По специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 050709 «Преподавание в начальных классах».



Образовательная область «Филология» (русский язык)

Реализация языкового образования и речевого развития младших школьников как единого процесса на уроках русского языка. Особенности обязательного минимума содержания образовательного стандарта по русскому языку для школы 1 ступени. Характеристика общих учебных умений, навыков, способов деятельности. Речевая деятельность и работа с информацией. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы. Воспитательные и развивающие возможности русского языка. Требования к современному уроку русского языка в начальных классах. Методы изучения русского языка. Роль учебников «Русский язык» в развитии языковой, речевой и лингвистической компетенции обучающихся. Речевая деятельность, ее сущность, виды. Способы развития речевой компетенции младших школьников. Система работы учителя по орфографии. Особенности традиционной и альтернативных систем обучения русскому языку (по различным разделам языка). Представление опыта практикующих учителей (по различным проблемам изучения русского языка) и собственного опыта студентов.

Образовательная область «Филология» (литературное чтение)

. Особенности обязательного минимума содержания образовательного стандарта по литературному чтению для школы 1 ступени.

Особенности организации деятельности младших школьников при изучении литературных произведений разных жанров. Проблема литературного развития младших школьников на современном этапе (Рамзаева Т.Г.):

- понятие «литературное развитие»; квалифицированный читатель.

- критерии литературного развития, его задачи.

Уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками (Соловейчик М.С., Кудина Г.Н. и Новлянская З.А.):

- фрагментарный уровень; констатирующий уровень; уровень «героя»; уровень «идеи».

Особенности моделирования и организации учебной деятельности младших школьников на уроках изучения рассказа, басни, сказки, лирического произведения. (Соловейчик М.С., Львов М.Р., Занков А.В.).

Воспитательно-образовательная функция литературы, особенности литературного развития младших школьников (литературоведческая, культурно-историческая компетенция). Суть ценностно-ориентационного подхода в обучении и развитии школьников. Цель и задачи урока литературы в школе 1 ступени. Воспитательная направленность урока литературы. Основные знания и умения школьников 1 ступени по литературе. Место анализа произведения в литературном развитии младших школьников. Особенности литературного развития младших школьников в традиционной методике в системе Кудиной Г.Н., Новлянской, методике Занкова Л.В. (изучение стихотворений и произведений устного творчества).

Образовательная область «Математика»

1. Системный подход при формировании понятий о числе и системе счисления у учащихся I ступени. Применение принципов десятичной системы счисления при формировании алгоритмов письменных вычислений.

Система - изучение всех сторон объекта в его внутренних и внешних взаимосвязях, взаимодействиях и в их развитии. Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие о натуральном числе и нуле с точки зрения теории множеств.

Понятие о системе счисления. Десятичная система счисления как позиционная система счисления. Принципы десятичной системы счисления (устная и письменная нумерация). Формирование алгоритмов письменных вычислений на основе принципов десятичной системы счисления как результата системного подхода к обучению.

Алгоритмическое предписание не обладает формальностью алгоритма и требованию строго определенной последовательности операций, а допускает обращение к смыслу и содержанию объектов, с которыми оперируют школьники. Остальные свойства алгоритмов: определенность, массовость, результативность – в них сохраняются.

Следуя алгоритмическому предписанию, учащиеся выполняют не только исполнительские, но и ориентировочные действия, что обеспечивает такие качества учебной деятельности как понимание решения задачи, разумность выполняемых действий.

2. Организация учебно-познавательной деятельности школьников при обучении математике.

Деятельность учителя при подготовке к современному уроку математики.

Органическая взаимосвязь преподавания (деятельность учителя) и учения (сознательная и познавательная деятельность учащихся) при конструировании учебных ситуаций, содержащих в себе необходимую учебную информацию, посредством соответствующей организации самостоятельной учебной деятельности, в процессе которой сами учащиеся приобретают эту информацию наиболее естественным путем.

Основные вопросы, реализуемые при проектировании продуктивной модели урока:

- что должен знать учащийся, для чего, как связан вопрос с другими, с практической жизнью;

- как подвести учащихся к достижению цели, сформировать проблему, учебные задачи;

- методы, приемы, формы организации учебной деятельности, реализующие цели и задачи, направленные на развитие личности при совместно распределенной деятельности;

- предупреждение ошибок, коррекция, диагностирование, оценивание, рефлексия (самоконтроль, самооценка) ученика.

Организация познавательной деятельности младших школьников при изучении переместительного свойства умножения и таблиц умножения и деления. Модель обучения, предполагающая формирование приемов умственных действий: сравнение, анализ, абстрагирование, индуктивное обобщение, классификация, выделение главного, синтез.

