Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регуляторная система – регулирующий фактор
Задание 3. Подберите сочетание правильных ответов. 3.1. По химической природе гормоны являются… 1. белками 2. производными аминокислот 3. производными холестерина 4. сфинголипидами 3.2. Индуцибельные ферменты прокариот… 1.синтезируются клеткой только в присутствии метаболизируемого субстрата в среде 2. активируются ацетилированием 3.синтезируются путем индукции 4. постоянно присутствуют в клетке в активной форме 5. взаимодействуют с цАМФ Задание 4. Определите правильность утверждений в предложении и наличие логической связи между ними. 4.1. Рецепторы гормонов белковой природы являются интегральными белками мембран, потому что гормон обратимо связывается со специфическим рецептором. 4.2. Количество цАМФ у бактерий снижается в присутствии глюкозы, потому что циклический нуклеотид является вторичным посредником гормонов в прокариотической клетке. Примеры ситуационных задач Задача 1. В лечении больного запланировано воздействие на метаболизм через аденилатциклазную систему. Какое воздействие оказывают на нее различные гормоны? Задача 2. Эстрогены – гормоны стероидной природы, используются для гормонзаместительной терапии при угасании функции яичников, а также при остеопорозе, атеросклерозе и других заболеваниях у женщин. Однако, при длительном и бесконтрольном их применении возможно развитие онкологических заболеваний – рака матки и молочных желез. Объясните механизм действия стероидных гормонов на органы-мишени. Эталоны ответов к тестовым заданиям 1.1. – б 1.2. – 4 2.1. – 1А, 2В, 3Г, 4Б 2.2 – 1Б, 2Г, 3В,Д, 4А 3.1. – 1,2,3 3.2. – 1,3 4.1. – В (+ + -) 4.2. – С (+ - -) Эталоны ответов к ситуационным задачам
Задача 1 Воздействие на метаболизм клетки через аденилатциклазную систему оказывают многие гормоны нестероидного ряда. Активируют аденилатциклазу: адреналин, норадреналин, глюкагон, АКТГ, тироксин, подавляют: простагландины, инсулин. Задача 2. Цитозольные рецепторы эстрогенов находятся в клетках матки, молочных желез, печени, костной ткани, сердце, сосудах и головном мозге. Комплекс цитозольный рецептор – эстроген проникает через ядерную мембрану и усиливает процесс транскрипции мРНК. Вслед за этим усиливается синтез белков в гормонкомпетентных клетках (анаболический эффект гормона). Риск развития рака молочной железы и матки при монотерапии эстрогенами возрастает в 4-6 раз.
Занятие 13. Гормоны пептидной и белковой природы. Цель занятия. Закрепить знания структуры и биологической роли гормонов белковой природы и доказать химическую природу отдельных гормонов. Изучить регуляцию обмена веществ на клеточном уровне и общие механизмы действия гормонов белковой и пептидной природы. Содержание занятия. – контроль выполнения заданий по самоподготовке; – выполнение заданий тестового контроля; – решение ситуационных задач; – определение химической природы некоторых гормонов с помощью реакций на обнаружение их структурных компонентов; – прослушивание и обсуждение реферативных сообщений; – контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем. Примерные темы реферативных сообщений по УИРС: 1. Гипоталамическая регуляция эндокринных функций. 2. Йодированные гормоны щитовидной железы.Влияние на метаболизм. 3. Роль поступления йода в развитии заболеваний щитовидной железы. 4. Башкирия - эндемичная территория по содержанию йода. 5. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена. Нарушения кальциевого обмена у детей. 6. Роль глюкагона в развитии сахарного диабета. Методические указания к самоподготовке
При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните задание и упражнения. Вопросы и упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы: 1. Изучите гормоны гипоталамуса. Охарактеризуйте роль гипоталамуса в регуляции эндокринных функций, структуру и роль продуцируемых гормонов: либеринов (релизинг-факторов) и статинов. 2. Разберите структуру и биологическую роль гормонов передней доли гипофиза (СТГ, ЛТГ, ФСГ, ЛГ, ТТГ, АКТГ, b-липотропина). Охарактеризуйте принцип обратной связи в регуляции секреции ТТГ, АКТГ и гонадотропинов.
