Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врач как человек. Здоровье врача.
В XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча. "Светя другим, сгораю сам" — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Причем "сгорание" не значит опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии. В то же время профессия врача и работа врача сама по себе создает состояние стресса. Нормальный рабочий стресс (эустресс) может переходить в дистресс, который требует профилактики. Исследования разных лет свидетельствуют, что психоэмоциональный дистресс (срыв) чаще наблюдается у молодых врачей, чем пожилых, у женщин чаще, чем у мужчин. Наркомания у врачей встречалась несколько лет назад в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийства (на первом месте психиатры, на втором – анестезиологи) в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов (А.П. Зильбер, 1998). Основные стресс-факторы, с которыми может повседневно сталкиваться врач, особенно в условиях медицины критических состояний, - это: - срочность действий в условиях ограниченного времени; - необходимость быстро переключаться с одного больного на другого с разной патологией; - физическая усталость; - нередкая смерть больных; - ведение «безнадежного» больного; - чувство бессилия при несовершенстве медицины; - нередкая ограниченность средств и методов лечения из-за дефектов организации; - потребность в систематическом пополнении знаний; - профессиональные вредности и др. Все это может приводить к острым и хроническим заболеваниям медицинского персонала, усталости, психо-эмоциональным срывам и развитию «синдрома эмоционального выгорания». Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого "Синдрома Эмоционального Сгорания" как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек — человек (психологов, психиатров, учителей, священников и др.).
Термин "эмоциональное сгорание" введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью жизни. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешного лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п. Профессиональная позиция врача строится прежде всего на отношении к жизни вообще — позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влиянием профессии. Ученые выделяют три модуса человеческого бытия, которые определяют, как использует и проявляет человек различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему это приводит — развитию, стагнации или регрессу: 1. Модус служения. Основное жизненное отношение — любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей.
2. Модус социальных достижений. Основное отношение к жизни — это соперничество, что обуславливает повышенную тревожность, неуверенность в себе. Часто это является препятствием для успешного становления профессионала. 3. Модус обладания. Другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным. Интересно, что модус обладания не является причиной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь. Модус социальных достижений может являться причиной формирования синдрома эмоционального выгорания, когда личность не в состоянии осуществлять по-прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повы-
шения служебного положения или признания собственных заслуг в глазах окружающих).Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания. Почему это происходит? Сложный вопрос. При модусе служения профессионал изначально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руководствуясь принципами практической этики, но может «расплачиваться» болезнями (плата за сочувствие). "Сгорают", как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, то есть те, кто реализует модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего «выгорания». Но существует и противоположное мнение. «Авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочетании с фанатичной преданностью делу ("я всю жизнь мечтал стать врачом") и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов «выгорания».
Возможно, влияние социальных факторов, перечисленных ниже, оказывается одной из причин деформации профессионалов: — непризнание истинных заслуг врача; — ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.); — несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте. — ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда "инициатива наказуема"); — принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости; - семейно-бытовые проблемы. В этом случае врач испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней (иллюзии медработников). Таким образом, можно выделить три типа факторов, играющих существенную роль в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у врачей, - социальный, личностный и фактор среды (место работы). Огромное значение имеет место работы - взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация "движения рука об руку", активного совместного решения профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода. Коллектив (нередко — включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней («больным все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них.
Диагностика Синдрома Эмоционального Выгорания у врача включает три группы признаков. Социальные признаки: отдаление от друзей, семьи, общества; неадекватное или нехарактерное поведение; импульсивность, азарт, растрачивание сил; разводы, семейные и сексуальные проблемы; конфликты с законом, алкоголизм, наркомания. Состояние здоровья: ухудшение самочувствия; пренебрежение гигиеной; склонность к несчастным случаям; многочисленные жалобы на здоровье; увеличение реальных и мнимых болезней. Профессиональные признаки: небрежность в работе и записях; неадекватное назначение медикаментов и дозировок; неадекватная реакция на срочность; ухудшение квалификации; жалобы на больных и на персонал; склонность к сплетням и группировкам.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.01 с.) |