Экономической безопасности Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономической безопасности Российской Федерации»



Экономической безопасности Российской Федерации»

 

(для курсантов, обучающихся по специальности

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности)

 

Время: 2 часа

 

Подготовил: профессор кафедры ГосПД

д.ю.н. Ильичёв И.Е.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры ГосПД

 

«22» ноября 2011 г.

 

Протокол № _____

 

Белгород - 2011 г.


Цели лекции:

Учебная: введение курсантов в проблемы экономической безопасности Российской Федерации.

Воспитательная: формирование нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел в вопросах профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям.

Развивающая: расширение представлений о функциях правоохранительных органов в системе мер противодействия преступлениям в экономической сфере.

 

Метод проведения занятия: словесный с использованием ТСО.

 

Примерное распределение учебного времени:

 

План лекции Время Страницы
Введение. 5 минут  
1. Экономическая безопасность России и проблемы её обеспечения. 20минут  
2. Угрозы и способы противодействия угрозам национальным экономическим интересам России. 25 минут  
3. Коррупция как фактор внутренней угрозы национальной безопасности России. 20 минут  
4. Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 15 минут  
Заключение. 5 минут  

 

 

Основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

6. Национальная стратегия противодействия коррупции / Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460.

 

Дополнительная литература

 

1. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31.10.2003.

2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 22.01.1999.

3. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года.

3. Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства // Юридический мир. – 2011. - № 6.

4. Гранкин М.И. К вопросу о сущности безопасности экономической основы конституционного строя // Общество и право. – 2010. - № 4.

5. Дугенец А.С., Васильев Ф.П., Гугунский А.Н. Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России // Российский следователь. – 2011. - № 9.

6. Казаченкова О.В. Коррупция как системная угроза национальной безопасности: проблемы противодействия и ликвидации / Административное и муниципальное право. – 2010. - № 1.

7. Шмаков В.Н., Кукушкин С.Н. Особенности прокурорского надзора в сфере экономических отношений // Российская юстиция. – 2011. - № 2.

 

Введение.

 

Экономика- это особая и многогранная сфера жизни общества. Назначение экономики состоит в производстве пользующихся спросом товаров и услуг. В недрах экономики происходит обмен этими товарами и услугами, тем самым осуществляется распределение созданных в обществе благ. Таким образом сущность и назначение экономики – удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах.

Потребление производимых экономикой благ – товаров и услуг (гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями) вызывает необходимость их непрерывного воспроизводства. При этом потребитель требует от экономики товаров и услуг новых видов и с новыми, улучшенными потребительскими свойствами. Тем самым потребление становится «вечным двигателем» функционирования и развития экономики.

Экономика – фундамент процветания государства. Развитая экономика создаёт необходимые условия для комплексного решения задач социального, культурного развития, независимой внешней политики, обороны и безопасности страны. Экономическая мощь Соединённых Штатов Америки внушает лидерам страны идеи права силы, доминирования в мировой политике и практике, пренебрежения интересами других государств. Опираясь на военную мощь, поддержку стран – членов НАТО, США отстаивают собственные национальные интересы нередко вопреки общепринятым нормам международного права.

Российская Федерация ставит перед собой амбициозные задачи: в ближайшие годы войти в пятёрку лидеров наиболее развитых экономик мира, на этой основе обеспечить достойный уровень и качество жизни своих граждан. Это диктует необходимость создания безопасных условий функционирования национальной экономики.

Создание безопасных условий функционирования национальной экономики большого государства – весьма непростая задача. Для решения такой задачи необходимо иметь объёмное представление об особенностях этой экономики, её структуре и специфике, желательных и жизненно необходимых направлениях и приоритетах развития, внутренних и внешних угрозах устойчивому развитию.

Решение подобной задачи в условиях России осложняется огромной территорией – Россия остаётся крупнейшим по территории государством мира. В связи с этим возникают проблемы транспортных коммуникаций и энергоснабжения отдалённых регионов. Традиционно неравномерное расселение населения создаёт проблемы, обусловливающие неравномерное развитие регионов страны. Отставание в развитии восточных регионов делает всё более реальной угрозу территориальной целостности страны: территориальные претензии к России со стороны Японии могут дополниться притязаниями на природно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего востока со стороны государств, испытывающих острый сырьевой дефицит.

Задача данной лекции состоит в анализе правовых основ обеспечения безопасности экономической основы российского государства, функций и задач государства, общества и отдельных граждан в системе обеспечения экономической безопасности страны.

