Человек,(1) совершающий недобрый поступок,(2) думает,(3) что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек,(1) совершающий недобрый поступок,(2) думает,(3) что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.



Вариант 22

Часть 1

 

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

 

(1)Музеи…(2)Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные…(3)Сколько их по всей стране!

(4)Зачем они? (5)Когда возникли? (6)Почему в музеи идут и идут люди?

(7)Ты входишь в музей… (8)Необыкновенное чувство овладевает тобой. (9)Ты невольно сдерживаешь шаг, стараешься ступать тихо, говорить шепотом, чтобы не потревожить святую тишину залов, где со всех сторон на тебя смотрит история.

(10)Сама история и вызывала к жизни музеи. (11)И они имеют свою историю. (12)Сейчас невозможно восстановить, кто первый стал собирать уникальные предметы. (13)А вот время и место появление первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям: их возникновение восходит к XVI – XVIII векам.

(14)Создание первого русского музея связано с эпохой Петра I. (15)Бурное развитие научных знаний в XVIII веке вызвало необходимость сбора материалов по естественной истории. (16)В 1714 году в Петербурге была основана Кунсткамера, где сосредоточились «диковинные» образцы минералов, растительного и животного мира, предметы древности.

(17)К началу XVIII века относится и образование первых военно-патриотических собраний: коллекции старинного оружия, военного снаряжения, моделей, чертежей, трофеев. (18)Эти собрания легли в основу ныне действующих в Санкт-Петербурге Военно-патриотического музея и Центрального военно-морского музея. (19)Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями. (20)Довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия. (21)Так, сокровища Ружейной палаты в Москве демонстрировались как доказательство могущества и богатства России. (22)Коллекция военных собраний в Петербурге служила прославлению военной мощи государства.

(23)В связи с развитием исторической науки и ее разделов – археологии, этнографии, нумизматики – в XIX веке стало совершенствоваться и музейное дело. (24)Музеи стали выполнять функцию лабораторий для исследований, хранилищ исторических источников.

(25)В наше время благодаря радио, телевидению и печати люди получают огромный объем информации, и часто многое ускользает от внимания. (26)Приобретение знаний в музее происходит на основе чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления. (27)Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому, что было.

(М. Канн)

 

А1. Какой вариант содержит ответ на вопрос «Что является наиболее полным источником информации для современного человека?»

 

1) музеи, книги

2) средства массовой информации, музеи

3) окружающая действительность

4) книги, окружающая действительность

 

А2. В каких предложениях содержится ответ на вопрос «Какую функцию стали выполнять музеи?»

 

1) 10, 15 2) 15, 20 3) 20, 24 4) 22, 25

 

А3. В каком предложении содержится ответ на вопрос «С какой целью стали демонстрировать сокровища Оружейной палаты в Москве?»

 

1) 18 2) 19 3) 21 4) 25

 

А4. Укажите номера предложений, в которых употребляются синонимы.

 

1) 13, 14 2) 15, 16 3) 18, 19 4) 24, 25

 

А5. Какое значение имеет слово НУМИЗМАТИКА в прочитанном тексте (предложение №23)?

 

1) раздел науки, изучающий историю монет, денежных слитков, медалей

2) раздел науки, изучающий материальную и духовную культуру народов

3) раздел науки, изучающий совокупность народных обрядовых действий

4) раздел науки, изучающий памятники старины

 

А6. В каком из словосочетаний текста выделенное слово употреблено в прямом значении?

 

1) смотрит история (предложение 9)

2) история вызвала к жизни (предложение 10)

3) первый русский музей (предложение 14)

4) многое ускользает от внимания (предложение 25)

 

А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

 

1) Музеи… исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные…

2) Зачем они? Когда возникли?

3) Ты входишь в музей… Необыкновенное чувство овладевает тобой.

4) Сама история и вызвала к жизни музеи. И они име6ют свою историю

 

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

 


В1. Замените слово МОЩЬ из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 1-10 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О-Е (Ё)

после шипящих в корне зависит от проверочного слова.

 

В3. Из предложений 1-9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

В4. Из предложений 16-22 выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом В отыменных прилагательных, образованных от основы на -н при помощи суффикса -Н-, пишется две буквы НН.

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.

