Больные, имеющие далекие от лечения цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Больные, имеющие далекие от лечения цели



Труднее бывает распознать больных, стремящихся устано­вить доверительные отношения с врачом, чтобы использовать их в целях, не имеющих ничего общего с лечением. Такие больные, в отличие от предыдущих, обычно выглядят настро­енными на плодотворное сотрудничество, благодарными и полностью доверяющими врачу. На самом деле те из них, кто особенно усердствует в похвалах, чаще других вступают с врачом в конфликт. Существует два типа ситуаций, в которых больные стремятся к деструктивному взаимодействию с вра­чом [8]. Во-первых, это случаи, когда больной своими слова­ми и поступками пытается склонить врача к выступлению на своей стороне против других членов семьи: «Объясните это, пожалуйста, моей жене», «Это у меня из-за него депрессия».

В этой ситуации врач становится оружием, которое боль­ной использует против своих близких. Больной может прямо попросить врача вмешаться в домашний конфликт. Подо­бные просьбы следует расценить как сигнал, предупреждаю­щий об опасности: завязавшиеся в ходе лечения доверитель­ные отношения могут быть использованы больным для до­стижения далеких от лечения целей. Лучше сразу обезопа­сить себя — принимать такого больного в присутствии треть­его лица: так вы сможете избежать искажения смысла ваших слов.

Второй тип ситуаций, при которых возможно злоупотреб­ление доверием врача, — когда болезнь или нездоровый об­раз жизни сулят больному определенные выгоды. Другими словами, болезненное состояние приносит ему какую-то пользу, и в результате он всячески стремится его сохранить. Выгодными могут быть повышенное внимание окружающих, меньшая ответственность или некие положенные по закону привилегии.

ет свои отношения с врачом для получения «официального подтверждения» своего состояния [8]. Мы потакаем таким желаниям, когда снабжаем этих людей ярлыком болезни, назначаем лечение, рекомендуем приятные занятия или ог­раничиваем неприятные. Особенно это касается тех врачей, которые готовы из кожи вон вылезти, лишь бы поддержать больного в его противостоянии внешнему миру. В рассмат­риваемой ситуации следует твердо сказать, что вы готовы помочь, но обязаны давать только абсолютно обоснованные заключения.

Итак, важно уметь распознавать больных, использующих отношения с врачом в посторонних целях: их легко спутать с людьми, действительно стремящимися к плодотворному со­трудничеству в процессе лечения. Оба упомянутых вида де­структивного взаимодействия больного с врачом характери­зуются тем, что поведение больного мало меняется с течени­ем времени, а врач зачастую испытывает разочарование и чувство беспомощности. Врач должен проявлять постоянную настороженность в отношении таких ситуаций, иначе его доверием будут злоупотреблять, и это не принесет пользы его больным.

Наконец, еще один редкий тип людей, не склонных к уста­новлению плодотворного сотрудничества с врачом, можно назвать «сутяжным». В последние годы судебные иски по поводу неправильного лечения настолько участились, что боль­шинство врачей на том или ином этапе своей практики под­вергаются судебному преследованию, причем финансовые претензии к ним неуклонно растут. В результате врачи сейчас с полным на то основанием опасаются за свою репутацию, страшатся эмоционального напряжения и колоссальной не­продуктивной траты времени, и без того ограниченного. Юристы утверждают, что лучшая защита в случае таких обви­нений — безупречная документация, письменное согласие больного на выполнение всех врачебных рекомендаций, ран­нее обнаружение своих просчетов с быстрой реакцией на них.

Серьезные ошибки в диагностике и лечении чреваты су­дебным иском, даже если между врачом и больным устано­вились вполне доверительные отношения, однако важно подчеркнуть, что в большинстве своем судебные иски вызва­ны именно конфликтными отношениями. Эффективное пре­дупреждение судебных исков по поводу неправильного ле­чения требует особого внимания врача к установлению пло­дотворного взаимодействия с больным, причем это правило распространяется на всех людей независимо оттого, заметна у них склонность к сутяжничеству или нет.