Методические и организационные приемы усвоения таблицы умножения и деления (по системам Занкова Л.В., Виноградовой Н.Ф., Истоминой Н.Б.).

3. Моделирование как ведущий способ организации учебной деятельности. Математическая модель. Виды математических моделей. Применение математического моделирования при обучении решению задач.

Модель как объект, воспроизводящий некоторые свойства изучаемого объекта. Модели – объекты любой природы. Моделирование – построение (выбор) и изучение моделей с целью поучения новых знаний об объекте.

Математическая модель. Виды математических моделей: описание, интерпретация, аналог.

Требования к математической модели: адекватность, достаточная простота. Этапы математического моделирования как процесса познания при работе над задачей:

- переход от реальной практической задачи к построению математической вспомогательной модели;

- математические исследования (поиск решения, план и выполнение решения);

- интерпретация (исследование полученного решения соответствию реальной ситуации, ответ).

Эффективность математического моделирования в процессе обучения решению задач.

Образовательная область «Естествознание»

Содержание и структура образовательной области «Естествознание» государственного образовательного стандарта (НРК).

Социальная обусловленность формирования экологической компетенции младших школьников. Концепция непрерывного экологического образования в России. Цель, задачи, принципы экологического образования. Главные экологические идеи, реализуемые курсом «Окружающий мир»:

1. природа – единое целое;

2. экосистема – структурная часть природы;

3. природа основа существования человека;

4. человек изменяет природу в процессе своей деятельности;

5. охрана природы – насущная необходимость.

Компоненты содержания экологического образования младших школьников: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный.

Современные экологические проблемы. Экологический подход к построению учебной дисциплины «Окружающий мир» в соответствии с требованием ГОС.

Экологические отношения: отношение к природе как к равной по ценности человеку; отношение к единству «человек-природа» как к высшей ценности через формирование чувства родства человека и природы, чувства единства с природой, чувства любви к природе, чувства экологической ответственности, чувства полезности природного окружения для человека; чувства зависимости от природы; чувства тревожности за состояние природы; чувства экологического оптимизма.

Методы и приемы формирования отношений: методы формирования субъективного отношения (экологической идентификации, эмпатии, рефлексии); метод трансформации отношений, олицетворения в отношении субъектификации (сочетание элементов очеловечивания природы с научными представлениями; эмоциональное противопоставления природных объектов человеку; ознакомление детей с истоками бытующих негативных характеристик некоторых природных объектов); методы формирования чувства родства с природой (сходство природных объектов с человеком, обращение к истокам).

 

Образовательная область «Искусство»

Изобразительное искусство, его виды и жанры (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, пейзаж, портрет и др.), методика преподавания изобразительного искусства: цель, задачи и содержание обучения и воспитания школьников в процессе преподавания; урок – основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе; развивающее обучение в процессе преподавания предмета; методы обучения изобразительному искусству в школе; виды занятий по изобразительному искусству (рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование); элементы и структура уроков; взаимодействие и интеграция искусств; интеграция искусств при планировании и организации уроков искусства разного вида деятельности; восприятие произведений искусства; педагогический рисунок; анализ программ по изобразительному искусству (В.С.Кузин, Б.М.Неменский); анализ продуктов творческой деятельности обучающихся.

Музыка как вид искусства. Цель, задачи общего музыкального образования. Взаимосвязь цели и задач общего музыкального образования. Закономерности воспитания школьников средствами музыкального искусства. Понятия о формах организации обучения, их многообразие. Общие музыкальные способности. Формирование эмоционального, сознательного и деятельно-практического отношения школьников к музыкальному искусству. Создание музыкально-эстетического пространства (школа, семья и т.д.). Использование потенциала музыкального искусства при организации жизнедеятельности обучающихся. Формы организации внеклассной музыкальной деятельности (система дополнительного музыкального образования – музыкальные кружки, хоровые студии и т.д.). Роль музыкального искусства в духовном развитии младших школьников.

Образовательная область «Физическая культура»

Государственный образовательный стандарт по физической культуре. Обязательный минимум содержания начального образования. Требования к уровню физической подготовленности учащихся по окончанию начальной школы (тесты). Методика оценки успеваемости по основам знаний и по технике выполнения.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Социально - педагогическое значение физвоспитания детей младшего школьного возраста. Образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи физического воспитания. Средства физического воспитания детей периода детства. Формы организации физического воспитания в школе: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная работа по физическому воспитанию.

Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Валеологическое воспитание учащихся.

 

Информационные источники для подготовки выпускников ко II этапу итоговой государственной аттестации по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»

1. Закон «Об образовании в РФ».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3. Программы образовательных учреждений. Начальные классы/ М.: Просвещение, 2002,- 1 ч. 320 с, 2 ч. 396 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа/ М.: Просвещение, 2011,- ч.1400 с., ч. 2 232 с.

Образовательная область «Филология»

1. Арефьева Л.П. Русский язык 1-4 класс. Развитие творческих способностей учащихся: методическое пособие/ Л.П. Арефьева,- Волгоград, Учитель, 2011,- 189 с.

2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учебное пособие/ З.А. Гриценко, - М.: Академия, 2008,- 224 с.

3. Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников: методическое пособие/ Н.Н. Карягина - Волгоград, Учитель, 2009,- 193 с.

4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская,- М.: Академия, 2000,- 472 с.

5. Матвеева Е.И, Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения / Е.И Матвеева, И.Е Патрикеева, - М.: Вита-Пресс, 2011,- 176 с.

6. Мисаренко Г.Г. Развитие речи 2-4 класс. Конструирование и анализ предложений: методическое пособие/ Мисаренко Г.Г.,- Волгоград, 2009,- 187 с.

7. Путилова Е.О., Денисова А.В. и др. Детская литература: учебное пособие/ Е.О. Путилова, А.В. Денисова и др.,- М.: Академия, 2008,- 384 с.

8. Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач: учебное пособие/ М.С. Соловейчик,- М.: Академия, 2000,- 256 с.

9. Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: учебное пособие/ М.С. Соловейчик,- М.: Академия, 2000,- 383 с.

Образовательная область «Математика»

1. Аргинская И.И. Математика. 1, 2, 3, 4 класс. М., 1995.

1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. М., 1984.

2. Гальперин П.Я. Избранные вопросы по психологии. М., 978.

3. Ганеев Х.Ж. Организация развивающего обучения математике. Екатеринбург, 1998.

4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.

5. Истомина Н.Б. Математика. 1, 2,3,4 класс. М., 1998.

6. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 1998.

7. Моро М.И. Математика. 1,2,3,4 класс. М., 2000.

8. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах. М., 1998.

9. Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 класс. М., 2002.

10. Стойлова Л.П. Математика. М., 1997.

Образовательная область «Естествознание»

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М., 2002.

2. Горелов А.А.Экология. М., 2000.

3. Горелов А.А. концепции современного естествознания. М., 2000.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.Н. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

5. Константинов В.М. Охрана природы. М., 2000.

6. Концепции современного естествознания / Под ред. Лавринсикого. М., 1997.

7. Концепции современного естествознания / Под ред. Самыгина С.И. Ростов-на-Дону, 1997.

8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М., 2002.

9. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М., 1999.

10. Петросова Р.А., Голов В.П. Естествознание и основы экологии. М., 1998.

11. Тюмасева З.И., Сариков В.П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования. Сургут, 22004.

12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2002.

Образовательная область «Физическая культура»

1. Баландин С.В. Уроки физической культуры в современных школах. М., 2002.

2. Бутин Н.П. Физическая культура в начальной школе. М., 2003.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2003.

4. Чаленко И.А. Современные уроки по физической культуре в начальной школе. М., 2002.

5. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре. М., 2002.

Образовательная область «Искусство»

1. Мурзина С.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург, 2000.

2. Огоньковская С.В. Изоискусство в средних классах. М., 204.

3. Пьянкова В.И. Изобразительное искусство. М., 2005.

4. Рылова Л.Б. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Ижевск, 2000.

 

Образовательная область «Искусство» (музыка)

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыканте. М., 2000.

2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. М., 1975.

3. Апраксина О.А.Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. М., 1987.

4. Ветлугна Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

5. Дмитриева Н.М. Методика музыкального воспитания детей школьного возраста. М. 1987.

6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб, 1996

7. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф. Особенности развития голосового аппарата у детей. Охрана детских певческих голосов. М., 1963.

8. Козлянинова И.П., Чаре Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992.

9. Осеннева М.С., Самарин В.А. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М., 1999.

10. Романский Н.В. Хоровой словарь. М., 1980.

11. Струве Г.А. Школьный хор. М., 1981.

12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

13. Челышева Г.П. Спутник учителя музыки. М., 1993.

14. Чарели Э.М. Культура речи. Свердловск, 1990.

Литература, разрешенная для подготовки к ответу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.31.247 (0.04 с.)