В процессе изучения проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации у курсантов должно быть сформировано представление о функциях правоохранительных органов в системе мер противодействия преступлениям в экономической сфере, нравственная позиция сотрудника органов внутренних дел в вопросах профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям.

И проблемы её обеспечения.

В самом общем понимании экономическая безопасность России – это состояние защищённости экономической основы её конституционного строя от внутренних и внешних угроз.

Первоначальные представления об экономической безопасности современной России формировали видные отечественные учёные-экономисты. Такая необходимость была обусловлена переходом экономики страны к работе в рыночных условиях.

В частности, академик Л.И. Абалкин в 1994 году определял экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно, решать социальные задачи; при этом государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику[1].

Экономическая безопасность – это также важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом. Составными элементами экономической безопасности являются:

- независимость национальной экономической политики;

- стабильность экономического развития страны;

- устойчивость экономики к неблагоприятным воздействиям;

- способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию[2].

Правовую основу экономической безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативноые акты органов местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ (ст.ст. 8, 9) экономическую основу конституционного строя формируют следующие её элементы:

- единое экономическое пространство;

- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- поддержка конкуренции;

- свобода экономической деятельности;

- признание равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Статья 34 Конституции Российской Федерации декларирует право на свободу предпринимательства – свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.

В качестве субъектов обеспечения экономической безопасности выступают:

- Президент Российской Федерации как гарант Конституции РФ, уполномоченный вырабатывать основы внутренней и внешней политики государства;

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и федеральные агентства;

- налоговые службы;

- таможенные службы;

- банки;

- биржи;

- страховые компании;

- производители и продавцы продуктов, работ, услуг;

- общества потребителей.

В качестве объектов обеспечения экономической безопасности (защиты их интересов) выступает народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.

Распад СССР сопровождался кризисными явлениями в экономике, обусловленными двумя главными причинами: разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками в составе СССР и переходом экономики из плановой в рыночную. Отражая кризисное состояние российской экономики, Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 год – первая редакция, 2000 год – вторая редакция) перечисляла основные признаки этого кризисного состояния:

- существенное сокращение внутреннего валового продукта

- снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала

- стагнация аграрного сектора

- разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга

- тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости[3].

Концепция объявляла обеспечение национальной безопасности и защиту интересов России в экономической сфере приоритетными направлениями политики государства.

В течение последнего десятилетия для экономики страны был характерен рост. Однако этот рост сохранял по-прежнему однобокий, преимущественно сырьевой характер. Низкими темпами создаются и развиваются современные отрасли производства. Как следствие Россия по-прежнему в разы отстаёт от передовых стран по уровню производительности труда и темпам её роста. Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной экономики от внешних угроз, вызвал очередной спад производства и в Российской Федерации. Развивающийся в Западной Европе новый виток кризиса несёт в себе очередные угрозы экономике России.

Россия остро нуждается в модернизации своей экономики, превращении её в экономику знаний, инновационную экономику[4].

Экономическую безопасность страны формируют следующие базовые элементы:

- безопасность финансовой системы;

- безопасность бизнеса;

- энергетическая безопасность;

- продовольственная безопасность.

Безопасность финансовой системы состоит в её способности:

а) стабильно и устойчиво обеспечивать финансовыми ресурсами основных участников легальной экономической деятельности (банковскую систему; бюджетную сферу – органы государственной власти, образование, культуру, правоохранительные органы, оборону; хозяйствующих субъектов всех форм собственности);

б) обеспечивать стабильность денежного обращения;

в) противостоять угрозам финансового кризиса, дефолта;

г) эффективно противостоять криминальному расслоению финансовых потоков.

Современной России в 90-е годы прошлого столетия пришлось преодолеть глубокий кризис финансовой системы в связи с трансформацией плановой экономики в рыночную. Острый дефицит финансовых ресурсов привёл к нарушению устойчивости денежного обращения, многие предприятия расплачивались друг с другом и со своими работниками производимой продукцией. Галопирующая инфляция «съела» денежные накопления основной массы населения, возникла угроза голода в значительной части регионов России[5]. В 1998 году страна пережила дефолт[6]. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте.

К моменту принятия Стратегии национальной безопасности (май 2009 года) остановлено падение уровня и качества жизни российских граждан, решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики.

