Представления старшеклассников о будущей профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления старшеклассников о будущей профессии



 

В выпускных классах общеобразовательной школы осуществляется процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, а также рода работы. Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют «8 факторов:

1). Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения.

2). Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.

3). Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию».

4). Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

5). Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.

6). Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).

7). Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

8). Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности» [31, с.213-214].

Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены.

Таким образом, при выборе профессии зачастую не учитываются склонности и способности, личные профессиональные планы выпускника школы. Существенное влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.

Как видно, об осознанном выборе говорить не приходится. На последнем месте стоят способности, склонности и личностные профессиональные планы. А на первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности).

Отсюда сделаем вывод, что сделать правильный осознанный выбор специальности и учебного заведения могут только единицы.

Однако выбор профессии не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

В связи с социально-экономическими переменами в нашей стране появилась еще одна проблема в осознанном выборе будущей профессии. Развитая рыночная экономика базируется на продуктивном типе личности, нацеленном на созидание себя, а также духовных и материальных ценностей. Из плановой же экономики «вышел» непродуктивный тип, живущий ожиданиями льгот и материальных благ, не связанных с результатами его собственного труда.

В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается, как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.

Этот факт подтверждают результаты исследования мотивов выбора профессии у российских и немецких студентов экономических специальностей, проведенного П. И. Дыниным [24].

«У немецких студентов превалирует стремление стать личностью, а не иметь высокие доходы. Это отражается в высоком рейтинге таких мотивов, как стремление к интересной деятельности, возможность действовать самостоятельно, возможность делать нечто разумное.

Для российских студентов ведущим мотивом является возможность получения высокого дохода. Сравнивая результаты опроса 2001 года с результатами 1998 года, П.И. Дынин отмечает тенденцию неуклонного падения рейтинга ценностей развития и самореализации в системе ценностей труда российской молодежи» [24, с.89].

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время выбор профессии у большинства молодых людей основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Одна из которых – это расхождение понятий «работа» и «профессия». Вторая трудность – это расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Для решения этих трудностей необходим поиск новых форм работы.

Можно выделить главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи – это осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Так как автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В целом, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е. А. Климову, И. С. Кону, А. Е. Голомштоку, Н. С. Пряжникову, Н. Н. Чистякову, А. Д. Сазонову.

Е. А Климов указывал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [23, с.78].

Ученый, рассматривая соотношение понятий «профориентация» и «профессиональное самоопределение», говорит «профориентация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения» [23, с.75].

Н. С. Пряжников считает, что «профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится» [40, с.12].

На сегодняшний день основой выбора профессии являются представления личности о будущем. Автономная личность ориентируется в мире профессий: она осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.).

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д.

Личность оказывается невостребованной, которая не готова удовлетворять требованиям реальности. Баланс между спросом и предложением рабочей силы, может быть, достигнут при наличии профессиональной компетентности.

Таким образом, актуален вопрос «Каким стать?», а не «Кем быть?».

Событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую является профессиональное самоопределение. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии [8].

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе.

Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом.

Итак, помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.

Доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы – это все необходимо для профессионального выбора. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.

Всем известно, что идеальных профессий не бывает. Любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации.

Однако одни трудности для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами представляются непреодолимыми, а другие – вполне терпимыми. Профессиональная практика являются одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, а также проверить правильность выбора профессии. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью.

Возможно, что одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии является возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы.

Итак, между собой тесно связаны профессиональное самоопределение и профориентация. Вместе они рассматриваются как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.

Я.Э. Нурми, проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, пришел к выводу о том, что «в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа» [7, с.23].

Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников

 

Формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности является основой для адекватного профессионального выбора. В возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, а также имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов.

Придерживаясь точки зрения С.Н. Чистяковой, профессиональный выбор рассматривается как «сложный динамичный процесс формирования личностью системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработке адекватных им профессиональных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала» [53, с.19].

Связанные с половым созреванием, большими изменениями в собственном организме и внешности; усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.

Ценностные ориентации являются важнейшим фактором, определяющим профессиональный выбор. К этому мнению склоняются многие ученые. Так, по мнению Л.И. Божович «ценностные ориентации – это важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся» [8, с.126].

Н.С. Пряжников также считает, что для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека является именно ценностно-нравственная ориентация [38].

В качестве важнейшей предпосылки успешной самореализации человека в будущем можно выделить систему ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования целей и планов. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют основу жизненной перспективы.

В своих исследованиях А. Е. Голомшток приходит к выводу о том, что следует уделять должное внимание при подготовке к выбору профессии формированию ценностных ориентаций. Их место в профессиональном самоопределении, по мнению автора, определяется тем, что они являются регуляторами сознания и поведения человека в обществе, и которые соединяет в себе личностный и социальный аспекты выбора профессии [10].

Далее А.Е. Голомшток поясняет, что «в социальном плане здесь речь идет о социализации личности, т.е. о её вхождении в конкретную социальную среду, освоении ею социальных ролей и функций; в психологическом – об ориентации на род деятельности, собственное развитие и совершенствование» [10, с.80].

Итак, отметим, что сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни – это профессиональная ориентация. С помощью его эффективности, определяется степень согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Таким образом, выбор и реализация способа взаимодействия личности с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности рассматривается большинством исследователей как профессиональное самоопределение. На профессиональный выбор старшеклассника влияет осознание собственной системы ценностей, характеристика самой профессии и знание об объекте труда.

Представления о ценностях, связанных с характером профессии, влияют на степень активности в профессии и качество профессиональных достижений. Ценностное отношение к профессиональному выбору способствует целостности конкретного вида деятельности, охватывает ее материальные и идеальные компоненты. Сформированная система ценностей, действующая как субъективный стимул в отношении старшеклассника к реализуемым профессиям имеет решающее значение в принятии решения о выборе профессии.

 

Выводы по 1 главе

 

1. Важное место в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников занимают ценностные ориентации, являясь общественными регуляторами сознания и поведения человека. (по М. Пряжникову)

2. Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная направленность». Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

3. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Профессиональное самоопределение становится характерной особенностью в юношеском возрасте.

4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые оказывают особое влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.

Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. В своем поведении старшеклассник все больше начинает ориентироваться на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

5. В возрасте 16-17 лет подростки еще не готовы сделать зрелый, полноценный выбор дальнейшего профессионального самоопределения по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

6. При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека, в которых сплетаются воедино личностный и социальный аспекты выбора профессии.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.032 с.)