Закатная молитва («аль-магриб»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закатная молитва («аль-магриб»).



«Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (иногда) короткие суры из муфассаля». [Аль-Бухари и Муслим], так что «когда они (сподвижники) завершали свою закатную молитву вместе с ним, любой из них мог выйти (из мечети) и увидеть место, куда упала бы стрела (пущенная им из лука)». [Ан-Наса’и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Однажды, «находясь в пути, во втором рак‘ате он прочитал суру (начинающуюся со слов): «Клянусь смоковницей и маслиной...» (сура «Смоковница», 95:8)». [Ат-Тайалиси и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

Однако иногда он читал длинные и средние суры из муфассаля. Так, «иногда он читал (суру, начинающуюся со слов): «У тех, которые не уверовали и сбивают [людей] с пути Аллаха...» (сура «Мухаммад», 47:48). [Ибн Хузайма (1/166/2), ат-Табарани и аль-Макдиси приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Либо суру «Гора» (52:49). [Аль-Бухари и Муслим].

Либо суру «Посылаемые» (77:50), которую он читал во время совершения своей последней молитвы». [Аль-Бухари и Муслим].

 

Иногда «он читал более длинную из двух длинных сур* (сура «Преграды», 7:206) [в двух рак‘атах]. [Аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/68/1), Ахмад, ас-Сирадж и аль-Мухлис].

 

*[Эти две суры называются «ат-тулайайн»: согласно единодушному мнению мусульманских ученых-богословов первой из них является сура «Преграды» (№ 7), а второй, согласно наиболее достоверному из мнений, высказывавшихся на этот счет — сура «Скот» (№ 6), как на то указывается в «Фатх аль-Бари»].

 

Либо он читал суру «Добыча»(8:75) в двух рак‘атах». [Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кябир» приводят этот хадис через достоверный иснад].

 

 

7. Чтение Корана во время совершения дополнительной (сунна) молитвы после обязательной закатной молитвы.

 

Во время совершения этой молитвы «он читал (суры, начинающиеся со слов): «Скажи: «О вы, неверные!...» (сура «Неверные», 109:6) и «Скажи: «Он, Аллах, Един...» (сура «Искренность (веры)», 112:4). [Ахмад, аль-Макдиси, ан-Наса’и, Ибн Наср и ат-Табарани].

8. Вечерняя молитва («аль-‘иша»).

 

В первых двух рак‘атах он читал средние суры из муфассаля. [Ан-Наса‘и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Так, «он читал (суру, начинающуюся со слов): «Клянусь солнцем и его сиянием...» (сура «Солнце», 91:15) и схожие с ней суры». [Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим].

Или «он читал (суру, начинающуюся со слов): «Когда небо разверзнется...» (сура «Развержение», 84:25) и совершал во время её чтения земной поклон*». [Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса’и].

*[Здесь речь идет о совершении земного поклона после прочтения 21-го аята этой суры, где упоминается земной поклон (Прим. перев.)].

 

Также «однажды, находясь в пути, он прочитал суру (начинающуюся со слов); «Клянусь смоковницей и маслиной...» (сура «Смоковница»,95:8) [в первом рак‘ате]». [Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса’и].

 

Он запретил затягивать чтение (Корана) во время совершения этой молитвы, и это произошло, когда «Му‘аз ибн Джабаль проводил молитву с людьми (своего племени) и стал слишком затягивать ее для них. Тогда один из ансаров ушел и помолился (в одиночестве). Когда (после завершения молитвы) Му‘азу сообщили о случившемся, он сказал: «Поистине, он настоящий лицемер!» Услышав об этом, этот человек пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сообщил ему о том, что сказал Му‘аз. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Так ты хочешь стать искусителем, о Му‘аз?! Когда ты руководишь молитвой людей, читай: «Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!...» (сура «Всевышний», 87:19) или «Читай, во Имя Господа твоего. Который сотворил...» (сура «Сгусток (крови)», 96:19) или «Клянусь ночью, когда она покрывает...» (сура «Ночь», 92:21) [ведь за тобой молятся и пожилые, и слабые, и нуждающиеся (в чём-либо)]». [Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса’и. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 295].

 

9. Дополнительная ночная молитва (тахаджжуд).

 

Что касается дополнительной ночной молитвы, то иногда во время ее совершения он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран вслух, а иногда про себя. [Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков]. Он (да благословит его Аллах и приветствует) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное. Мы спросили: «Что же?» Я ответил: «Мне захотелось сесть, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стоять (в одиночестве)». [Аль-Бухари и Муслим].

Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2:286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», однако он продолжал (читать). Тогда я подумал: «Он прочтет её полностью за два рак‘ата»; он же продолжал (читать), и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру «Женщины» (4:176) и прочёл её (полностью), а потом приступил к (чтению суры) «Семейство ‘Имрана» (3:200) *, которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Слава Аллаху!» (Субхана Ллахи!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне...» и до конца хадиса. [Муслим и ан-Наса’и].

 

*[Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№ 4) предшествует суре «Семейство ‘Имрана» (№ 3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) не соблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), в каком они расположены в экземплярах Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Наглядным примером является этот хадис].

