Практикум саморегуляции, самовосстановления, управления внутренними ресурсами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум саморегуляции, самовосстановления, управления внутренними ресурсами.



Модуль 1. Общая характеристика психологии здоровья и состояний психической напряжённости.

Тема 1. Общая характеристика психологии здоровья. Современные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Физическая составляющая здоровья человека. Психическая составляющая здоровья человека. Социальное здоровье. Духовное здоровье. Динамические характеристики здоровья, соотношение понятий здоровье и болезнь. Прикладные аспекты психологии здоровья.

Тема 2. Состояния психической напряжённости. Определение понятий «оптимальные условия», «экстремальные условия», «терминальные условия». Понятие об адаптации. Виды адаптации. Критерии адаптации. Стресс как адаптационная реакция. Виды и стадии стресса. Оптимальный уровень стресса. Стресс в повседневной и профессиональной деятельности. Ресурсный подход к изучению стресса.

Информационно-адаптационный аспект состояний напряжённости, виды предстартовых состояний и их физиологические механизмы.

Вегетативные, моторные и поведенческие реакции в состояниях напряжённости.

Переживания в экстремальных состояниях: фрустрация, конфликт, кризис. Эмоциональные реакции напряжённости: тревога, страх) (Г.Селье, Ф.Е.Василюк, В. Лебедев, Л.А.Пергаменщик и др.). Психологическая характеристика страха. Виды и функции страха (Ю.В.Щербатых, А.Д.Ноздрачёв). Позитивная и негативная роль страха. Астенические и стенические эмоции.

Понятие кризиса. Типы переживаний в кризисной ситуации (Ф.Е.Василюк): гедонистические, реалистические, ценностные и творческие переживания.

Посттравматический стресс и ПТСР.

Модуль 2. Виды и методы саморегуляции

Тема 3. Индивидуально-психологические особенности саморегуляции и состояний напряжённости. Понятие о саморегуляции. Виды и формы саморегуляции. Стилевые особенности саморегуляции поведения и их диагностика (В.И. Моросанова). Понятие о стрессоустойчивости. Формы стрессоустойчивости. Диагностика индивидуальных особенностей стрессоустойчивости. Стратегии совладающего поведения и их диагностика. Индивидуальные предпосылки адаптивности и их диагностика. Диагностика функциональных состояний психической напряжённости. Физиологические и психологические показатели. Диагностика посттравматического стресса.

Тема 4. Методы и приёмы саморегуляции и самовосстановления. Оптимальная организация режима труда и отдыха. Состояния высокой эффективности. Когнитивные методы саморегуляции. Техника осознания окружающей обстановки, упражнения на позитивное мышление. Метод парадоксальной интенции (В.Франкл). Вербальные и невербальные методы отреагирования психоэмоционального напряжения. Психофизиологические техники саморегуляции. Релаксационные техники. Аутотренинг. Дыхательные упражнения. Техника самоконтроля за внешним проявлением эмоций (В.Л.Марищук). Рефлексопрофилактика. Аппаратные методы саморегуляции с применением биологической обратной связи (БОС).

Психогигиена профессиональной работы психолога. Оптимальное соотношение включённости и отстранённости. Техники восполнения ресурсов.

Модуль 3. Психология рекреативной и досуговой деятельности

Тема 5. Психология рекреативной и досуговой деятельности. Теоретические предпосылки изучения и психологическая характеристика досуга и отдыха в ряду других видов деятельности. Формы рекреативной деятельности. Понятие об активном отдыхе. Индивидуально-психологические факторы выбора разных видов отдыха и самореализация в досуговой деятельности. Психологические закономерности организации досуга и отдыха, досуговое консультирование.

Тема 6. Психология трудоголизма. Показатели и причины трудоголизма. Психологические, профессиональные, экзистенциальные последствия трудоголизма: соотношение самореализации в различных жизненных сферах; организации труда, досуговые предпочтения. Разновидности трудоголиков. Методы диагностики трудоголизма

Мотивация субъектов образовательной деятельности

Сущность и структура мотивации

Формы активности личности. Структура, стадии, формы активности. Виды активности. Внутренняя и внешняя организация активности человека. Произвольная и непроизвольная активность. Рефлексия как управление активностью. Нормативная и индивидуальная активность. Единицы активности. Диалектика и многоплановость активности человека. Мотивационная основа активности. Общее понятие мотива, мотивации, потребности. Область приложения понятий. Мотив как гипотетический конструкт мышления. Сущность мотивации в широком и узком смысле. Связь мотивации с основными структурами личности. Мотивация и эмоции. Мотивация и способности. Мотивация и деятельность. Мотивация и познавательные процессы. Функции мотива: побуждение к деятельности и образование смыслов. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. Основные проблемы психологии мотивации. Иерархия мотивов. Действенный характер мотива. Мотивация. Мотивационный конфликт.

