Отражение болезни в психике человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение болезни в психике человека



Термин, автор, год Содержание термина Характеристика содержания переживания больного
Ауто-классическая картина болезни - А. Гольдшейдер (1926) Создается самим боль­ным на основе его ощу­щений и переживаний, связанных с его физичес­ким состоянием.   Два уровня картины болезни: 1) «сенситивный» — основан на ощу­щениях и 2) «интеллек­туальный» — результат размышлений о своем физическом состоянии.
Внутренняя картина болезни - Р.А. Лурия (1939)   Все то, что испытывает и переживает больной — его общее самочувствие, само­наблюдение, его представ­ление о своей болезни; это сочетание восприятий и ощущений, эмоций, аффек­тов, конфликтов, психичес­ких травм и переживаний. Выделяет те же уровни переживания. Особое значение отводит ее ин­теллектуальной части.  
Переживание болезни - В. В. Ковалев (1972)   Общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, связанные с болезнью. Выделены 6 типов пе­реживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондричес­кий, фобический, истероидный, эйфорически-анозогнозический.
Реакция адаптации - Е.А. Шевалев (1936)   Комплекс приемов, выраба­тываемых личностью в це­лях преодоления сознания неполноценности, пережи­ваний ограничения своих физических и психических возможностей для преодо­ления изменившегося само­чувствия и различных про­явлений болезни. Реакции компенсаторного типа; псевдоаутичного характера; псевдо-компенсаторного ха­рактера. Они определя­ются концепцией бо­лезни, которую создает пациент.
Позиция к болезни - Л.П. Фрумкин, И. А. Мизрухин (1970)   Это реакция личности по отношению к болезни.   Наиболее важна реакция больных на существен­ные симптомы, отража­ющие патогенетическую сущность болезни.
Отношение к болезни - Л.Л. Рахлин (1971)   Сознание болезни, то есть гнозис болезни; сдвиг в психике; отношение к за­болеванию.   Важные составляющие: восприятие своей болез­ни; ее оценка и пережи­вания по ее поводу.  

 

 

ет поведение больного человека, а также имеет важное значение для прогно­за заболевания и формирования жизненных планов.

3. Информационная модель болезни. в зависимости от болезни может развиваться очень быстро или очень медленно. В нее обычно входят два блока:сенсорно-эмоциональ­ный и логический. Сенсорно-эмоциональный основан на непосредственных впечатлениях и переживаниях, вызванных болезнью, а в логический блок включается еще и информация, которую больной использует для понимания причин возникновения болезни и описания ее признаков, то есть концепция болезни.

Во ВКБ концепции болезни могут быть реальные или ложные. Реальные модели тоже отличаются сте­пенью адекватности в отражении расстройств и дина­мики заболевания. Среди ложных моделей встречают­ся мнимые болезни или симуляции. При аггравации (преувеличении признаков болезни) модель болезни частично фиктивная, а при симуляции — полностью фиктивная. У симулянта нет церебрального информационного поля болезни, а ее психологическое поле является фиктивным, тогда как у больного с психогенным расстройством основой фик­тивной модели болезни являются матрицы долговре­менной памяти, сформированные в результате внуше­ния или самовнушения. Они-то и содержат психогенную информацию.

4. Модель прогноза заболевания носит явно адаптационный характер и формируется на основе тех медицинских знаний, которые хочет, может и умеет использовать больной человек.

Модель прогноза заболевания может включать ори­ентацию как на выздоровление, так и на смерть или на инвалидность. В одних случаях она направляет поведение пациента на преодоление болезни, а в дру­гих, наоборот, является тем фактором, который создает отрицательные эмоции и усугубляет течение болезни.

5. Модель ожидаемых результатов лечения, в отличие от других образую­щих ВКБ, во многом зависит от влияния врача или окружающих людей. Эта модель определяет отношение больного к врачу — степень доверия, уро­вень открытости и т.п. Во время лечения у больных формируются психологические модели оценки полученных ре­зультатов лечения. Это то эмоциональное содержание, которое связано со сличе­нием модели ожидаемых результатов и модели полу­ченных результатов. Эти эмоции могут быть причиной свертывания или разрушения модели ожидаемых ре­зультатов лечения, что приведет к отказу от лечения данным методом или от лечения вообще, может стать причиной депрессии. Важно знать представление больного об ожидае­мом результате лечения, времени его появления и путях достижения желаемого результата. Это дает возмож­ность определить наличие у больного веры в цели лече­ния, узнать источники его надежды на выздоровление.