Обеспечена стабильность денежного обращения: в соответствии с Конституцией РФ рубль реально стал единственной легальной платёжной единицей на всей территории страны.

Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 годов продемонстрировал неспособность и неготовность финансовых систем большинства государств противостоять массовым угрозам неплатежей. Отсутствие должных денежных запасов (ликвидности) в банковских структурах привело к массовому разорению многих физических и юридических лиц – заёмщиков кредитов, пострадали и некоторые банки, вынужденные в условиях кризиса объявить себя банкротами.

Россия, благодаря накопленным средствам Стабилизационного фонда, избежала привлечения заёмных средств для поддержания ликвидности в своей банковской системе.

Принято законодательство, ориентированное на противодействие криминальному расслоению финансовых потоков[7]. Однако изжить проблемы непрофессионального финансового менеджмента, «откатов» при совершении сделок с участием государственных финансовых ресурсов не удалось. По данным Счётной палаты РФ, только установленные проверками нарушения расходования бюджетных средств в 2011 году составили 718, 5 миллиардов рублей. Сюда входят:

1) нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов бюджетного законодательства - 356,3 млрд.рублей, в том числе предоставление бюджетных инвестиций по объектам, не включённым в адресную инвестиционную программу, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, принятие бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств;

2) нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 238,5 млрд.рублей, в том числе заключение договоров без проведения конкурсных процедур, неправомерное завышение стоимости контрактов;

3) нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учёта и отчётности, - 65,5 млрд.рублей, в том числе искажение бюджетной отчётности, отсутствие учёта хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и в регистрах бухгалтерского учёта;

4) нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью - 15,6 млрд.рублей, в том числе невнесение сведений об объектах недвижимости в реестр федерального имущества и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) прочие финансовые нарушения - 41,4 млрд.рублей, в том числе нарушения условий соглашений о предоставлении средств субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование федеральных целевых программ;

6) нецелевое использование бюджетных средств - 1,2 млрд. рублей, в том числе оплата за счёт федерального бюджета мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счёт внебюджетных средств[8].

Безопасность бизнеса – важный показатель здоровья национальной экономики и её привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.

Под безопасностью бизнеса понимают его защищённость от внутренних и внешних угроз.

Защищённость отдельного субъекта экономической деятельности от внутренних угроз – проблема самого субъекта экономической деятельности, тогда как безопасность экономической деятельности в целом, в масштабах всей страны – задача и обязанность государства, поскольку безопасность бизнеса является одним из существенных факторов, определяющих темпы экономического развития страны, роста её экономической мощи.

В советский период главным «бизнесменом» было государство: в его руках сосредоточивались основные средства производства, государство по своему усмотрению распоряжалось результатами экономической деятельности хозяйствующих субъектов (государственная командно-административная экономика). Государство же всей своей мощью обеспечивало и безопасность собственного «бизнеса».

Переход к рыночным отношениям потребовал формулирования и применения новых принципов обеспечения безопасности бизнеса. Эти принципы в форме гарантий (равенства и защиты различных форм собственности, единого экономического пространства, защиты конкуренции, единой денежной единицы и т.д.) сформулировала Конституция Российской Федерации.

Первое десятилетие становления рыночной экономики в нашей стране (девяностые годы прошлого столетия) исследователи и аналитики определяют как период экономического хаоса: практически бесконтрольно шёл процесс перераспределения прежде государственной собственности, деятельность хозяйственных структур находилась по преимуществу под контролем криминальных структур, а не закона и государства. В полный рост встал вопрос о безопасности бизнеса как необходимом условии экономической безопасности и безопасности государства в целом. Очевидной задачей становилась разработка правовых основ предпринимательской деятельности и обеспечение защиты этой деятельности не только средствами закона, но и силой соответствующих правоохранительных структур, действующих в рамках формируемого правового поля.

Правовую основу экономической деятельности в современной России формирует Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс.

Правовую основу безопасности бизнеса составляет административное, хозяйственное и уголовное право.

Особого внимания к себе и поддержки требует малое и среднее предпринимательство – как экономическая функция, решающая важную социальную задачу формирования «среднего класса». Специально принятый Федеральный закон[9] формирует правовые основы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Созданная к настоящему времени правовая база, безусловно, способствует повышению безопасности российского бизнеса. Задача состоит в том, чтобы вывести в легальное пространство остатки «теневой» экономики – наследства «лихих» 90-х годов.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и национальной безопасности в целом. Это связано с тем, что вся современная экономика, транспорт, связь, функционирование объектов обороны, а также жизнедеятельность людей связаны с интенсивным потреблением энергетических ресурсов.