Взгляды на природу мотивации в работах Ч.Дарвина, У.Джеймса, В.Вундта. Теория инстинктов У.Мак-Дауголла. Гомеостатическая концепция К. Лоренца. Основные положения теории Н.Тинбергена. Инстинкт, склонность и влечение («драйв»). Гедонистическая теория влечений. Теория биологических побуждений. Психоаналитическая трактовка побуждений З.Фрейда. Влияние на поведение детерминирующей тенденции по Н.Аху и О. Зельцу. Развитие воззрений на мотивацию в психологии личности. Динамическая теория личности К.Левина. Проблемы взаимоотношения индивида и среды в работах У.Мюррея. Теория ожиданий В. Врума. Психология активации и мотивационная сфера человека. Проблема подкрепления в трудах И.П.Павлова. Оперантное обуславливание поведения в работах Д. Уотсона, Б. Скинера.

Психология научения о мотивации человека. Закон эффекта и готовности по Е. Торндайку. Разработка понятия «влечение» Р. Вудвортцом. «Промежуточные переменные» К.Толмена. Теория влечений К.Халла. Ассоциативный подход Д. Мак-Клеланда.

Развитие когнитивной теории мотивации. Теория «когнитивного баланса» Хайдера. «Когнитивный диссонанс» Л.Фестингера. Общая теория мотивации Д. Аткинсона.

Гуманистическая психология К.Роджерса о проблемах мотивации. Теория самоактуализации личности А.Маслоу.

Проблема потребностей. Философский, социологический и экономический подход к потребностям. Проблема потребностей в психологии. Потребности и нужда в чем-то. Нужность и нужда. Потребности и необходимость. Потребность как дефицит или избыток веществ в организме. Отражение нужды как образ потребности. Потребность как предмет, удовлетворяющий нужду. Способы и средства удовлетворения потребностей. Проблема насыщаемости потребностей. «Опредмечивание» потребности. Присвоение потребностей человеком. Ценностное значение потребностей. Понятие блага. Низшие и высшие блага. Проблема удовлетворения потребностей. Латентные и потенциальные потребности. Предупреждение потребностей. Потребности - программа жизнедеятельности индивида (Б.И.Додонов). Потребность как отношение между субъектом и миром (Д.А.Леонтьев). Потребностная ситуация. Потребностные отношения. Потребностное состояние. Потребность личности как системная реакция. Этапы формирования потребностей личности.

Проблема классификации потребностей. Принципы классификации потребностей. Первичные и вторичные потребности. Материальные, духовные и социальные потребности. Естественные и культурные потребности. Витальные и идеальные потребности. Общественные и личные потребности. Потребности сохранения и развития.

Характеристики и индивидуальная выраженность потребностей. Влияние конституции на потребности. Темперамент и потребности. Гендерные особенности потребностей.

Феноменология мотивации. Мотив как побудитель действий. Соотношение мотива и потребности. Мотив как цель. Мотив-намерение (К.Левин). Мотив и устойчивые диспозиции личности (К.К.Платонов, В.С.Мерлин). Мотив как состояние (Р.А.Пилоян, А.М.Мейерович). Мотив как формулировка (К.Обуховский). Мотив как удовлетворенность (В.Г.Асеев, П.М.Якобсон).

Мотивация как процесс формирования мотива. Экстринсивная и интринсивная мотивация. Особенности структурного строения мотивации: соотношение непрерывно-процессуального и дискретного момента; актуальное и потенциальное состояние побуждений; положительная и отрицательная модальность побуждений. Желательное и действительное как энергетическая основа мотивации.

Стадии формирования мотива. Подход А.А. Файзуллаева. Осознание и принятие стимула. Поисковая активность и формирование конкретного мотива. Блокирование побуждений и возможные реакции субъекта. Явление фрустрации. Этапы мотивационного процесса при биологических побуждениях.

Взаимовлияние мотивов. Конфликт мотивов. Смена и возобновление мотивации. Вертикальная и горизонтальная структура мотива. Мотивация и деятельность. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Мотивация учебной и педагогической деятельности.

Диспозициональный и функциональный аспект рассмотрения мотива. Формы проявления мотива. Иерархия мотивов как основа строения личности. Общая характеристика мотивационных процессов. Факторы актуализации мотивов.

Роль различных типов мотивации в управлении поведением человека

Мотивационные состояния: влечение, любопытство, когнитивный диссонанс, сомнение, решимость, надежда и проч. Мотивационная установка. Намерение. Мечта. Влечения. Желания. Хотения. Склонности. Привычки и привычные действия. Интересы. Интерес как отношение. Чувство интереса. Интерес как внимание. Развитие интересов.

Направленность личности. Личная, коллективистская, деловая направленность (М.С.Неймарк.). Гуманистическая, Эгоистическая, депрессивная, суицидальная направленность (Д.И.Фельдштейн). Мотивационные свойства личности. Экстернальность и интернальность. Параметры мотивационной сферы личности: широта, гибкость, иерархизированность.