К началу XVIII века относится и образование первых военно-пат­риотических собраний:(1) коллекций старинного оружия,(2) военно­го снаряжения, (3) моделей, (4) чертежей, (5) трофеев.

 

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые),

обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

 

В наше время благодаря радио,(1) телевидению и печати люди получают огромный объём информации,(2) и часто многое усколь­зает от внимания.

Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей му­зея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому,(3) что было.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинён­ного предложения.

 

Ты невольно сдерживаешь шаг,(1) стараешься ступать тихо,(2) говорить шёпотом, (3) чтобы не потревожить святую тишину за­лов, (4) где со всех сторон на тебя смотрит история.

 

В8. Замените словосочетание РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНО­ГО МИРА (предложение 16), построенное на основе согла­сования, синонимичным словосочетанием со связью управ­ление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите из предложений 25—27 составное глагольное ска­зуемое.

В10. Среди предложений 17-22 найдите предложение(-я), в котором(-ых) есть вводное(-ые) слово(-а). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В11. Среди предложений 17—24 найдите предложение(-я) с од­нородными членами, имеющими уточняющее значение. Напи­шите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В12. Среди предложений 9—16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Укажите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 10-16 найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-ия). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В14. Среди предложений 7—16 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточной частью изъяснительной. На­пишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.  


 

 

С2.1. Ознакомьтесь с мнением Петра и Людмилы Сергеевны о роли книжной лексики.


 

Петр Людмила Сергеевна

Помогите Людмиле Сергеевне доказать её точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Роль книжной лекси­ки в текстах разных стилей».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст М. Канна.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстри­рующие ваши мысли.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом матери­але и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Людмиле Сергеевне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Людмилы Сергеевны.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы по­нимание смысл последней фразы текста: «Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому, что было».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 23

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

 
 
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

 


(1)«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше соб­ственное. (2)Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет. (З)Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно — единственная вещь, ко­торую нельзя возвратить обратно при всём желании». (4)Так пи­сал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Рождества Христова.

(5)Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7)Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не уме­ли, а значит, и не берегли. (8)Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9)Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда — в самолёт. (10)Вместо писем придумали телеграм­мы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку. (11)Эскалаторы, компьютеры, универ­маги, телетайпы, электробритвы — всё изобретается для того, что­бы сберечь человеку время. (12)Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13)Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универса­мы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличи­вается. (14)Не только у него — цейтнот становится всеобщим. (15)Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, что­бы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая че­ренковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17)Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.

(По Д. Гранину)

 
 
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

 

 


А1. Какая мысль противоречит содержанию текста?

1) Мы сами распоряжаемся своим временем, которое у нас никто не может отнять.

2) Древние философы пытались понять природу времени.

3) Современные технические средства экономят человеку время.

4) Несмотря на наращивание скоростей, времени у современ­ного человека становится всё меньше.

А2. Какое предложение связано с предыдущим при помощи со­чинительного союза, лексического повтора и указательно­го местоимения?

1)4 2)7 3)12 4)14

А3. Почему мы считаем, что наши древние предки не ценили ине берегли время?

1) У древних не было электронных часов.

2) Такой вывод обусловлен нашим самомнением.

3) У древних не было приборов, способных сберечь время.

4) Древние не понимали ценность чужого и своего времени.

А4. Укажите предложение, в котором употреблены синонимы.

1) 5 2)7 3)9 4)13

 

А5. Значение какого слова определено неверно?

1) эскалатор (предложение 11) — землеройная машина для выемки грунта

2) философ (предложение 5) — мыслитель, занятый разработ­кой вопросов мировоззрения

3) цейтнот (предложение 14) — острый недостаток времени

4) дефицит (предложение 13) — недостаток, нехватка чего-ни­будь

 

А6. В каком из предложений текста выделенное слово употреб­лено в прямом значении?

1) обуздать время (предложение 5)

2) сберечь время (предложение 11)

3) печатает газеты (предложение 13)

4) время исчезает (предложение 17)

 

А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

1) Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше соб­ственное.

2) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно — единственная вещь, которую нельзя возвратить об­ратно при всем желании.

3) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли.

4) Времени нет ни у школьников, ниу студентов, ни у стари­ков.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

 

 


В1. Замените книжное слово ОБУЗДАТЬ из предложения 5 сти­листически нейтральным синонимом (словом или слово­сочетанием). Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 10—15 выпишите слово(-а) с чередующей­ся гласной в корне.