Российский топливно-энергетический комплекс – это около 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны.

В Российской Федерации приняты законы, регулирующие отдельные вопросы энергосбережения и энергетической безопасности[10], однако отсутствует системный подход к решению всей совокупности проблем, связанных с обеспечением энергетической безопасности страны.

В целях ликвидации указанного пробела Президент РФ Л.А. Медведев предложил Правительству РФ разработать Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации.

Рассматривая энергобезопасность в качестве гарантии суверенного развития нации, Президент сформулировал ключевые идеи этой доктрины. Доктрина должна предусматривать решение следующих вопросов:

- обеспечение устойчивого и долгосрочного снабжения страны энергоресурсами, формирование резервов этих ресурсов;

- разработка рациональной схемы обеспечения энергоресурсами регионов России;

- создание условий для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, преодоление отставания технологического уровня российского топливно-энергетического комплекса; цель – модернизация отрасли, ликвидация сбоев в энергоснабжении, в теплоснабжении, предупреждение техногенных аварий;

- активное развитие гидроэнергетики и других виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичных и экологически чистых, расширение строительства в регионах энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе на возобновляемых и альтернативных источниках энергии;

- инновационная модернизация отрасли, формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов, использование наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом разносить энергетические потоки;

- обеспечение экологической безопасности, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера;

- создание системы наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений;

- совершенствование системы обучения современным технологиям;

- диверсификация экспортных энергетических потоков;

- охрана энергетических объектов от террористических посягательств.

Продовольственная безопасность не менее важна для государства и граждан, чем безопасность энергетическая.

Наличие продовольственных ресурсов надлежащего объёма, ассортимента и качества при их доступности гражданам является важным показателем качества жизни населения страны.

Вопросы продовольственной безопасности – предмет утверждённой Президентом РФ в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации[11].

Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Доктрина формулирует понятие продовольственной безопасности: продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором:

- обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации

- гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.

Гарантией достижения стратегической цели является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Пути укрепления экономической безопасности на современном этапе определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Этому, в частности, будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:

- проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;

- стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Противодействию угрозам экономической безопасности будет способствовать также совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики

Главной проблемой современной России в продовольственной сфере остаётся высокий уровень зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок.

Заключение.

 

Новая Россия в исторически сжатый срок прошла непростой путь осознания необходимости действенной защиты экономической основы конституционного строя и формирования необходимой для решения этой задачи нормативно-правовой базы.

К настоящему времени решены важнейшие задачи:

- Конституция Российской Федерации сформулировала общеобязательные принципы экономических отношений, основанных на единстве экономического пространства страны, свободе перемещения финансов, товаров, услуг и рабочей силы, праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности;

- сформирована нормативно-правовая база функционирования свободной, конкурентной экономики;

- стабилизирована экономическая ситуация, государство на практике доказало способность достойно реагировать на кризисные ситуации мирового масштаба, страна неуклонно продвигается в состав пятёрки наиболее мощных экономик мира;

- укрепляются и развиваются экономические связи России в рамках Содружества Независимых Государств, создано единое таможенное пространство России, Белоруссии и Казахстана;

- вхождение России в состав Всемирной торговой организации укрепляет позиции страны на внешних рынках, расширяет возможности проникновения российских товаров и услуг на рынки государств – членов ВТО.

Основные угрозы национальной безопасности в экономической сфере анализирует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

В числе этих угроз – неравномерное экономическое развитие регионов, Запада и Востока страны, неразвитость инновационного сектора экономики, технологическое отставание России от передовых и энергично развивающихся стран усиление конкуренции, обусловленное вступлением России в ВТО и проникновением на внутренний рынок зарубежных фирм и товаров.

Одной из главных проблем России остаётся высокий уровень коррупции.

Однако и здесь намечаются положительные сдвиги: вслед за принятием необходимых законов утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, сформирована система органов и механизмов, включая общественный контроль, сужающих пространство для реализации коррупционных схем, улучшается раскрываемость преступлений коррупционной направленности, наказание становится более неотвратимым, как и восстановление нарушенного права.