 

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур». [Абу Йа‘ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: «Семь Длинных сур - это «Корова» (№ 2), «Семейство ‘Имрана» (№ 3), «Женщины» (№ 4), «Трапеза» (№ 5), «Скот» (№6), «Преграды» (№ 7) и «Покаяние» (№ 9)»].

 

«(Иногда) он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур». [Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

«(Никогда) не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь». [Муслим и Абу Дауд].

Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен им Аллах), сказав ему: «Прочитывай Коран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)!». [Аль-Бухари и Муслим].

 

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей». [Ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

 

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи». [Аль-Бухари и Ахмад].

 

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок*, объяснив это тем, что «тот, кто читает Коран менее чем за три дня, не понимает его». [Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

*[Ад-Дарими и Са‘ид ибн Мансур в своей книге «ас-Сунан» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее чем за три дня». [Ад-Дарими и ат-Тирмизи, причем последний назвал этот хадис достоверным].

 

Также он ему сказал: «Каждый верующий человек испытывает (период) подъема (ширра * ), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра ** ), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид‘а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель». [Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге «Ас-Сахих»].

 

*[Арабское слово «ширра» означает «воодушевление, энтузиазм, рвение, пыл, энергичность». Ширрой молодости являются её ранняя стадия и сопутствующие ей рвение и энтузиазм. Имам ат-Тахави говорит: «Здесь (в этом хадисе) подразумевается рвение (энтузиазм) мусульман, совершающих такие деяния, которые приближают их к своему Господу. Однако (по прошествии некоторого времени) они перестают совершать эти деяния должным образом или совсем отказываются от них, поэтому наиболее любимыми из их деяний перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были те, которые совершались регулярно (и не прерывались). Вследствие этого он велел им выполнять такие добродеяния, которые они могли совершать постоянно, не отступая от них до тех пор, пока они не встретятся со своим Всемогущим и Великим Господом. Именно на это указывает следующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного». Я (шейх аль-Албани. — Прим. перев.) говорю: «Этот хадис, который предварен словами «передаваемый (от него)», является достоверным, его сообщила ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), и он согласован имамами аль-Бухари и Муслимом»].

 

**[Арабское слово «фатра» означает «промежуток, перерыв, пауза»; в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма].

 

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует) не прочитывал Коран полностью менее чем за три дня». [Ибн Са‘ад (1/376) и Абу аш-Шайх в «Ахлак ан-Наби» 281].

 

Он также говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)». [Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

Также «каждую ночь он обычно читал суры «Бану Исраиль»* (17:111) и «Толпы» (39:75)». [Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

 

*[Другое название этой суры - «Перенос ночью» (Прим. перев.)].

 

Кроме того, он говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своей молитвой)». [Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

Иногда «в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов» [Аль-Бухари и Абу Дауд], или он «читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся (73:20)». [Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно не молился в течение всей ночи»*, поступая так лишь в крайне редких случаях.

 

*[Муслим и Абу Дауд. На основании этого и других хадисов считается порицаемым (макрух) бодрствовать ночь напролёт (совершая молитву), будь то постоянно или достаточно часто, поскольку это противоречит примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если бы бодрствование в течение всей ночи (совершая молитву) имело большее благо, то он (да благословит его Аллах и приветствует) так бы и поступал, ведь наилучшее Руководство - это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Не надо вводить себя в заблуждение тем, что рассказывается об Абу Ханифе (да будет милостив к нему Аллах), который якобы в течение сорока лет читал утреннюю молитву, сохранив омовение, совершенное накануне перёд вечерней молитвой (‘иша). Ведь это сообщение о нем не имеет под собой никакой основы. Ученый-богослов аль-Файрузабади в книге «Ар-Радд ‘аля аль-Му’тарид» (44/1) пишет: «Это сообщение является столь лживым, что его невозможно приписать имаму, поскольку то (о чём в нём рассказывается) не имеет никакой добродетели, а ведь людям, подобным имаму, было присуще совершать гораздо лучшие деяния. Несомненно, что повторное совершение омовения перед каждой молитвой является более совершенным и лучшим (деянием). Это истинно даже в том случае, если бы оказалось правдой то, что он бодрствовал (читая молитву) ночь напролёт в течение сорока лет подряд! Эта история больше относится к разряду небылиц, выдуманных некоторыми глубоко невежественными фанатиками, которые измышляют подобное об Абу Ханифе и других (великих людях), тогда как всё это является не более чем ложью»].

 

Так, однажды «Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Арат — участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [в другой версии этого хадиса сообщается: «бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая молитву»], пока не наступил рассвет. Поэтому, когда он завершил свою молитву, Хаббаб сказал ему: «О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Ведь сегодня ночью ты совершил молитву, подобно которой я не видел всю свою жизнь!» Он ответил: «Да, это была молитва (преисполненная) надежды и страха. (Поистине) я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) три вещи — две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своего Господа не губить нас так же, как те общины, что жили до нас [в другой версии этого хадиса сообщается: «...не губить мою общину голодом»], и Он даровал мне это; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во власть врагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа не ввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом». [Ан-Наса‘и, Ахмад и ат-Табарани (1/187/2); Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным].

