Модуль 4. Энергетический обмен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 4. Энергетический обмен.



Занятие 16. Введение в обмен веществ. Биохимия питания.

Цель занятия. Углубить и закрепить знания обобмене веществ и энергии как единой сопряженной системе. Научиться классифицировать организмы по питанию и источнику энергии. Ознакомиться с этапами обмена веществ человека. Усвоить понятия об основных пищевых веществах и минорных компонентах пищи. Ознакомиться с химическим составом пищеварительных соков. Овладеть методами качественного и количественного анализа желудочного сока.

Содержание занятия:

– контроль выполнения заданий по самоподготовке;

– выполнение заданий тестового контроля;

– решение ситуационных задач;

– определение рН, общей кислотности, общей, свободной и связанной соляной кислоты желудочного сока;

– прослушивание и обсуждение реферативных сообщений;

– контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем.

Примерные темы реферативных сообщений по УИРС:

1. Обмен веществ и энергии в живых организмах.

2. Обмен веществ у бактерий.

3. Обмен веществ у солелюбивых микроорганизмов.

Методические указания к самоподготовке

 

Для успешного усвоения темы и активной работы на лабораторном занятии выполните следующие задания.

Вопросы и упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы:

1. Дайте определение понятию «обмен веществ». Объясните, почему обмен веществ и энергия представляют единую сопряженную систему.

2. Приведите классификации организмов по источникам питания и энергии.

3. Вспомните, что представляют собой экзергонические и эндергонические реакции в клетке.

4. Перечислите основные этапы обмена веществ в организме.

5. Просмотрите схему превращений солнечной энергии в живых системах.

6. Охарактеризуйте этап обмена веществ – пищеварение.

7. Охарактеризуйте процессы анаболизма и катаболизма.

8. Выпишите в виде таблицы количество поглощенного кислорода, величину дыхательного коэффициента и освобождающейся энергии в калориях при окислении 1г белка, 1г жира, 1г углеводов.

9. Напишите показатели общей кислотности, свободной и соляной кислоты в соке в норме.

10. Рассчитайте все виды кислотности, если при титровании 5 мл желудочного сока были получены следующие цифры: I-0, II-5, III-6 и IV-6,3.

11. Перечислите основные биологические функции соляной кислоты в желудочном соке.

12. Дайте краткую характеристику понятиям: гиперхлоргидрия, гипохлоргидрия, ахлоргидрия, ахилия.

13. Запишите среднюю суточную потребность человека в белках.

Охарактеризуйте, какие аминокислоты называются незаменимыми и напишите их структуру.

14. Дайте характеристику состояния азотистого баланса.

15. Охарактеризуйте квашиоркор.

16. Напишите основные пищевые углеводы.

17. Выпишите суточную потребность человека в жирах и углеводах.

18. Напишите структуру незаменимых компонентов жиров (витамин F)

19. Выпишите классификацию биоэлементов: макро- и микроэлементы. Приведите примеры.

20. Приведите примеры заболеваний, развивающихся при недостаточном поступлении Fe, Cu, F, 1,Са.

21. Дайте определение витаминам, какие соединения получили это название.

22. Перечислите, какие три принципа лежат в основе номенклатуры витаминов.

23. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз.

24. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом.

25. Дайте понятие об антивитаминах Приведите примеры.

26. Перечислите основные группы состояний и заболеваний, приводящие к вторичному гиповитаминозу.

 

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Выберите один наиболее верный ответ.

1.1. … % суточной потребности в энергии человека обеспечивается углеводами.

1. менее 10

2. 15-18

3. 55-60

4. 80

1.2. При окислении 1г липидов выделяется … ккал энергии.

1. 4,1

2. 7,8

3. 9,3

4. 20

Задание 2. Установите соответствие.

2.1.:

1. Каким изменениям подвергаются белки в ротовой полости? 2. Что понимают под термином "гниение белков"? 3. Какие условия обеспечивают переваривание белков в полости желудка? 4. Укажите протеолитические ферменты поджелудочной железы. 5. Укажите составные части желудочного сока. 6. Какую кислотность определяют с помощью индикатора фенолфталеина? а) не подвергается, т.к. в состав слюны ферменты не входят; б) химические реакция, которым подвергаются непереварившиеся белки под влиянием микрофлоры толстого кишечника; в) сильнокислая реакция желудочного сока и присутствие в нем протеолитического фермента, действующего на белки; г) химотрипсин, трипсин; д) пепсин, НС1, муцин, вода; е) общая кислотность (рН 8,3-10,0)

2.2.:

Группы пищевых веществ Пищевые вещества
1 - основные А - витамины
2 - минорные Б - специи
3 - балластные В - липиды
4 – пищевкусовые   Г -пектины

Задание 3. Выберите несколько правильных ответов.

3.1. Полноценные пищевые белки – это ….

1 – яичный альбумин

2 – ихтуллин

3 – казеиноген молока

4 – зеин (из кукурузы)

3.2. Биологическая роль пектинов...

1 – пластическая

2 – связывание солей тяжелых металлов

3 – энергетическая

4 – связывание и выведение токсинов

Задание 4. Определите правильность утверждений в предложении и установите наличие причинной связи между ними.

4.1. При пониженной секреции соляной кислоты и пепсина усиливаются гнилостные процессы, потому что идет брожение углеводов пищи под действием микроорганизмов кишечника.

4.2. Холецистокинин стимулирует секрецию соляной кислоты и пепсина, потому что тормозит секрецию химотрипсиногена поджелудочной железой.

Примеры ситуационных задач

Задача 1.

С пищей в организм ребенка поступило 80г белка в сутки. С мочой за это же время выделилось 16 г азота. Каков азотистый баланс у ребенка, о чем он свидетельствует?

Задача 2.

Сколько липидов растительного и животного происхождения должен содержать рацион человека, если энерготраты составляют 3500 ккал, а на долю энерготрат, обеспечиваемых липидами, приходится 22% всей необходимой энергии?

Самостоятельная работа студентов

Занесите в тетрадь протоколы лабораторных работ, оставляя место для расчетов и выводов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)