Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор: Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Светлячок» (далее - МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок») муниципального образования город-курорт Геленджик, направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации: образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы, психолого-педагогическую программу «Будь здоров, малыш!». Практическая апробация указанной программы проведена с 01 сентября 2013 года по 30 мая 2016 года в МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик. Отзыв образовательной организации прилагается. Автор Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок», согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительской власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные организации и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
________________________/ Т.Л. Шлома/
08.07.2016г. На VIII Всероссийский конкурс Психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Номинация: Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы Психолого-педагогическая программа «Будь здоров, малыш!»
Автор: Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок».
Контактная информация: Касицкая Виктория Александровна, kiwi76@mail.ru, тел. 8-918-460-28-21, факс 8-86141-3-42-36, почтовый адрес: 353460, Краснодарский край, г.Геленджик, ул. Морская, д.12 Оглавление
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка “Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В.А.Сухомлинский
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема услышана. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделены: ¾ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ¾ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ¾ обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. С введением ФГОС дошкольное образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашей дошкольной организации является одной из значимых и приоритетных. В результате поиска новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью, разработана педагогическим коллективом программа «Будь здоров, малыш». Разработка программы привела наш коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей, в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Мы пришли к выводу о том, что роль педагога дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей. Программа «Будь здоров, малыш» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом природно-климатических условий. Содержание программы и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении, разработаны с учётом целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель. Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и её сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей: Антоновой А.И., Бутко Г.А., Журавлёвой И.В., Лисициной Ю.П., Покровского А.А., Царегородцева Г.И. Необходимость воспитания валеологической культуры подчёркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе детского сада, отбираются адекватные методы и приемы. В соответствии с ФГОС ДО программа «Будь здоров, малыш!» учитывает:
¾ педагогический мониторинг, как основу для проектирования педагогического процесса; ¾ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (п.1.4.3 ФГОС ДО); ¾ индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1 ФГОС ДО); ¾ формирование социокультруной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим потребностям детей (п.1.6.8 ФГОС ДО); ¾ наличие предметно-пространственной развивающей среды, инициирующей проявление субъектных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию; ¾ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.8.9 ФГОС ДО). Учитывая, что валеологическая культура ребёнка - это совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни; знание о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельное решение задач связанных со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской психологической помощи, мы определили цель и задачи данной программы. Цель программы:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей (законных представителей), педагогов, воспитанников ДОО ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Реализация программы предусматривает решение следующих задач: 1. Создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. 2. Разработать (совместно с другими специалистами) рабочие программы для детей и их родителей, ориентированные на соблюдение здорового и безопасного образа жизни. 3. Изучить и внедрить в практику современные технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье. 4. Развивать профессиональную компетентность специалистов в освоении здоровьесберегающих технологий для детей, в осуществлении совместно с родителями образовательно-оздоровительных проектов, в оценке результатов своей профессиональной деятельности в области укрепления физического и психического здоровья детей. 5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по формированию привычек здорового образа жизни. Планируемыми результатами освоения программы являются достижения следующей результативности:
Результат персональный (улучшение качества здоровья ребенка-участника программы): ¾ овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни. Результат для родителей (законный представителей) и педагогов: ¾ развитие психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста; ¾ сформированная компетентность педагогов в решении профессионально-педагогических задач, связанных с реализацией программы здоровьесозидания; ¾ построение целостного образовательного процесса, формирующего позитивную социализацию детей, на основе отечественных традиций и социокультурных ценностей в интересах семьи и общества. Результат для общества: ¾ снижение числа пропусков в ДОУ – уменьшение дней нетрудоспособности родителей; ¾ обеспечение достаточных функциональных ресурсов физического, психического, в том числе эмоционального здоровья детей для их подготовки к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, в семье и обществе. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Структура программы отвечает требованиям ФГОС ДО и включает целевой, содержательный, организационный разделы и сопровождается практическими приложениями. Целевой раздел представляет собой научно-теоретические основы программы. Содержательный раздел включает деятельность детей в соответствии ФГОС ДО через: ¾ физическое развитие; ¾ социально-коммуникативное развитие; ¾ познавательное развитие; ¾ речевое развитие; ¾ художественно-эстетическое развитие. В организационном разделе определены условия, необходимые для реализации программы и предложены методические рекомендации по формам организации детей, методам и приемам работы с детьми в соответствии с программой. Практические приложения представлены конспектами проведения непосредственной образовательной деятельности интегрированной по валеологическому воспитанию дошкольников, продуктивной деятельности по изовалеологии, картотека-конструктор и дидактический игровой материал для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, сценариями праздников, текстов консультаций для педагогов, родителей, перспективным планированием по работе с родителями «Клуб здоровой семьи». Программа «Будь здоров, малыш» реализуется в вариативной части основной образовательной программы (далее – ООП ДО) МБДОУ «ЦРР-д/с №2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик. Новизна данной программы заключается в систематизации имеющего опыта работы отдельных педагогов воспитания основ культуры здоровья, формирования представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья и в разработке алгоритма внедрения его в практику работы дошкольных образовательных организаций. Содержание программы «Будь здоров, малыш» реализуется через освоение воспитанниками образовательных областей: ¾ физическое развитие; ¾ социально – коммуникативное развитие; ¾ познавательное развитие; ¾ художественно-эстетическое развитие; ¾ речевое развитие. Физическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания позволяет: ¾ повысить устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; ¾ совершенствовать реакции терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; ¾ повысить физическую работоспособность; Формы организации физического воспитания: ¾ дополнительные виды непосредственной образовательной деятельности специализированного воздействия; ¾ подвижные игры и физические упражнения на улице; ¾ утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями; ¾ дыхательная гимнастика после сна, бассейн, (лето); ¾ спортивные игры и соревнования. ¾ комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки); ¾ ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); ¾ дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года) на берегу моря, в т.ч. по дорожкам препятствий; ¾ проведение непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале, на берегу моря и на спортивной площадке с элементами психоэмоционального расслабления; ¾ дозированная ходьба; ¾ физкультминутки; ¾ физкультурные досуги, праздники, дни здоровья; ¾ индивидуальная работа с детьми; ¾ бодрящая гимнастика после сна; ¾ логоритмическая гимнастика.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.047 с.) |