 

Также однажды ночью (во время совершения молитвы) он простоял до самого рассвета, повторяя один и тот же аят: «Если Ты накажешь их, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!» (сура «Трапеза», аят 118). [С этим аятом он совершал поясные поклоны, с ним он совершал земные поклоны, и с ним он обращался к Аллаху с мольбами], [поэтому, когда наступило утро, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Ты не переставал читать этот аят, пока не наступило утро; ты совершал с ним поясные поклоны, ты совершал с ним земные поклоны], [и ты обращался с ним к Аллаху с мольбами], [а ведь Аллах обучил тебя всему Корану] [если бы любой из нас поступал так же, (следовало ли бы) нам быть суровыми к нему?»] [Он сказал: «Поистине, я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой о заступничестве для моей общины: Он даровал мне это, и оно станет возможным, если пожелает Аллах, для любого, кто не придает Аллаху сотоварищей»]». [Ан-Наса’и, Ибн Хузайма (1/70/1), Ахмад, Ибн Наср и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Один человек сказал ему: «О Посланник Аллаха! У меня есть сосед, который ночью во время стояния (при совершении молитвы) не читает ничего, кроме (суры, начинающейся со слов): «Скажи: «Он, Аллах, Един...» (сура «Искренность (веры), 112:4) [повторяя её] [и ничего не добавляя к ней], рассказывая ему об этом так, будто он считал её слишком маленькой. (Выслушав его,) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она (эта сура) равняется трети * Корана». [Ахмад и аль-Бухари].

 

*[Как пишет шейх Абд ар-Рахман Ибн Насир ас-Са‘ди в своей книге «Радость сердец благочестивых»: «Улемы много говорили о том, что в этих словах подразумевается под равенством. Лучшим следует считать мнение о том, что данная сура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великие принципы, касающиеся единобожия и основ веры» (Прим. перев.)].

Молитва «аль-витр».

 

[Дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числа рак‘атов. Само слово «витр» в переводе с арабского языка означает «нечётный» (Прим. перев.)].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (суры, начинающиеся со слов): «Славь имя Господа твоего Всевышнего...» (сура «Всевышний», 87:19) в первом рак‘ате, «Скажи: «О вы, неверные!...» (сура «Неверные», 109:6) во втором рак‘ате и «Скажи: «Он, Аллах, Един...» (сура «Искренность (веры)», 112:4) в третьем рак‘ате». [Ан-Наса’и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным].

 

Иногда в последнем рак‘ате он дополнительно читал (суры, начинающиеся со слов): «Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета...» (сура «Рассвет», 113:5) и «Скажи: «Ищу убежища у Господа людей...» (сура «Люди», 114:6). [Ат-Тирмизи, Абу аль-Аббас аль-Асамм в своей книге «аль-Хадис» (т. 2, № 117) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Однажды «он прочитал сто аятов из суры «Женщины» (4:176) в третьем рак‘ате». [Ан-Наса’и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

А что касается двух рак‘атов после витра *, то в них он обычно читал (суры, начинающиеся со слов): «Когда сотрясется земля...» (сура «Землетрясение», 99:8) и «Скажи: «О вы, неверные!...» (сура «Неверные», 109:6). [Ахмад, Ибн Наср и ат-Тахави (1/202), а также Ибн Хузайма и Ибн Хиббан приводят этот хадис с хорошей (хасан) достоверной (сахих) цепочкой передатчиков].

 

*[Свидетельство совершения этих двух рак‘атов Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) содержится в «Сахихе» Муслима и других сборниках хадисов. Однако это противоречит следующему его высказыванию: «(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечетного (числа рак‘атов)» (Аль-Бухари и Муслим). Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно согласования этих двух хадисов, но поскольку ни одно из них мне не показалось убедительным, (я посчитал, что) исходя из мер предосторожности, не следует совершать эти рак‘аты, руководствуясь повелением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (о нечетном числе рак‘атов). Аллаху это ведомо лучше! А некоторое время спустя мне встретился достоверный хадис, в котором содержалось веление совершать два рак‘ата после витра, так что веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не расходится с его деянием, и эти два рак‘ата становятся действительными для совершения каждым (мусульманином). Таким образом, первое повеление носит лишь рекомендательный характер, и оно не отрицает совершения двух рак‘атов (после витра). Последний из упомянутых хадисов приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 1993). Более подробно см. Приложение № 5].

Пятничная молитва.

 

Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) читал суру «Собрание» (62:11) в первом рак‘ате, и (суру, начинающуюся с слов): «Когда приходят к тебе лицемеры...» (сура «Лицемеры», 63:11). [Муслим и Абу Дауд. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге валь-Ирва’» (345)].

 

Иногда вместо неё читал «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?...» (сура «Покрывающее», 88:26). [Муслим и Абу Дауд].

 

Либо иногда «он читал (суры, начинающиеся со слов): «Славь имя Господа твоего Всевышнего...» (сура «Всевышний», 87:19) в первом рак‘ате и «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?...» (сура «Покрывающее», 88:26) во втором». [Муслим и Абу Дауд].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.044 с.)