3. Укажите и кратко охарактеризуйте заболевания детей и взрослых, возникающие при гиперфункции и гипофункции передней доли гипофиза. 4. Изучите гормоны задней доли гипофиза..Отметьте сходство и различие в структуре вазопрессина и окситоцина. 5. Обратите внимание, что эти гормоны только условно называются гормонами задней доли гипофиза. Где они синтезируются? Что такое нейрофизины? 6. Выпишите основные физиологические эффекты вазопрессина и окситоцина. Почему вазопрессин еще называют антидиуретическим гормоном (АДГ)? Опишите основные симптомы заболевания, развивающегося при недостаточной секреции АДГ. 7. Изучите гормоны, контролирующие пигментацию кожи организма. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль интермединов (меланотропинов). 8. Изучите эндорфины гипофиза. Охарактеризуйте пептиды, связывающиеся с опиодными рецепторами (энкефалины, эндорфины). Обратите внимание на прогормональные предшественники этих пептидов и их биологическую роль. 9. Изучите иодированные гормоны щитовидной железы.Напишите основные этапы биосинтеза иодированных гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4) и трийодитиронина (ТЗ). 10. Уясните, что собой представляет йодтиреоглобулин и какова его биологическая роль? 11. Отметьте, с какими белками плазмы крови связываются ТЗ и Т4, и какую роль играет связывание их с белками крови? 12. Какова структура активной формы тиреоидных гормонов, образующихся в тканях-мишенях.Выпишите основные физиологические и биохимические эффекты тиреоидных гормонов. 13. Укажите заболевания, возникающие при гиперфункции и гипофункции (у детей и взрослых) щитовидной железы. 14. Отметьте структурные особенности инсулина- гормона b-клеток островков Лангергенса поджелудочной железы (количество аминокислотных остатков, полипептидных цепей, дисульфидных связей в молекуле). Какова структура проинсулина? 15. Перечислите основные биохимические эффекты инсулина по отношению к различным видам обмена веществ. 16. Опишите структуру и биологическое действие глюкагона. Что представляет собой «кишечный глюкагон»? 17. Дайте характеристику панкреатического полипептида и соматостатина. 18. Изучите гормоны мозгового слоя надпочечников. Выпишите последовательность реакций биосинтеза норадреналина и адреналина из тирозина 19. Перечислите основные биохимические эффекты адреналина по отношению к различным видам обмена веществ. 20. Напишите структуру и кратко охарактеризуйте биологическую роль мелатонина. Каковы механизмы участия гормона эпифиза в регуляции суточных биоритмов организма. 21. Выпишите основные биохимические и физиологические функции гормонов тимуса (тимозин, тимопоэтины и др.). 22. Изучите гормоны, регулирующие обмен кальция и фосфата в организме. Охарактеризуйте химическую природу и биологическую роль тиреокальцитонина. Какими клетками, вырабатывается кальцитонин? Перечислите основные ткани-мишени гормона. 23. Кратко охарактеризуйте структуру и биологическое действие паратгормона. Опишите основные признаки заболеваний паращитовидных желез (гипопаратиреоз и гиперпаратиреоз). Примеры тестов контроля исходного уровня знаний
Примеры ситуационных задач Задача 1. Больной жалуется на неутолимую жажду, употребление большого объёма жидкости, значительное количество мочи (6–8 л в сутки). При обследовании найдено: глюкозы в крови 5,2 ммоль/л, кетоновых тел нет. Моча бесцветная, плотность 1,002, сахара нет. Назовите возможные причины полиурии (большого количества мочи). Задача 2. У больного, страдающего тиреотоксикозом, удалена одна доля щитовидной железы. После операции симптомы тиреотоксикоза исчезли, но появились судорожные сокращения мышц лица и конечностей. Почему? Самостоятельная работа студентов Занесите в тетрадь протоколы лабораторных работ, оставляя место для записи наблюдений/расчетов и выводов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.017 с.) |