Типология развитых, развивающихся стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология развитых, развивающихся стран.



Типология стран мира – одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением ее занимаются экономико-географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук. В отличие от группировки (классификации) стран, за основу их типологии принимаются не количественные, а качественные признаки (критерии), позволяющие отнести каждую из них к тому или иному типу социально-экономического и политического развития. Видный представитель экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. В. Вольский под типом страны понимал объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Иными словами, в этом случае речь идет о тех главных типологических чертах стран, которые сближают их с одними и, напротив, отличают от других стран.

В известном смысле типология стран представляет собой историческую категорию. В самом деле, до начала 90-х гг. XX в. все страны мира было принято подразделять на три основных типа: социалистические, капиталистические и развивающиеся. В 90-х гг. XX в., после распада мировой социалистической системы, сложилась другая, уже не столь политизированная типология с подразделением стран на: 1) экономически высоко развитые; 2) развивающиеся; 3) страны с переходной экономикой,[5] но наряду с этим теперь по-прежнему широко распространена двучленная типология стран, подразделяющая их на: 1) экономическиразвитые и 2) развивающиеся. При этом в качестве обобщающего, синтетического показателя обычно применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения.

Таблица 7

СТРАНЫ МИРА С САМЫМИ ВЫСОКИМИ И САМЫМИ НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВВП ИЗ РАСЧЕТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (2006 г.)

Этот очень важный показатель не только используется для подразделения стран на указанные два типа, но и дает яркое представление об огромном разрыве между наиболее и наименее развитыми странами мира (табл. 7). В этой таблице ВВП рассчитан не по официальному курсу валют, а как теперь было принято: по их покупательной способности (ППС).

Более удобная тистологическая классификация предложена банком; она исходит из подразделения стран на три основные группы. Во-первых, это страны с низким доходом, к которым Всемирный банк относит 42 страны Африки, 15 стран зарубежной Азии, 3 страны Латинской Америки, 1 страну Океании и 6 стран СНГ (Армению, Азербайджан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан и Туркмению). Во-вторых, это страны со средним доходом, которые, в свою очередь, подразделяются на страны с доходом ниже среднего (8 стран зарубежной Европы, 6 стран СНГ, 9 стран зарубежной Азии, 10 стран Африки, 16 стран Латинской Америки и 8 стран Океании) и страны с доходом выше среднего (6 стран зарубежной Европы, 7 стран зарубежной Азии, 5 стран Африки, 16 стран Латинской Америки). В-третьих, это страны с высоким доходом, к которым отнесены 20 стран зарубежной Европы, 9 стран зарубежной Азии, 3 страны Африки, 2 страны Северной Америки, 6 стран Латинской Америки и 6 стран Океании. Группа стран с высоким доходом выглядит, пожалуй, наиболее «сборной»: наряду с самыми высокоразвитыми странами Европы, Америки и Японией, в нее попадают Мальта, Кипр, Катар, ОАЭ, Бруней, острова Бермудские, Багамские, Мартиника, Реюньон и др.

Показатель душевого ВВП не позволяет четко определить рубеж между развитыми и развивающимися странами. Например, некоторые международные организации в качестве такого количественного рубежа используют показатель в 6000 долл. из расчета на душу населения (по официальному курсу валют). Но если принять его за основу двухчленной типологии, то окажется, что все постсоциалистические страны с переходной экономикой попадают в категорию развивающихся стран, тогда как Кувейт, Катар, ОАЭ, Бруней, Бахрейн, Барбадос, Багамы – в группу экономически развитых.

Вот почему ученые-географы уже давно работают над созданием более совершенных типологий стран мира, таких, которые учитывали бы также характер развития каждой страны и структуру ее ВВП, долю в мировом производстве, степень вовлеченности в международное географическое разделение труда, некоторые показатели, характеризующие ее население. Особенно много работали и работают над созданием таких типологий представители экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, прежде всего В. В. Вольский, Л. В. Смирнягин, В. С. Тикунов, А.С. Фетисов.

В. С. Тикунов и А. С. Фетисов, например, разработали комплексный оценочно-типологический подход при изучении зарубежных (за исключением постсоциалистических и социалистических) стран, основанный на 14 показателях, отражающих социально-политические и экономические аспекты их развития. Всего они проанализировали данные по 142 странам. В результате такого подхода на самой высокой ступени социально-экономического развития оказались США, Канада, ФРГ, Швеция, Норвегия, а на самой низкой – Сомали, Гвинея, Йемен, Ангола, ЦАР, Гаити и некоторые другие страны (рис. 2).

Рис. 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) в странах мира из расчета на душу населения, долл. США

Рис. 2. Ранжирование стран мира по уровню развития (по В. С. Тикунову, А.С.Фетисову, И.А.Родионовой)

В. В. Вольский разрабатывал и совершенствовал свою типологию на протяжении длительного времени. Последний ее вариант был опубликован в 1998 г. и затем в 2001 г..[6]

В таблице 8 эта типология представлена в более наглядной форме.

