III. Организация логопедической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Организация логопедической работы



1. На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, нарушения произношения - фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата).

В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Прием на логопедический пункт обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2. В общеобразовательных учреждениях национальных республик, где преподавание ведется на русском языке, на логопедический пункт зачисляются учащиеся коренной национальности, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

В целях оказания наиболее эффективной помощи заикающимся детям возможно открытие специальных логопедических пунктов, укомплектованных учениками образовательных учреждений как начальных, так и старших классов. Они создаются с учетом местных условий в соответствии с потребностями.

3. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке (см. Положение) для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту (см. Положение).

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

4. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы или группы с меньшей наполняемостью (количество детей в группах с меньшей наполняемостью определяется в 2 - 3 человека для основного контингента обучающихся с ОНР и ФФН); зачисляются также в эти группы дети с более выраженным дефектом; количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):

 

=> с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, (4-5, 3-4);

=> с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6, 4-5);

=> с недостатками произношения (6-7, 4-5).

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы (1-4,1-3 классы).

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

5. Занятия с обучающимися на логопедическом пун кте проводятся в часы, свободные от уроков с учётом режима работы учреждения. Логопедические занятия обучающихся сельского общеобразовательного учреждения в зависимости от мест ных условий могут быть внесены в расписание занятий данного учреждения (занимающихся по программе 1-4).

Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно на городском логопедическом пункте занимаются 18-25 человек, на сельском - 15-20 человек.

6. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся - 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 40 мин.; с группой с меньшей наполняемостью -25-30 мин.; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 20 минут.

7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 мес. (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи - примерно 1,5 - 2 года.

8. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

9. Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.

10. Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель логопед, учитель класса и администрация школы.

IV. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальность "логопедия".

На учителя логопеда возлагается ответственность за своеврем енное выявление детей с первичной речевой патологией, правиль ное комплектование_групп с учетом структуры рече вого дефекта, _ а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.

Ставка заработной платы учителя логопеда устанавливается в 20 астрономически х ча сов педа гогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа. Прежде всего в часы консультаций учитель логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключениял более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.

В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе, которая может заключаться в следующем:

*выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;

*участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;

*участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;

*подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям.

Учителю-логопеду, являющимся заведующим логопедическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

При наличии в населенном пункте, районе, регионе нескольких логопедических пунктов общеобразовательных учреждений создаются методические объединения учителей-логопедов при органах управления образованием, методических кабинетах, институтах повышения квалификации работников образования. Методические объединения учителей-логопедов проводятся по составленному плану не более 3-4 раз в учебном году.

Руководителем методического объединения учителей-логопедов может быть штатный методист методического кабинета (центра) данного региона; к этой работе могут быть привлечены учителя-логопеды в порядке совместительства, но не более, чем на 0,5 месячной нормы рабочего времени.

В отдаленных малокомплектных общеобразовательных учреждениях оказание логопедической помощи может осуществляться учителями, прошедшими специализации по логопедии за дополнительную оплату (см. Положение).

Общеобразовательные учреждения, имеющие классы выравнивания (для детей с ЗПР), коррекционно-развивающие классы (для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе) реализуют предоставленное право включать в штат данного учреждения ставку учителя-логопеда согласно нормативным документам (Сборник приказов №21,1988 г.). Приказ № 333.

О нормах расхода этилового спирта на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях см. "Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5 января 1977 года № 8-12/25. Сборник в помощь директору специальной школы Москва, "Просвещение", 1982 г.).

 

 

ЛР № 064615 от 03.06.96 г.

Подписано в печать 29.08.96. Формат 60 х 84 /16. Гарнитура Ариал

Бумага офсетная. Уч.-издл. 2,80. Тираж 5000 экз. Заказ № 2717

 

Отпечатано в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ

140010, Люберцы, Октябрьский пр-кт, 403

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.015 с.)