Достоверность различий в сравниваемых группах «человек-художественный образ» и «человек-человек». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достоверность различий в сравниваемых группах «человек-художественный образ» и «человек-человек».



Ценности U p-level
Активная деятельная жизнь 49,50000 0,336418
Мудрость 61,50000 0,828161
Здоровье 58,00000 0,664200
Интересная работа 55,00000 0,535144
Красота природы и искусства 63,50000 0,925883
Любовь 65,00000 1,000000
Материально обеспеченная жизнь 58,50000 0,686865
Наличие хороших и верных друзей 53,50000 0,475723
Общественное признание 37,00000 0,082479
Познание 57,00000 0,619797
Продуктивная жизнь 50,00000 0,352237
Развитие 57,00000 0,619797
Развлечения 55,00000 0,535144
Свобода 39,50000 0,113778
Счастливая семейная жизнь 39,00000 0,106865
Счастье других 60,00000 0,756495
Творчество 21,00000 0,006358*
Уверенность в себе 49,00000 0,321063
Аккуратность 58,00000 0,664200
Воспитанность 41,00000 0,136642
Высокие запросы 50,00000 0,352237
Жизнерадостность 60,50000 0,780185
Исполнительность 60,50000 0,780185
Независимость 47,50000 0,277788
Непримиримость к недостаткам 57,00000 0,619797
Образованность 27,50000 0,020038**
Ответственность 58,50000 0,686865
Рационализм 54,50000 0,514929
Самоконтроль 52,50000 0,438212
Смелость в отстаивании своего мнения 53,50000 0,475723
Твердая воля 41,00000 0,136642
Терпимость 51,00000 0,385262
Широта взглядов 51,50000 0,402461
Честность 62,00000 0,852404
Эффективность в делах 58,00000 0,664200
Чуткость 37,50000 0,088106

 

* - р<0,01

** - р<0,05

Различные ценности имеют разную значимость для групп с различной профессиональной направленностью. То есть, одни и те же ценности по-разному важны в различных типах профессий:

Таким образом, подводя итог анализу математической статистики, у нас получилось, что в группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-художественный образ» существует достоверное различие в ценности «счастье других». В группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-человек» существует достоверное различие в ценности «свобода». А в группах профессиональной направленности «человек-художественный образ» и «человек-человек» существуют достоверные различия в двух ценностях – это «творчество» и «образованность».

Отсюда следует, что альтернативная гипотеза о значимости различий подтвердилась, также мы узнали уровни этих достоверных различий.

Уровень значимости различий в попарно сравниваемых группах профессиональной направленности десятиклассников говорит о том, что существует связь между профессиональной направленностью и ценностными ориентациями.


Выводы по 2 главе

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Установлено, что наибольшее количество опрошенных десятиклассников относится к профессиональной направленности типа «человек-человек». Наименьшее количество исследуемых относится к двум группам профессий типа «человек-природа» и «человек-знак».

2. Для каждой группы испытуемых, распределенных в соответствии с типами профессий, характерен выбор определенных ценностей по значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни. Здоровье и воспитанность – главные ценности исследуемых десятиклассников.

3. Получены достоверные различия лишь некоторых ценностей между сравниваемыми профессиональными группами. Одни и те же ценности в разной степени значимы для подростков, относящихся к различным профессиональным группам (счастье других, свобода, творчество и образованность).

4. Выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников.

5. У большинства школьников низкие характеристики самоактуализации. Это говорит о высокой степени их зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию


Заключение

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы по взаимосвязи ценностных ориентаций профессиональной направленности старшеклассников:

Проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности, а также особенностей личности в старшем школьном возрасте.

Для большинства опрошенных старшеклассников важными ценностями в жизни являются воспитанность и здоровье.

В проведенном эмпирическом исследовании выявлены ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников. Главными предопределяющими ценностями для школьников группы «человек-техника» стали здоровье и воспитанность, для группы «человек-человек» - здоровье и любовь, а для «человек-знак» - ответственность, воспитанность, рационализм, образованность и самоконтроль.