Несмотря на то, что больные с изначальной установкой на предъявление судебного иска встречаются редко, врач дол­жен уметь их распознавать. Это можно делать еще до появ­ления угрожающих признаков. Иногда таких людей выдает их анамнез, содержащий сведения о многочисленных тяжбах. К сожалению, чем больше больной судился, тем более он скло­нен судиться вновь. Кроме того, к судебному преследованию врачей тяготеют люди, возлагающие на медицину нереали­стичные надежды и неизбежно испытывающие разочарова­ние при столкновении с относительно скромными результа­тами лечения. Те, кто льстят нам заверениями, что мы спо­собны творить чудеса, должны вызывать настороженность, а не сладкие грезы. Как реагировать на их слова — вопрос сложный. Однако и здесь надо следовать совету юристов: главное — предельно четкая документация.

Больные, с которыми трудно установить в процессе лечения плодотворное сотрудничество, несмотря на обоюдное стремление к нему, могут быть разного склада, но обычно это люди, чья личность не вызывает у нас ни малейшего интереса. Од­нако врач не должен позволять себе такой субъективности. Больных, с которыми часто возникают трудности, делят на следующие типы: настырно-требовательные, вязкие и хро­нически недовольные [9]. Настырно-требовательные уме­ют обосновать свои самые бессмысленные требования. Вяз­кие пользуются медицинской помощью столь интенсивно, что вызывают раздражение и досаду. Хронически недоволь­ные изводят и часто повергают врачей в отчаяние, постоянно сообщая им о неэффективности применяемого лечения. Важ­но однако не перепутать с перечисленными типами совсем другую категорию «трудных» больных — тех, кому действи­тельно трудно поставить диагноз из-за атипичных симпто­мов болезни.

Несмотря на относительную редкость перечисленных ти­пов больных, сила их воздействия на врача может быть не­адекватно велика, если тот не умеет правильно вести себя с ними. Психиатры давно знают, что их собственная реакция на больного часто позволяет понять, как того воспринимают окружающие. Настырные, вязкие или вечно недовольные люди обычно вызывают отрицательные эмоции не у одних только врачей, но и у всех окружающих.

Можно воспользоваться следующим советом: «Крайне важна изначальная настороженность: что-то тут не так... Об­ращайте особое внимание на пациентов, чьи телефонные звонки повергают вас в отчаяние, чей приход портит настро­ение» [10]. Мысль о том, что и другие реагируют аналогичным образом, помогает врачу установить нужную эмоциональную дистанцию, найти к подобным людям эффективный подход. Далее следует провести особого рода дифференциальную диагностику. Эта процедура должна включать анализ лично­сти больного и поиск более определенных психиатрических категорий. Не требует ли больной слишком многого? Не ос­паривает ли он вашу профессиональную компетентность или ваш авторитет? Нет ли здесь скрытого, но поддающегося диагностике психического расстройства — замаскирован­ной депрессии или галлюцинаторно-бредового синдрома с соматическими жалобами или, возможно, скрытой лекарст­венной зависимости?

Что делать с такими трудными больными, если ни сомати­ческого, ни психиатрического диагноза поставить не удается? Главное — признать симптомы реально существующими, не уточняя названия болезни, иначе излишнее стремление к четкости терминологии скажется позже, когда больной ут­вердится во мнении, что у него болезнь N. Есть ряд приемов, облегчающих работу с указанными выше типами больных.

Настырно-требовательному больному нужно разъяснить его право на хорошее медицинское обслуживание, которое, однако, не обязательно включает выполнение каждого конк­ретного требования. Предоставление возможности выбора, но одновременно твердое проведение своей линии помога­ют овладеть ситуацией.

В случае вязких больных рекомендуют регулярные корот­кие осмотры в строго установленные часы; медицинское обоснование для назначения очередного приема необяза­тельно.

Столкнувшись с хронически недовольными, лучше всего признать, что лечение дает неутешительные результаты, раз­делить их пессимизм и обратить основное внимание скорее на установление хороших отношений, чем на выполнение какой-то определенной программы лечения, которая с неиз­бежностью приведет к разрыву [11].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.013 с.)