Совершение второго земного поклона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершение второго земного поклона.



 

Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон». [Аль-Бухари и Муслим].

Он приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «...затем произнеси «Аллах Велик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай так же во время каждой своей молитвы]». [Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение в скобках приводят аль-Бухари и Муслим].

 

Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Так же иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира». [Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу «О выпрямлении после первого земного поклона»].

 

Затем «он поднимал голову, произнося такбир» [Аль-Бухари и Муслим] и приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «...затем подними свою голову и произнеси такбир». [Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Он также сказал ему: «[...затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона], ибо если ты будешь так делать, то твоя молитва будет (действительно) полной, а если упустишь что-либо из этого, то твоя молитва будет (до конца) не завершена». [Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

 

Также иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира». [Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях].

 

57. Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха).

 

Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]». [Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как «джальсат аль-истираха» (сидение для отдыха). Имам аш-Шафи‘и поддерживал это. Как сообщается в книге «Ат-Тахкик» (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу «джальсат аль-истираха», а он был широко известен тем, что настаивал на соблюдении Сунны, которой ничто иное не противоречит. Ибн Хани сообщил в книге «Маса’иль аль-Имам Ахмад» (стр. 42) следующее: «Я видел, как Абу Абдуллах (имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак‘ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге «Маса’иль аль-Марвази» (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), будь (молящийся) стариком или юношей». См. также «аль-Ирва’» 2/82/3].

58. О вставании для совершения следующего рак‘ата, опираясь на руки.

Затем «он поднимался для совершения второго рак‘ата, опираясь (руками) о землю». [Аль-Бухари и аш-Шафи‘и].

 

Также «во время молитвы он сжимал пальцы в кулак*, опираясь на руки при вставании». [Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передает аль-Байхаки через достоверную цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал, словно стрела, не опираясь на руки», - то он подложный и вымышленный (мавду‘), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» 562, 929, 968].

 

*[Дословно «как тот, кто замешивает тесто»].

 

59. Второй рак‘ат.

«Когда он вставал для совершения второго рак‘ата, то начинал (его) со слов:

«Альхамду лиЛляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!)» (сура «аль-Фатиха», аят 1), не делая (при этом) паузы». [Муслим и Абу Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале молитвы (ду’а аль-истифтах), и, возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти‘аза — «А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтан....»); либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов «истиа‘за» (в каждом рак‘ате), и мы считаем, что наиболее верной является та из них, которая выступает за произнесение слов «истиа‘за» в каждом рак‘ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»)].

 

Он совершал этот рак‘ат точно так же, как и первый, за исключением того, что этот рак‘ат был короче первого, о чём уже упоминалось ранее.

 

60. Об обязательности прочтения суры «аль-Фатиха» в каждом рак‘ате.

Он велел «человеку, который плохо помолился» читать суру «аль-Фатиха» во время каждого рак‘ата, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате [Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис с сильным иснадом]: «...и поступай так в течение всей твоей молитвы!». [Аль-Бухари и Муслим].

 

В другой версии этого хадиса передаётся: «...в каждом рак‘ате». [Ахмад привёл этот хадис с хорошим иснадом].

 

Он также говорил: «В каждом рак‘ате — чтение («аль-Фатихи»)». [Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своей книге «Сахих» и Ахмад в «Маса’иль Ибн Хани» (1/52). Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто совершил (хотя бы) один рак‘ат молитвы, не прочитав в ней «Мать Книги», не совершил молитву (вовсе), если только он не молился за имамом». Это сообщение передал имам Малик в своём сборнике хадисов «аль-Муватта’»].

 

Первый ташаххуд.

 

Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) усаживался для произнесения ташаххуда после совершения второго рак‘ата. Если молитва состояла из двух рак‘атов, как, например, утренняя молитва (фаджр), то «он садился, принимая положение «ифтираш» [Ан-Наса’и (1/173) приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков], как и между двумя земными поклонами. Точно так же «он сидел во время совершения первого ташаххуда» [Аль-Бухари и Абу Дауд] в молитвах, состоявших из трех или четырех рак‘атов.

Он велел «человеку, который плохо помолился» поступать так же, сказав ему: «Когда ты усаживаешься в середине молитвы, то успокойся, распластай своё левое бедро и произнеси ташаххуд». [Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков].

 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мой любимейший друг (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мне сидеть на корточках («ик‘а’»), подобно собаке». [Ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Абу ‘Убайда и другие разъяснили подобный вид «ик’а’» следующим образом: «Это когда человек упирается ягодицами в землю, держит голени прямо и опирается руками о землю, точно так же усаживается собака». Следует отметить, что этот вид «ик’а’» отличается от одобряемого Сунной сидения в положении «ик’а’» между двумя земными поклонами, о чём речь шла ранее].

В другом хадисе сообщается: «Он запрещал садиться на корточки, подобно шайтану». [Муслим, Абу Авана и другие. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (316) («Поза собаки», о которой речь шла в предыдущем примечании, также называется «позой шайтана». См. «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахмана аль-Мубаракфури. - Прим. перев.)].

 

«Когда он усаживался для произнесения ташаххуда, то возлагал свою правую ладонь на правое бедро [в другой версии: «...на правое колено»], а левую ладонь — на левое бедро [в другой версии: «...на левое колено, держа её (т.е. ладонь) на нём распростёртой»]» [Муслим и Абу Авана], и «он возлагал конец своего правого локтя на правое бедро». [Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Исходя из смысла этого хадиса, можно сделать вывод, что здесь он не отодвигал свои локти от боков, как разъяснил Ибн аль-Каййим в «Заад аль-Ма‘ад»].

 

Также «он запретил человеку, который сидел во время молитвы опершись на левую руку, так поступать, сказав: «Поистине, это моление иудеев!». [Аль-Байхаки и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого и следующего хадисов приведены в книге «аль-Ирва’» 380].

 

В другой версии этого хадиса сообщается: «Не садись так, ибо подобным образом усаживаются те, которые подвергаются наказанию!». [Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков].

 

В другом хадисе передаётся: «В таком положении сидят те, которые навлекли на себя гнев (Аллаха)». [Абд ар-Раззак; Абдул Хакк назвал этот хадис достоверным в своей книге «аль-Ахкам» (1284). Хадисы этой книги я проверил на достоверность].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.025 с.)