Одной из главных характерных особенностей юношеского возраста является профессиональное самоопределение. Старшеклассник находится перед выбором своего дальнейшего профессионального пути.

При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека. Представления о ценностях, связанных с характером профессии, влияют на степень активности в профессии и на качество профессиональных достижений.

 

С помощью математической статистики выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности десятиклассников, но не по всем ценностям из списка методики.

Гипотеза исследования о том, что ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте, нашла своё подтверждение.

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Их можно применять психологам и педагогам в школах. Выявленные данные показывают, что не у всех старшеклассников сформировались система ценностей и способность видения себя в дальнейшем. Поэтому необходимо вести консультационную работу среди школьников в данном возрасте по поводу профессионального самоопределения, организовывать мероприятия для повышения уровня нравственности и становления системы ценностей, что поможет формированию у старшеклассников представлений о себе и мире профессий.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства школьников низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


Список литературы

 

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика, 1981. – №8. – С. 61-69.

2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – 1996. – №6. – С. 34-36.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аватар, 2004. – 395 с.

4. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. – №4. – С. 117-121.

5. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблема в юношеском возрасте: Диссертация канд. психол. наук. – СПб, 2006. – 117 с.

6. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – №1. – С. 28-38.

7. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 28-40.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997. – 352 с.

9. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс, 2004. – №2. – С. 98-103.

10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.

11. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С. 96-105.

12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного личностного самоопределения // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3. – С. 37-59.

13. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Диссертация канд. пед. наук. – М., 2000. – 108 с.

14. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика, 1995. – №4. – С. 44-48.

15. Данакин Н.С., Сакулин В.Е., Гордилова О.А., Ломазова В.А. Профессиональная ориентация и профессиональная готовность учащейся молодежи. – Белгород: Центр социальных технологий, 1996. – 21 с.

16. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 89-95.

17. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с.

18. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. – выпуск 4. – 71 с.

19. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – С.32.

20. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1989. – 321 с.

21. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

22. Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика, 1983. - №3. – С. 69-73.

23. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 215 с.

25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с.

26. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2004. – 207с.

27. Кон И.С. психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 321 с.

28. Лисовский В.Т. динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5. – С. 98-104.

29. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 196 с.

30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 1998. – 141 с.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 2004. – 275 с.

32. Павлова Е.В. Стимулирование старших школьников к ценностному осмыслению жизни: Диссертация канд. пед. наук. – Псков, 2004. – 118 с.

33. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С. 111-115.

34. Пископпель А.А. от традиционных ценностей к уникальным смыслам // вопросы психологии. – 2001. – №6. – С. 40-46.

35. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2002. – 288 с.

36. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности // проблемы личности: материалы симпозиума. – М.: Педагогика, 1999. – С. 344-349.

37. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: просвещение, 1995. – 78 с.

38. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001. – 183 с.

39. Пряжников Н. С., Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: ИД Первое сентября, 2004. – 256 с.

40. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. – 2003. – №4. – С. 12-14.

41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 230 с.

42. Ремшилдт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. – М.: Мир, 1994. – 317 с.

43. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. – М., 1976. – С. 365.

44. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

45. Селиванов З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. – 2001. – №2. – С. 87-92.

46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.

47. Собкин В.С. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, 1990. – №4. – С.34-35.

48. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб.: прайм-Еврознак, 2007. – 633 с.

49. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 314 с.

50. Хорак И., Вачек И. Ценностные ориентации молодежи // народное образование, 1999. – №8. – С. 114-116.

51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

52. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа, 2004. – 311 с.

53. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика, 2005. – №1. – С.19-26.

54. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика, 1980. – №9. – С.27-29.

55. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 137 с.

56. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л.: Наука, 1979. – 142 с.

57. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М.: Высшая школа, 1994. – 163 с.


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.098 с.)