Диагностика ВКБ. Конкретный сбор информации о ВКБ начинается с выслушивания жалоб больного в беседе с ним. Преж­де всего выясняется, что заставило больного обратить­ся к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья, невозможность трудиться и т.п.

Всегда важно помнить о том, что язык жалоб боль­ного отличается от объективных медицинских крите­риев. Понимание ВКБ, как и психотерапевтический

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ! Когда было зафиксировано существование ВКБ и ее характеристики, в современной медицине стало развиваться представ­ление о влиянии мыслей о смерти на здоровье человека. Врач всегда имеет в виду мысли пациента о смерти, когда решает вопрос о том, надо ли сообщать человеку информацию о степени тяжести его болезни, о прогнозе заболевания и т.д. В результате большого числа исследований, описанных в книге Ф. Арьеса «Че­ловек перед лицом смерти», было показано, что совре­менный человек страшно боится смерти, и он настоль­ко инфантилен, что стремится оттолкнуть смерть на границу сознания, хотя она может стать доступной, «при­рученной». Каждый знает, как достичь собственной смерти, уже дети знают, как лишить жизни себя или дру­гого человека. В то же время считается приличным уходить от разговоров о смерти. В концепции смерти сама смерть воспринимается как несуществующая. В свое время поэт Н. Коржавин писал о том, что «если смерти нет, то и жизни нет». Вытеснение смерти из сознания человека приводит к тому, что во ВКБ, когда возникает болезнь, отсутствует реальный образ того, с чем человек должен бороться. Чтобы в ВКБ выстроить такую концепцию смерти, где есть борьба с ней, человек должен видеть источник собст­венной силы в себе. Он один на один не может бороть­ся со смертью, для этого должен присутствовать как бы Внутренний Наставник, который создает дополнитель­ный источник энергии для человека, чтобы он мог воздей­ствовать на собственную жизнь и смерть. Когда человек начинает вступать в отношения со своей смертью, смерть начинает материализовываться, и тогда человеку легче сопротивляться. Это доказано работами многих психотерапевтов.

 

контакт, возможны, если врач и больной говорят на од­ном языке, но именно врачу в первую очередь необходимо понимать своего пациента. Во всех случаях важен врачебный деонтологический подход при иссле­довании ВКБ.

При выявлении ВКБ нужно изучать уровни осо­знания ее элементов и источники их формирования: личный опыт переживания; суждения других больных с аналогичным заболеванием; использование научной и научно-популярной литературы; впечатления и мне­ния окружающих людей немедицинских специальнос­тей и т.п.

ВКБ тесно связана с механизмами принятия реше­ния и системой ценности личности. Для больного цен­ность симптомов болезни имеет не клинический, а лич­ностный характер, поэтому они во ВКБ имеют место отличное от клинической картины болезни. Изучение этого различия является существенным основанием для принятия решения о стратегии воздействия на больного с целью создания у него адекватной «схемы тела».

ВКБ может существовать в виде образа или в виде логического утверждения. У некоторых групп больных с длительно текущи­ми заболеваниями ВКБ содержит компонент, связанный с тревогой. Если тревога выражена, то ВКБ нестабильна, в ней превалирует отри­цательная модель прогноза.

В заключении следует особо отметить, что врачу следует формировать в первую очередь внутреннюю картину здоровья, которая является ресурсом личностного индивидуального существова­ния, поощрять здоровье, а не болезнь, то есть не лишать больного возможности самому заботиться о себе; обязательно обращать внима­ние на любое улучшение состояния; заниматься с боль­ным какой-то деятельностью, не относящейся к болез­ни; продолжать проводить время с больным, когда он начнет поправляться. Лучше помогайте, чем «спасайте»... – говорят больные. Однако, помогать тоже надо уметь, чтобы поддержка не превра­тила больного в беспомощного ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.008 с.)