Проблема крупным планом.
Оценка психологического статуса пациента помогает врачу найти стиль общения с ним, определить объем и характер предоставляемой информации, выбрать адекватную личностно-ориентированную программу лечения и профилактики.
Варианты отношения пациента к своему заболеванию систематизированы психиатрами и психологами Санкт-Петербургской школы (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов; Л.И. Вассерман, В.В.Иовлев, А.Я.Вукс). Выделены следующие варианты (типы) реагирования на недуг:
• Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Характерны стремление активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой; в случае неблагоприятного прогноза, инвалидизации — переключение интересов на сферы жизни, доступные больному; при благоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
Врачу проще всего строить отношения с пациентом, который воспринимает свою болезнь гармонично. У такого пациента, как правило, нет трудностей в общении с семьей и медицинскими работниками. Врач рекомендует пациенту с Г-типом отношения к болезни полную программу лечения и реабилитации, имея все основания надеяться на выполнение рекомендаций и плодотворное сотрудничество.
• Эргопатический (Эр). Уход от болезни в работу, стремление, несмотря на тяжесть болезни, продолжать работу, Одержимость работой выражена подчас больше, чем до болезни. Характерные черты также — избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.
• Анозогнозический (Ан). Отрицание очевидности болезни, отказ от обследования и лечения, легкомысленное отношение к болезни и лечению, «Все само собой обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь.
Эр и Ан-типы объединяет «отрицание болезни» — через уход в работу, стремление как можно быстрее вернуться к труду у эргопатов и «неузнавание очевидной болезни» у анозогностов. Врач дает рациональную информацию о болезни пациентам того и другого типов и членам их семей. Однако при Эр- и Ан-типах отношения к болезни пациенты сотрудничают с врачом неохотно. Почувствовав улучшение, самостоятельно прекращают лечение до следующего обострения. Поэтому при роботе с пациентами указанных типов и их семьями следует уделить особое внимание программам оказания экстренной и неотложной помощи, методам лечения при обострении.
• Тревожный (Т). Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов лечения, новой информации, «авторитетов». Настроение тревожное. Предпочитает слушать мнения других, а не непрерывно высказывать жалобы. Опасения возможных осложнений болезни, неудач лечения, других неудач (в работе, в семье и т.д.). Защита от тревоги — приметы и ритуалы.
Тревожный пациент требует «материнского» подхода. Врач должен быть терпеливым, дать информацию пациенту и его семье о болезни, предложить полноценную программу лечения и реабилитации. Пациенты Т-типа отзывчивы к комплексным программам лечения и реабилитации. Их надо периодически подбадривать, поощрять. Однако врачу приходится быть готовым к тому, что тревога «будет тлеть», такой пациент найдет из-за чего тревожиться. Тревога как конституциональная черта обычно сопутствует человеку как тень, всю жизнь.
• Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования, боязнь вреда и болезненности процедур.
И-тип доставляет много неприятностей врачу. В гамме ощущений таких больных следует отделить ощущения, связанные с поражением органов, от сенестоалгий и сенестопатий. Пациент и его семья должны получить рациональную информацию о заболевании и адекватные рекомендации. Врачи знают, что ипохондрик надоедает семье своими непрерывными жалобами, и многие семьи стремятся «спихнуть» такого пациента медикам: «раз болеешь, так и лечись...». Пациент И-типа и врач «обречены» на взаимное многолетнее сотрудничество. «Хорошо» такому пациенту не бывает никогда, на благодарность врачу рассчитывать не приходится. Программы лечения, реабилитации больные И-типа выполняют, нередко придавая им причудливый облик («... это я прочитал..,», «это мне подсказали.,.»), Желательно назначать пациентам с ипохондрическими чертами контрольные сроки явок («... придите через месяц с контрольным анализом крови.,.»). Если этого не делать, пациент может «прописаться в поликлинике», «жить в поликлинике».
• Меланхолический (М). Неверие в выздоровление и улучшение, депрессия, пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при явном улучшении объективных показателей.
Для меланхолического (депрессивного) типа подходит «материнская» методика общения. В ходе обследования и лечения пациента М-типа надо подбадривать, хвалить за отдельные достижения, успехи. Эти больные склонны к комплексным программам лечения и профилактики.
• Неврастенический (Н). Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.
