А 3. Средства выразительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А 3. Средства выразительности.



Подготовка к ГИА. Алгоритм.

А 1. Внимательно прочитай текст и выполни задание.

А 2. Прочитай внимательно предложение из которого дано слово. Выбери то, которое подходит по значению.

А 3. Средства выразительности.

Метафора – скрытое переносное значение. Пример: утонуть в глазах

Эпитет – оценочные прилагательные. Пример: ужасная погода, безобразное поведение

Олицетворение – неживые предметы наделены качествами живых существ. Пример: окна плачут, вьюга злится, листья шепчутся

Гипербола – преувеличение. Пример: в валенки набилось килограммов 10 снега

Сравнение – один предмет сравнивается с другим. В предложения есть слова как, словно, как будто, точно. Пример: Березка словно девушка принарядилась.

Фразеологизм – устойчивое сочетание. Н-р, впитал с молоком матери

А4. Е,Ё,Ю,Я – дают 2 звука:

1. В начале слова - ЮЛА – Й’УЛА

2. После Ь и Ъ знаков – ВЬЮГА- В’ЙУГА

3. После гласного – АРМИЯ _ АРМИЙА

Всегда твердые – Ц,Ж,Ш.

ВСЕГДА МЯГКИЕ - Й,Ч,Щ

Озвончение – молотьба – МАЛАД’БА, сделал- ЗДЕЛАЛ

Оглушение – дуб – ДУП

Всегда звонкие – Й, Р, Н, Л, М

А 5. Орфограмма в корне.


Чередование гласных в корне.


Кос/кас – к о с нуться- к а с аться

Гор/гар – г о реть – заг а р

Зор/зар – з о р ька – з а р я

Лож/лаг – предложить -предлагать

Рос/раст – об р о с ли- р а ст ение

Бер/бир – со б е р ет-со б и р ать

Мер/мир –за мер еть-за мир ать

Пер/пир – за пер еть-за пир ать

Дер/дир – за дер ет-за дир ать

Блест/блист – блест еть – блист ать

Стел/стил – стел ить – за стил ать

Жег/жиг – за жеч ь- за жиг ать

Чет/чит – с чес ть – с чит ать

Скак/скоч – скак ать – вы скоч ит

-им/а (я) – зан им ать – зан я ть

Клон/клан, твор/твар, мок/мак, равн/ровн, плов/плав



2. Непроизносимые согласные в корне, н-р, лестница, сердце, известный и др.

3. Словарные слова, н-р, бетон, человек…

4. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, н-р б е жать-бег

А 6. Орфограмма в приставке.

1. Приставки на –з - -с

1) Если слово начинается с глухой, то приставка оканчивается на глухой (ищем слово с приставкой на –с (расписание, растворит и т.д.)

2) Если слово начинается со звонкой согласной, то приставка оканчивается на звонкую (ищем слово с приставкой на –з (разгадать, разбить)

2. Неизменяемая приставка, происходит озвончение (приставки с, от) Например, сбить, отбить)

3. Неизменяемая приставка, происходит оглушение ( приставка в) Например, вперед

4. Написание приставки зависит от лексического значения, ищем слово с приставками при- или пре-

Приставка при-

1) Приближение – приехать

2) Присоединение – пришить

3) Неполнота действия – прикрыть

4) Близость к чему-нибудь – пришкольный

Приставка пре-

1) Близко к значению очень – прекрасный (очень)

2) Можно заменить приставкой – пере – преградить – переградить

5. Правописание приставки зависит от ударения. Ищем слова с приставкой НЕ- или НИ, например, НИКТО, НЕКТО

А 7. Правописание суффиксов

Суффиксы причастий

Действительное причастие настоящего времени: -ущ, -ющ, -ащ,-ящ; нарпимер, думающий, пишущий, дышащий и др.

Действительное причастие прошедшего времени: -вш, -ш; например, входивший, шедший

Страдательное причастие настоящего времени: -ем, -им, -ом, -ым; например, читаемый, посещаемый и др.

Страдательное причастие прошедшего времени: -н, -нн, -енн, -т; например, сделанный, организованный, вымытый

Н и НН в причастиях

НН

1. В страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, например, покрасить- покрашенный

2. Если есть зависимое слово, например, крашенная маляром скамейка

3. В причастиях на –ованный - -еванный, например, маринованный

Н

1. В страдательных причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, например, красить –крашеная

2. Если нет зависимого слова, например, крашеная скамейка

3. В кратких причастиях, например, покрашено, сделана, организованы


Н и НН в прилагательных


НН


1. В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффиксов –енн, -онн, например, революция- революционный, солома- соломенный

Исключение: ветреный

2. В отыменный прилагательных с основой на –н, например, лимон-лимонный, туман-туманный

Н

1. В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса –ин, например, лебедь-лебединый

2. В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ан, -ян, например, песчаный.

Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный

Запомни! Прилагательное образуется от имени существительного, причастие от глагола

Н и НН в наречиях на –о - -е (Эти наречия отвечают на вопрос как?)

В наречиях столько Н, сколько в прилагательном, от которого образовано, например, странный- странно

В1. Подбор синонимов.

Внимательно прочитай предложение, из которого дано слова. Постарайся заменить выделенное слово синонимичным, подходящим для данного предложения.

В2. Словосочетания.

Согласование – зависимое слово выражено прилагательным, причастием, местоимением, числительным, например, красивый вид, думающий ученик, наша школа, девятый класс.

Управление – зависимое слово выражено существительным или существительным с предлогом, например, письмо друга, письмо от друга.

Примыкание – зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, инфинитивом, притяжательным местоимением его, их, например, сделать хорошо, поступить учиться, его книга.

Запомни! Чтобы заменить словосочетание синонимичным, надо зависимое слово заменить той частью речи, которая должна быть в данном виде связи.

Например:

Черничные кусты (согласование) – кусты черники (управление) – заменили прилагательное черничные на существительное черники;

Банка из металла (управление) – металлическая банка (согласование) – заменили существительное из металла прилагательным металлическая;

Пешая прогулка (согласование) – прогулка пешком (примыкание) заменили прилагательное пешая на наречие пешком

Подлежащее.

Красная смородина в этом году поспела рано. (Подлежащее выражено устойчивым сочетанием)

У Ростовых, как всегда по воскресеньям, обедал кое-кто из знакомых. (Подлежащее выражено местоимением кое-кто +из+сущ. в род.п.)

Несколько раненых шли по дороге.

В4. Однородные члены.

Найти в предложении однородные члены. Идет перечисление, соединяются сочинительными союзами (см. В 6) или интонационно (т.е. между однородными стоит запятая)

Обособленные определения, обстоятельства, приложения, уточняющие члены.

1. Обособленные определения чаще всего выражаются причастным оборотом: Листва, шуршащая под ногами.Конкурс, организованный администрацией.

2. Обособленное определение может выражаться одиночным прилагательным, например, Лес, темный и мрачный, окружал избушку.

3. Обособленные обстоятельства выражаются деепричастным оборотом (отвечает на вопрос что делая?Что сделав?) Нахмурив брови, он стоял у стола.

4. Уточняющие члены предложения (место, время) – На берегу, у самой воды, росли ивы.

5. Приложение выражено именем существительным. Светлана Александровна, завуч по воспитательной работе, предупредила о субботнике. Инженер- технолог.

Необособленные определения: Шуршащие под ногамилистья

Необособленные приложения: Русский писатель Михаил Пришвин в своих книгах рассказывал о природе

Подготовка к ГИА. Алгоритм.

А 1. Внимательно прочитай текст и выполни задание.

А 2. Прочитай внимательно предложение из которого дано слово. Выбери то, которое подходит по значению.

А 3. Средства выразительности.

Метафора – скрытое переносное значение. Пример: утонуть в глазах

Эпитет – оценочные прилагательные. Пример: ужасная погода, безобразное поведение

Олицетворение – неживые предметы наделены качествами живых существ. Пример: окна плачут, вьюга злится, листья шепчутся

Гипербола – преувеличение. Пример: в валенки набилось килограммов 10 снега

Сравнение – один предмет сравнивается с другим. В предложения есть слова как, словно, как будто, точно. Пример: Березка словно девушка принарядилась.

Фразеологизм – устойчивое сочетание. Н-р, впитал с молоком матери

А4. Е,Ё,Ю,Я – дают 2 звука:

1. В начале слова - ЮЛА – Й’УЛА

2. После Ь и Ъ знаков – ВЬЮГА- В’ЙУГА

3. После гласного – АРМИЯ _ АРМИЙА

Всегда твердые – Ц,Ж,Ш.

ВСЕГДА МЯГКИЕ - Й,Ч,Щ

Озвончение – молотьба – МАЛАД’БА, сделал- ЗДЕЛАЛ

Оглушение – дуб – ДУП

Всегда звонкие – Й, Р, Н, Л, М

А 5. Орфограмма в корне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.022 с.)