В3. Из предложений 5-10 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) зависит от ударения.

В4. Из предложений 5-10 выпишите слово, в котором правопи­сание букв Ни НН в суффиксе определяется правилом Крат­кие страдательные причастия пишутся с одной буквой Н.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, Обозначающие знаки препинания при вводных словах и сло­восочетаниях.

Что они,(1) со своими солнечными, водяными и песочными часа-ми,(2) измерять его как следует не умели,(3) а значит,(4) и не бе­регли. Прогресс —(5) он ведь к тому сводится, (6) по мнению делового человека,(7) чтобы сэкономить этому деловому человеку время.

В6. Вприведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

Деловой человек наращивает скорости,(1) внедряет ЭВМ,(2) пе­ределывает универмаги в универсамы,(3) печатает газеты фотоспособом,(4) а дефицит времени увеличивается.

В7. Вприведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает(-ют) на знак(-и) пре­пинания, обозначающий(-ие) подчинительную связь между частями сложного предложения.

Люди решительно ни во что не ценят чужого времени,(1) хотя оно —(2) единственная вещь,(3) которую нельзя возвратить обрат­но при всём желании.

В8. Замените словосочетание В ОСЕННЕМ ЛЕСУ (предложе­ние 15), построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью примыкание. Напишите по­лучившееся словосочетание.

В9. В предложениях 5-6 найдите составное глагольное сказуе­мое и выпишите его.

В10. Среди предложений 6—10 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 13-17 найдите предложение(-я) с обо­собленным(-и) обстоятельством(-ами). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

В13. Среди предложений 11—17 найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-ия). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В14. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи — союзной и бессоюз­ной. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.  

 


С2.1. Ознакомьтесь с ситуацией, изображённой художником.


Анна Михайловна Алексей

 

Помогите Анне Михайловне доказать её точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Роль средств вырази­тельности в речи».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. Гранина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстри­рующих ваши мысли.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом матери­але и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Анне Михайловне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Анны Михайловны.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы по­нимание смысл слов Сенеки (предложение 3): «Люди реши­тельно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно — един­ственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Вариант 24

Часть 1

 

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

 
 
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.


(1)Память — одно из величайших свойств бытия, любого бы­тия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (З)Сожмите его и расправьте. (4)На нём оста­нутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... (5)Па-мятью обладают отдельные растения, камень, на котором остают­ся следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д. (б)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совер­шать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)А что иговорить о«генетической памяти» — памяти, заложенной в ве­ках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накап­ливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные ин­ституты...

(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (И)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благо­даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.

(15)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (1б)Человек, совершающий не­добрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в па­мяти его личной и в памяти окружающих.

(17)Совесть — это в основном память, к которой присоединя­ется моральная оценка совершённого. (18)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (19)Без па­мяти нет совести.

(20) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (21)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (22)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (23)Всё это дорого нам. (24)Да и просто уважение к могилам предков.

(25)Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (26)Память — наше богатство.

(По Д. Лихачёву)

 

 
 
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.


А1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора, выс­казанной в тексте?

1) Память — это процесс творческий.

2) Нравственное значение памяти в том, что она преодолевает время и смерть.

3) Отсутствие сознания того, что ничто не проходит бесслед­но, рождает безответственность.

4) Совесть может существовать без сохранения совершённого в памяти.

А2. Укажите номер предложения, в котором автор даёт опреде­ление совести.

1) 15 2) 16 3) 17 4) 19

А3. В чём, по мнению автора, заключается нравственное зна­чение памяти?

1) Память — одно из величайших свойств бытия, любого бы­тия: материального, духовного, человеческого...

2) Память — преодоление времени, преодоление смерти.

3) Совесть — это в основном память, к которой присоединяет­ся моральная оценка совершённого.

4) Семейные фотографии — это одно из важнейших «нагляд­ных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

А4. Укажите номер предложения, в котором употреблены си­нонимы.

1)6 2)83)12 4)16

 

А5. В каком предложении автор использует слово со значени­ем «то, что перешло от одного поколения к другому, что унас­ледовано от предшествующих поколений»?

