Психолого-педагогических программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогических программ



«Новые технологии для «Новой школы»

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Автор: Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Светлячок» (далее - МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок») муниципального образования город-курорт Геленджик, направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации: образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы, психолого-педагогическую программу «Будь здоров, малыш!».

Практическая апробация указанной программы проведена с 01 сентября 2013 года по 30 мая 2016 года в МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик.

Отзыв образовательной организации прилагается.

Автор Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок», согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительской власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные организации и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

 

________________________/ Т.Л. Шлома/

 

 

08.07.2016г.

На VIII Всероссийский конкурс

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

 

Номинация: Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы

Психолого-педагогическая программа

«Будь здоров, малыш!»

 

Автор:

Шлома Татьяна Леонидовна,

старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок».

 

 

Контактная информация:

Касицкая Виктория Александровна,

kiwi76@mail.ru,

тел. 8-918-460-28-21,

факс 8-86141-3-42-36,

почтовый адрес: 353460, Краснодарский край,

г.Геленджик,

ул. Морская, д.12

Оглавление

 

  Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка  
1.2. Планируемые результаты  
  Содержательный раздел  
2.1. Реализация программы в соответствии ФГОС ДО через образовательные области.  
2.2 Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.  
  Организационный раздел  
3.1. Условия реализации программ  
3.2 Организация развивающей предметно пространственной среды  
3.3 Методические рекомендации к реализации программы  
  Критерии оценки достижения планируемых результатов:  
4.1. качественные критерии оценки  
4.2. количественные критерии оценки  
  Приложения  
5.1. Дидактический материал по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Составители: Шлома Т.Л.,Инашвили О.Е  
5.2 Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Доктора природы». Составитель Шлома Т.Л  
5.3. Спортивный досуг в рамках проектной деятельности в старшей группе «День Здоровья» Составители: Шлома Т.Л., Спасенко М.В  
5.4. Сценарий спортивно-музыкального праздника «Быть здоровыми хотим!» Составители: Шлома Т.Л. Лабанская Ю.А  
5.5. Конспект проведения родительского собрания «Будьте здоровы!» в подготовительной группе. Составители: Инашвили О.Е., Умршатян С.П  
5.6. Перспективный план работы с родителями «Клуб здоровой семьи» Составитель: Инашвили О.Е  
5.7. «Валеологическая газета» для родителей. Составитель: Шлома Т.Л  
5.8. Консультация для воспитателей «Использование арт-методов в коррекционной работе педагога-психолога. Составитель Спасенко М.В  
5.9. Консультация для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием шариков – аквагрунта». Составитель Шевцова О.И  
6. Библиографический список  

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

“Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”

В.А.Сухомлинский

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема услышана.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделены:

¾ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

¾ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

¾ обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С введением ФГОС дошкольное образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашей дошкольной организации является одной из значимых и приоритетных.

В результате поиска новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью, разработана педагогическим коллективом программа «Будь здоров, малыш». Разработка программы привела наш коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей, в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Мы пришли к выводу о том, что роль педагога дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Программа «Будь здоров, малыш» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом природно-климатических условий.

Содержание программы и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении, разработаны с учётом целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и её сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей: Антоновой А.И., Бутко Г.А., Журавлёвой И.В., Лисициной Ю.П., Покровского А.А., Царегородцева Г.И. Необходимость воспитания валеологической культуры подчёркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе детского сада, отбираются адекватные методы и приемы.

В соответствии с ФГОС ДО программа «Будь здоров, малыш!» учитывает:

¾ педагогический мониторинг, как основу для проектирования педагогического процесса;

¾ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (п.1.4.3 ФГОС ДО);

¾ индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1 ФГОС ДО);

¾ формирование социокультруной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим потребностям детей (п.1.6.8 ФГОС ДО);

¾ наличие предметно-пространственной развивающей среды, инициирующей проявление субъектных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию;

¾ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.8.9 ФГОС ДО).

Учитывая, что валеологическая культура ребёнка - это совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни; знание о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельное решение задач связанных со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской психологической помощи, мы определили цель и задачи данной программы.