Цель мотивационного воздействия. Мотивационное и воспитательное воздействие. Специфика организации мотивационной сферы человека. Временная последовательность и значение первичных и вторичных потребностей в филогенезе и онтогенезе. Внутренняя организация и динамика человеческой мотивации.

Механизмы развития мотивационной сферы в онтогенезе. Мотивационное обусловливание. Феномен семантической генерализации. Мотивационные и воспитательные воздействия. Строение воспитательных воздействий. Виды мотивационных воздействий. Мотивационное опосредствование в искусстве, религии, рекламе, системе права, педагогике и проч. Ведущие и производные эмоции. Эмоциональное переключение.

Мотивация обусловленная внешними второсигнальными стимулами. Неимперативное воздействие: просьба, совет, убеждение и проч. Внушение как средство воздействия. Императивные формы организации мотивационного процесса: приказ, требование, принуждение. Манипулятивное воздействие.

Проблема запечатления мотивационных отношений. Импринтинг. Инстинктивные механизмы. Подражание. Эмоциональное заражение. Эмоциональное сопереживание. Идентификация. Конформность. Сдвиг мотива на цель.

Тревога как мотив поведения. Взаимосвязь тревоги состояния и тревоги свойства. Тревога и стресс. Объективная и невротическая тревога. Измерение тревоги. Индивидуальные особенности проявления тревоги. Тревожность и результативность деятельности.

Мотивация достижений: надежда на успех и боязнь неудачи. Влияние мотивации достижения на результат деятельности. Измерение мотивации достижения. Проявление мотивации достижения в деятельности.

Мотивация аффилиации (сотрудничества). Классификация мотивов аффилиации. Надежда на принятие и страх отвержения. Факторы способствующие аффилиации.

Феноменология власти: источники, условия, детерминанты. Мотивационная основа власти. Поведение и власть. Модель власти Картрайта. Индивидуальные различия действий власти.

Альтруизм. Мотивация просоциального поведения. Теория социального обмена. Альтруизм и эгоизм. Альтруизм и эмпатия. Факторы, побуждающие к оказанию помощи.

Мотивационные особенности агрессии. Теоретические интерпретации агрессивного поведения. Уровни агрессии. Методы определения индивидуальных различий в проявлении мотивов.

Модели мотивации, используемые в управлении поведением

Стимулы для повышения усердия сотрудника или мотивации труда. Принцип “что-нибудь для каждого”. Мотивация и выполнение работы. Мотивация и способности. Мотивация и средовые факторы.

Диспозиционные теории мотивации. Теория Маслоу. Теория ERG Алдерфера. Двухфакторная теория Герцберга: мотивирующие факторы и гигиенические факторы. Мотивационный подход к планированию работы. Модели характеристик работы. Теория потребности в достижениях Мак-Клелланда. Личностные подходы к теории управления мотивацией.

Когнитивные теории мотивации. Теория ожиданий. Понятие самоэффективности. Эффект Галатеи. Теория баланса: теория справедливости Адамса. Понятие “релевантный другой”. Целепостановочный подход к мотивации.

Модель подкрепления и психология мотивации. Схемы подкрепления: схема фиксированных интер­валов, схема фиксиро­ванных соотношений, схемой переменных интервалов, схема переменных соотношений. Исследования модели подкрепляемой мотивации.

Прикладные аспекты теорий мотивации. Использование методов психодиагностики для отбора, распределения и продвижения по службе претендентов и сотрудников. Использование стратегий планирования и реорганизации работы. Официальная программа обучения работе. Наличие комфортных и соответствующих материальных условий труда. Использование адекватной системы оценки выполнения работы. Ясная формулировка задач, с адекватной степенью трудности. Вознаграждение желательного поведения.

Значение удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой как установка. Основные теории удовлетворенности работой. Методы оценки удовлетворенности работой. Индивидуальная сензитивность к вопросам удовлетворенности работой. Частотность и параметры удовлетворенности работой. Различия в удовлетворенности работой между мужчинами и женщинами. Личностные факторы удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и возраст. «Позитивная и негативная» аффективность и удовлетворенность рабо­той. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью: компенсация, «выплескивание» и сегментация. Удовлетворенность работой и эффективность выполнения работы.

Факторы удовлетворенности работой: должностной уровень, преданность работе, сжатые сроки и характер выполняемой работы и проч. Источники удовлетворенности работой для различных людей. Влияние вознаграждений на связь между удо­влетворенностью и выполнением работы.

Абсентеизм как неудовлетворенность работой. Методы измерения абсентеизма. Детерминанты абсентеизма. Удовлетворенность работой – фактор текучести кадров. Классификация текучести кадров. Детерминанты текучести кадров. Текучесть кадров как процесс. Преданность организации. Методы измерения преданности организации. Преданность организации и трудовое поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.253.195 (0.023 с.)