1)1 2) 8 3) 10 4) 12

 

А6. Какое словосочетание не относится к публицистическому стилю?

1) генетическая память (предложение 7)

2) моральная оценка (предложение 17)

3) моральный климат (предложение 20)

4) семейные фотографии (предложение 21)

 

А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

1) Память — одно из величайших свойств бытия, любого бы­тия: материального, духовного, человеческого...

2) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоя­щее и будущее.

3) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти куль­турной.

4) Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

 
 
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).


В1. Замените эмоционально-окрашенное слово ПОТОМКИ из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.

В2. Из предложения 6 выпишите слова с проверяемой безудар­ной гласной в корне.

В3. Из предложений 9-14 выпишите слово, правописание при­ставки в котором определяется тем, что она употребляется в значении приставки ПЕРЕ-.

В4. Из предложений 7-14 выпишите слово, правописание суф­фикса которого определяется правилом В отымённых при­лагательных пишется две буквы НИ, если оно образовано при
помощи суффикса -ЕНН.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.  

 


 

С2.1. Ознакомьтесь с ситуацией, изображённой художником.

Помогите Лене доказать её точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Публицистика как осо­бый стиль речи».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. Лихачёва.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстри­рующих ваши мысли.


Саша Лена

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом матери­але и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Лене, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Лены. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы по­нимание смысл фразы текста (предложение 25): «Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед са­мими собой и перед потомками».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 25

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

 


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.


ВОЛК НА ЁЛКЕ

(1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувство­вал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цеп­кие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.

(3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него вы­хватывали из-под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.

(6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало... (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

(9)Ёлки, ёлки... (10)«Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!» (12)И вдруг... Волк присел на хвост, потёр глаза: не­ужели правда? (13)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (14)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

(15)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — (16)Дай-ка и я погляжу». (17)И он поднял глаза на ёлку.

(18)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (19)Она вся искрилась снежинками, перелива­лась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празд­нику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

(20)— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.

(21)Бывает же на свете такое чудо! (22)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (23)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

(24)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогод­ней ёлкой и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачива­лось.

(25)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посиль­нее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...

(Ф. Кривин)

 
 
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

 

 


А1. Вкаком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?

1)7 2)8 3)23 4)25

А2. Укажите вариант ответа, в котором наиболее точно сфор­мулирована тема текста.

1) Встреча Нового года.

2) Заяц на ёлке.

3) Красота и её воздействие.

4) Встреча Зайца и Волка.

А3. Почему ёлка произвела такое впечатление на Волка?

1) Волк увидел под ёлкой Зайца, и это обрадовало его.

2) Цепкие ветви ёлки мешали Волку пройти.

3) Волк хотел встретить Новый год под ёлкой.

4) Ёлка была очень красива, и это заворожило Волка.

 

А4. В каком ряду перечислены номера предложений, из слов которых можно составить синонимические ряды?

1) 6,7,8

2) 11,12, 14

3) 15, 16, 17

4) 20, 21, 22

А5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено в прямом значении?

1) цепкие ёлки (предложение 2)

2) живой заяц (предложение 13)

3) глаза горят (предложение 14)

4) поднял глаза (предложение 17)

А6. Какое слово не имеет разговорной окраски?

1) невесть (предложение 14)

2) рядышком (предложение 24)

3) выхватывать (предложение 4)

4) дай-ка (предложение 16)

А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является фразеологизм?

1) Увязая вснегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.

2) Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа дру­гие.

3) И вдруг... Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда?

4) Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным све­том, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

 


В1. Замените книжное слово БРЁЛ из предложения 2 стилис­тически нейтральным синонимом (словом или словосоче­танием). Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 15—23 выпишите слово(-а) с непроизноси­мой согласной в корне.

В3. Из предложений 1-8 выпишите слово, правописание при­ставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обо­значаемого следующей после приставки буквой.

В4. Из предложений 15—25 выпишите слова, в которых есть частицы, пишущиеся через дефис.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые при обособленном обстоятельстве.

Часть 3

 

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.  

 


С2.1. Ознакомьтесь с мнением Тани и Наташи о роли разговор­ных слов и конструкций в художественной речи.


Наташа Таня

 

Помогите Наташе доказать её точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Роль разговорных слов

Вариант 26

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

 

 


ЗИМНИЙ ДУБ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.251 с.)