Цель программы:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей (законных представителей), педагогов, воспитанников ДОО ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Реализация программы предусматривает решение следующих задач:

1. Создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

2. Разработать (совместно с другими специалистами) рабочие программы для детей и их родителей, ориентированные на соблюдение здорового и безопасного образа жизни.

3. Изучить и внедрить в практику современные технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.

4. Развивать профессиональную компетентность специалистов в освоении здоровьесберегающих технологий для детей, в осуществлении совместно с родителями образовательно-оздоровительных проектов, в оценке результатов своей профессиональной деятельности в области укрепления физического и психического здоровья детей.

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по формированию привычек здорового образа жизни.

Планируемыми результатами освоения программы являются достижения следующей результативности:

Результат персональный (улучшение качества здоровья ребенка-участника программы):

¾ овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.

Результат для родителей (законный представителей) и педагогов:

¾ развитие психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста;

¾ сформированная компетентность педагогов в решении профессионально-педагогических задач, связанных с реализацией программы здоровьесозидания;

¾ построение целостного образовательного процесса, формирующего позитивную социализацию детей, на основе отечественных традиций и социокультурных ценностей в интересах семьи и общества.

Результат для общества:

¾ снижение числа пропусков в ДОУ – уменьшение дней нетрудоспособности родителей;

¾ обеспечение достаточных функциональных ресурсов физического, психического, в том числе эмоционального здоровья детей для их подготовки к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, в семье и обществе.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Структура программы отвечает требованиям ФГОС ДО и включает целевой, содержательный, организационный разделы и сопровождается практическими приложениями.

Целевой раздел представляет собой научно-теоретические основы программы.

Содержательный раздел включает деятельность детей в соответствии ФГОС ДО через:

¾ физическое развитие;

¾ социально-коммуникативное развитие;

¾ познавательное развитие;

¾ речевое развитие;

¾ художественно-эстетическое развитие.

В организационном разделе определены условия, необходимые для реализации программы и предложены методические рекомендации по формам организации детей, методам и приемам работы с детьми в соответствии с программой.

Практические приложения представлены конспектами проведения непосредственной образовательной деятельности интегрированной по валеологическому воспитанию дошкольников, продуктивной деятельности по изовалеологии, картотека-конструктор и дидактический игровой материал для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, сценариями праздников, текстов консультаций для педагогов, родителей, перспективным планированием по работе с родителями «Клуб здоровой семьи».

Программа «Будь здоров, малыш» реализуется в вариативной части основной образовательной программы (далее – ООП ДО) МБДОУ «ЦРР-д/с №2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик.

Новизна данной программы заключается в систематизации имеющего опыта работы отдельных педагогов воспитания основ культуры здоровья, формирования представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья и в разработке алгоритма внедрения его в практику работы дошкольных образовательных организаций.

Содержание программы «Будь здоров, малыш» реализуется через освоение воспитанниками образовательных областей:

¾ физическое развитие;

¾ социально – коммуникативное развитие;

¾ познавательное развитие;

¾ художественно-эстетическое развитие;

¾ речевое развитие.

Физическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания позволяет:

¾ повысить устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

¾ совершенствовать реакции терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

¾ повысить физическую работоспособность;

Формы организации физического воспитания:

¾ дополнительные виды непосредственной образовательной деятельности специализированного воздействия;

¾ подвижные игры и физические упражнения на улице;

¾ утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;

¾ дыхательная гимнастика после сна, бассейн, (лето);

¾ спортивные игры и соревнования.

¾ комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

¾ ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);

¾ дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года) на берегу моря, в т.ч. по дорожкам препятствий;

¾ проведение непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале, на берегу моря и на спортивной площадке с элементами психоэмоционального расслабления;

¾ дозированная ходьба;

¾ физкультминутки;

¾ физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

¾ индивидуальная работа с детьми;

¾ бодрящая гимнастика после сна;

¾ логоритмическая гимнастика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.047 с.)