» (175). Но если предположить, что этот хадис был бы достоверным, в нём содержится отрицание, тогда как в вышеприведённом хадисе — утверждение, а правоведам хорошо известен принцип, согласно которому утверждающему (мусбит) отдаётся предпочтение перед отрицающим (наф).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.005 с.) |