Типология В. В. Вольского уже вошла в научный обиход, она широко применяется и в учебных целях. Это относится, например, к выделению главных экономически развитых стран, ключевых развивающихся стран, богатых нефтеэкспортирующих, а также наименее развитых стран. Понятие о наименее развитой стране было введено ООН еще в 1970 г. Тогда же к этой категории были отнесены 36 стран, в которых ВВП из расчета на душу населения не достигал 100 долл., доля обрабатывающей промышленности в ВВП не превышала 10 %, а доля грамотного населения в возрасте старше

Таблица 8

ТИПЫ СТРАН ЗАРУБЕЖНОГО МИРА

(по В. В. Вольскому)

15 лет была меньше 20 %. В 1985 г. таких стран стало уже 39, а в 2003 г. – 47.[7]

Тем не менее эта типология вызывает и некоторые вопросы. Например, отнесение Канады к странам «переселенческого капитализма» превращает официально признанную «большую семерку» ведущих стран Запада в «большую шестерку». Сомнения вызывает отнесение Испании к среднеразвитым странам. Далее, в типологии фактически отсутствует общепринятый подтип новых индустриальных стран (НИС), что едва ли можно оправдать некоторой неопределенностью его состава (в отношении азиатских «тигров» первой и второй волн сомнений как будто бы ни у кого не возникает, но из прочих стран к этому подтипу иногда относят Бразилию, Мексику, Аргентину, Уругвай, Индию, Турцию, Египет). Наконец, в типологии как бы растворилась самая многочисленная группа «классических» развивающихся стран, сильно отстающих в своем развитии.

Опыт показывает, что рубеж между экономически развитыми и развивающимися странами относительно подвижен. Например, Международный валютный фонд в своих официальных отчетах уже с 1997 г. включает Республику Корея, Сингапур и Тайвань в число экономически развитых стран и территорий. Крупнейшие из латиноамериканских государств – Бразилия, Мексика, Аргентина – также уже фактически вышли за пределы традиционных представлений о развивающихся странах и вплотную приблизились к типу экономически развитых стран. Не случайно Турция, Республика Корея и Мексика были приняты в такой престижный «клуб» этих стран, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).[8]

39. Страны в системе экономических, политических и культурно-исторических районов (регионов) мира.

Содержание страноведческого исследования.

Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.

Отдельный раздел страноведения, который исторически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина — востоковедение.

По предмету страноведение отчасти пересекается с регионоведением (изучение факторов развития территориальных сообществ, геополитических, географических, экономических, социокультурных, конфессиональных и др. региональных группировок, стран и их регионов), однако не тождественно ему, поскольку использует иные методы, что, в частности, отражается в различиях классификационных структур, выстраиваемых в рамках страно- и регионоведения

Современное страноведение имеет следующие разделы: общее страноведение, военное страноведение и туристское страноведение. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.

[править] История страноведения

Каждая страна имеет свою национальную историю страноведения, ибо знания о других странах — необходимый элемент любой социальной, экономической и политической общности людей.

На самых ранних этапах развития человеческого общества сведения о соседних племенах и географии мест ими населенных передавались изустно в виде рассказов, легенд, преданий, песен, а также в виде определенных видов танца, через рисунки, примитивные надписи и простейшие карты и схемы.

С дальнейшим развитием человеческой цивилизации и образованием первых государств знания о других странах стали целенаправленно и осознанно добываться, аккумулироваться, систематизироваться и сохраняться в виде текстовых записей, рисунков, макетов и специальных карт и схем. Были созданы структуры, которые систематически занимались изучением географического пространства за пределами границ государства; это были дипломатическая и военная разведки. Отдельной отраслью тогдашнего страноведения являлись и чисто научные изыскания, обусловленные естественной жаждой познания окружающего мира.

В истории Европы исключительно важную роль в области страноведческих знаний сыграли по-видимому три источника: Библия, «Александрия» — эпическое повествование о жизни и деяниях Александра Македонского и литературная запись путешествия Марко Поло.

Колоссальное количество уникальных страноведческих сведений было собрано в коллекциях античной Александрийской библиотеки в Египте.

Военное страноведение

Военное страноведение — раздел страноведения, изучающий военные аспекты политики, экономики, социума, а также военный потенциал изучаемой страны или группы стран в интересах высшего политического и военного руководства.

Туристское страноведение

Туристское страноведение осуществляет следующие функции:

  • просветительскую — создание «образов» стран, государств, которые необходимы самым широким слоям общества и ряду предприятий (рекламы, маркетинга),
  • информационную — сбор, хранение и предоставление возможностей использования широкого набора сведений о природе, населении, народах, культуре, экономике страны, её особенностях и типичных чертах,
  • развивающую — международные и внутригосударственные связи и отношения, которые стали основой для охвата территорий разных стран турбизнесом, создания и публикации путеводителей, оптимизации деятельности предприятий и организаций, шествующих в сфере коммерческого туризма,
  • учебную — в системе учебных заведений, подготавливающих специалистов по туризму.

Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.

Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.

Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы — одного из важнейших условий развития туризма), и все это даётся в связи с географическим своеобразием территории.

Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия её территориальных элементов общественного и природного характера, то есть изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путём выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.

Методы

Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культурный.

При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культурного и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие её традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями её исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования — необходимой составной частью туристского изучения страны.

Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.097 с.)