Вместе с тем следует понимать, что новая Россия – при всей её многовековой истории – государство молодое, которое пока только учится эффективно защищать свои экономические интересы как внутри страны, так и за её пределами. Важную роль в защите национальных интересов России в сфере экономики призваны играть правоохранительные органы – путём профилактики правонарушений в сфере экономики, выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

При надлежащей политической воле Россия – вопреки многовековой традиции – способна выйти на уровень международных стандартов по противодействию коррупции, тем самым укрепляя экономическую безопасность и в целом национальную безопасность страны.

 

Контрольные вопросы

для подготовки к семинарскому занятию.

 

Введение.

Экономика – основа комплексного решения задач социального, культурного развития, независимой внешней политики, обороны и безопасности страны.

 

экономической безопасности Российской Федерации»

 

(для курсантов, обучающихся по специальности

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности)

 

Время: 2 часа

 

Подготовил: профессор кафедры ГосПД

д.ю.н. Ильичёв И.Е.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры ГосПД

 

«22» ноября 2011 г.

 

Протокол № _____

 

Белгород - 2011 г.


Цели лекции:

Учебная: введение курсантов в проблемы экономической безопасности Российской Федерации.

Воспитательная: формирование нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел в вопросах профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям.

Развивающая: расширение представлений о функциях правоохранительных органов в системе мер противодействия преступлениям в экономической сфере.

 

Метод проведения занятия: словесный с использованием ТСО.

 

Примерное распределение учебного времени:

 

План лекции Время Страницы
Введение. 5 минут  
1. Экономическая безопасность России и проблемы её обеспечения. 20минут  
2. Угрозы и способы противодействия угрозам национальным экономическим интересам России. 25 минут  
3. Коррупция как фактор внутренней угрозы национальной безопасности России. 20 минут  
4. Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 15 минут  
Заключение. 5 минут  

 

 

Основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

6. Национальная стратегия противодействия коррупции / Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460.

 

Дополнительная литература

 

1. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31.10.2003.

2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 22.01.1999.

3. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года.

3. Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства // Юридический мир. – 2011. - № 6.

4. Гранкин М.И. К вопросу о сущности безопасности экономической основы конституционного строя // Общество и право. – 2010. - № 4.

5. Дугенец А.С., Васильев Ф.П., Гугунский А.Н. Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России // Российский следователь. – 2011. - № 9.

6. Казаченкова О.В. Коррупция как системная угроза национальной безопасности: проблемы противодействия и ликвидации / Административное и муниципальное право. – 2010. - № 1.

7. Шмаков В.Н., Кукушкин С.Н. Особенности прокурорского надзора в сфере экономических отношений // Российская юстиция. – 2011. - № 2.

 

Введение.

 

Экономика- это особая и многогранная сфера жизни общества. Назначение экономики состоит в производстве пользующихся спросом товаров и услуг. В недрах экономики происходит обмен этими товарами и услугами, тем самым осуществляется распределение созданных в обществе благ. Таким образом сущность и назначение экономики – удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах.

Потребление производимых экономикой благ – товаров и услуг (гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями) вызывает необходимость их непрерывного воспроизводства. При этом потребитель требует от экономики товаров и услуг новых видов и с новыми, улучшенными потребительскими свойствами. Тем самым потребление становится «вечным двигателем» функционирования и развития экономики.

Экономика – фундамент процветания государства. Развитая экономика создаёт необходимые условия для комплексного решения задач социального, культурного развития, независимой внешней политики, обороны и безопасности страны. Экономическая мощь Соединённых Штатов Америки внушает лидерам страны идеи права силы, доминирования в мировой политике и практике, пренебрежения интересами других государств. Опираясь на военную мощь, поддержку стран – членов НАТО, США отстаивают собственные национальные интересы нередко вопреки общепринятым нормам международного права.

Российская Федерация ставит перед собой амбициозные задачи: в ближайшие годы войти в пятёрку лидеров наиболее развитых экономик мира, на этой основе обеспечить достойный уровень и качество жизни своих граждан. Это диктует необходимость создания безопасных условий функционирования национальной экономики.

Создание безопасных условий функционирования национальной экономики большого государства – весьма непростая задача. Для решения такой задачи необходимо иметь объёмное представление об особенностях этой экономики, её структуре и специфике, желательных и жизненно необходимых направлениях и приоритетах развития, внутренних и внешних угрозах устойчивому развитию.

Решение подобной задачи в условиях России осложняется огромной территорией – Россия остаётся крупнейшим по терр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.137 с.)