Пациент с неврастеническим типом отношения к болезни страдает «раздражительной слабостью», Его тяготит, раздражает даже небольшая очередь к врачу. Он склонен везде видеть недостатки, все его раздражает: и сам факт болезни, и необходимость обследоваться, подвергаться каким-то процедурам. При визите к врачу и медицинской сестре раздражение легко выплескивается в их адрес. Профессионал-медик не должен вступать с таким пациентом в длительные «оправдательные дискуссии». Вину (явную, а чаще — мнимую) следует взять на себя, согласиться, что «не все безупречно в нашем медицинском цехе». Это сразу же успокаивает пациента. А затем отношения с ним строятся на уровне рациональной информации, по типу «взрослый-взрослый».
• Апатический (Ап). Безразличие к исходу болезни, результатам лечения, утрата интереса к жизни, пассивное подчинение рекомендациям врача при настойчивом побуждении.
Пациент апатического типа исповедует принцип: мое дело болеть, Ваше дело — лечить, если такое желание у Вас есть. Работая с ним, врач и медицинская сестра всю инициативу должны взять на себя. Желательна поддержка семьи. В ходе лечения и реабилитации необходим постоянный контроль врача, медицинской сестры, активное участие семьи.
• Сенситивный (С), Озабоченность возможным неприятным впечатлением, которое может произвести известие о болезни на окружающих. Пациент опасается, что окружающие станут относиться к нему пренебрежительно, считать его неполноценным Боязнь стать обузой для близких.
Сенситивный пациент нуждается в участии врача и медицинской сестры, в «материнской» методике психотерапии. Его следует все время разубеждать в существовании явных и мнимых опасностей, вселять уверенность в положительные результаты лечения.
• Эгоцентрический (Эг). Болезнь напоказ. Страдания и переживания пациента должны полностью завладеть вниманием окружающих, так чтобы они посвятили себя пациенту целиком. Все остальные люди, которые могут претендовать на внимание близких больного, — «конкуренты», отношение к ним неприязненное.
Пациенты Эг-типа в преморбиде обычно имеют истерические черты характера, которые при болезни становятся более явными, заостряются. Главное в работе с такими больными — избежать «порабощения», не выполнять всех их прихотей, не допускать командования собой. Следует четко определить, «кто кого лечит — я Вас или Вы меня». Пациент будет все время стремиться снизить Вас до себя, «опустить». Отношения надо строить официально, по типу «взрослый-взрослый». Семья должна быть осведомлена о личностных особенностях пациента (чаще — пациентки), предохранена от чрезмерной его требовательности. Болезнь одного из членов семьи — не повод для прекращения полноценной жизни других ее членов, как бы этого ни хотелось пациенту
• Паранойяльный (П), Болезнь — результат чьего-то злого умысла, «сглаза» и «порчи». Процедуры, лекарства вызывают подозрения. Врачи зачастую обвиняются в халатности, злом умысле, а потому заслуживают наказания.
П-тип отношения к болезни — не столь уж редкий феномен в современной России. В российской ментальности, особенно провинциальной, «сглаз» и «порча» как причина болезней — более частые феномены, чем думается большинству врачей. Надо ли разубеждать пациента (чаще — пациентку) в ошибочности его (ее) трактовки генеза болезни? Этот вопрос решается индивидуально. Если пациент убежден в «сглазе», «порче», «наведенной болезни» и хочет прибегнуть к услугам экстрасенсов и колдунов, специализирующихся на «очищении жилища», не всегда надо его отговаривать. Напротив, после успешных ритуалов «снятия порчи» пациенты рассматриваемого типа успокаиваются, делаются более доступными для вмешательства официальной медицины.
• Дисфорический (Д), Настроение мрачное, озлобленное, вид угрюмый, Ненависть к здоровым, вспышки злобы с обвинением окружающих в своей болезни. Близкие должны во всем угождать больному (подчас — «мнимому»).
Д-тип отношения к болезни характерен для пациентов, имевших в преморбиде патохарактерологические черты эпилептоидного круга или возбудимого типа. Работать с такими больными трудно, к поддержке семьи многие из них относятся амбивалентно. Отношения надо строить по принципу «взрослый-взрослый», рисунок отношений — официальный. Врач и медицинская сестра выполняют свой профессиональный долг, не надеясь на благодарность. Пациента принимают таким, какой он есть, не пытаясь изменить его патохарактерологические особенности.
Анализ особенностей выделенных типов пациентов показывает, насколько сложным в реальной практике оказывается процесс информирования пациента профессионалом здравоохранения, не говоря уже о лечении.
В качестве рекомендаций хочется пожелать коллегам: берегите собственное здоровье и здоровье близких, умейте противостоять мощному психологическому «напору» пациентов с негармоничным типом отношения к болезни. Для этого чаще вспоминайте Салернский кодекс здоровья: «пусть будут врачами твоими веселый характер, покой и умеренность в пище».
|