Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиски национальной специфичности
И классицизирующие, и медиевализирующие версии архитектуры выбора имели, как правило, усредненный европейский характер. В определенных политических ситуациях, однако, возникало предпочтение мотивов, принадлежащих собственной национальной культуре. Так, претензии “Второй империи” во Франции вызвали к жизни вариант неоренессанса, основанный на французских прообразах. В период борьбы за политическое объединение Германии в германоязычных государствах подчеркивалась преемственность с немецким Ренессансам или готикой. Но в странах, чье наследие не входило в международно принятый круг образцов, возникали направления, всецело устремленные на историко-культурную специфичность собственной нации. Они отделялись от эклектизма интернационального толка, претендуя на то, чтобы создать опору национальному сознанию /или национальным мифам/. В России такие тенденции начали развиваться раньше, чем где-либо еще, с 1830-х годов. Они предваряли вспышку национального романтизма конца 1890-х годов – первого десятилетия 20 века, которая была особенно яркой в России и странах северной Европы, - но это уже стало частью культуры 20 века. Культура 19 века пыталась выявить национальную специфичность, аналитически определяя ее составляющие.
В России стремление найти антитезу абстрактной нормативности классицизирующей архитектуры связывалось с переходом от общеромантических представлений о “готическом” к поиску начал “народности” в зодчестве допетровского времени. Первыми о хранящих патриархальные традиции отечественных древностях и народном искусстве как о возможных источниках новых творческих идей в архитектуре заговорили славянофилы. Проекцией их идеала на архитектуру стала повесть В.А. Сологуба “Тарантас” /1845/. В ней автор изобразил утопическую картину желаемого будущего России, несущего черты патриархальной народности и православия.
Идеал народности понимался по-разному, но принимали его очень многие. Направление умов было замечено, и волею ”свыше” это понятие стало частью краткой, но темной по смыслу формулы официальной идеологии: “православие, самодержавие, народность”. Архитектурное выражение для нее было найдено в “русско-византийском стиле” построек К.А. Тона /1794-1881/, обратившего на себя внимание проектом Екатерининской церкви в С.-Петербурге /1830/, в котором канонизированная схема пятиглавого храма соединена с приблизительно воспринятыми темами и мотивами русской архитектуры 16 и 17 веков. Формы эти приведены к “правильности” очертаний, выработанной классицизмом.
Кульминацией “русско-византийского стиля” стал храм Христа Спасителя в Москве /1839-1883/, спроектированный К.А. Тоном и завершенный под руководством А.И. Резанова. Строительство храма как бы продолжало начатое по указу Александра I увековечение памяти войны 1812 года. Победа русского народа истолкована в этом здании-символе как победа православия. Отсюда – ряды ассоциаций, которыми нагружалась форма. Она не воздействует на эмоции прямо, но отсылает к канонизированным представлениям о православии и народности, она иллюстративна и программно вторична. Круг ассоциаций расширяется благодаря самому положению храма близ Кремля и его соборов. Пространственное решение интерьера с единым главным пространством, имеющим в плане очертания равноконечного креста, нетрадиционно. Столбы, несущие купол, вершина которого поднимается на 102 м, скрыты поверхностями стен. Фальшивые главки на углах объема возвращают храм к каноническому пятиглавию. Знаки “национального” наложены на структуру, следующую принципам классицизма.
Признаки “русско-византийского стиля” были перенесены и на такое крупное официальное здание, как Большой Кремлевский Дворец в Москве /1838-1849, архит. К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер/. Чтобы связать дворец с окружением, архитекторы использовали формы-знаки “одеяния”, основанные на мотивах Теремного дворца 17 века, но живописному порядку исторического комплекса противопоставлена регулярная симметричность, идущая от позднего классицизма. В соответствии с принципами эклектики, фасад дворца не имел сильных акцентов; его нейтральная ткань кажется суммированной из равнозначных ячеек. Однако именно благодаря этому мощный объем не подавляет относительно небольшие, но компактные объемы кремлевских соборов с их крупномасштабными формами.
Официальной “русско-византийской” псевдонародности дали уничтожающую оценку авторитетнейшие критики времени – А.И. Герцен и В.В. Стасов, для которых сама связь с официальной идеологией выводила ее в категорию антиценностей; в их глазах она лишала смысла мастерство Тона, строившего на канве классицизма композиции, обладавшие формальной целостностью и корректно включенные в сложившиеся контексты.
Прокламируемая причастность официально-национального направления русской архитектуры к византийской традиции принималась как миф, не нуждающийся в подтверждении. Но уже в середине века доверие к нему было подорвано изучением связанных с Византией средневековых школ зодчества на Кавказе, а затем и на Балканах. Тем самым обнаружилась мнимость тоновского византинизма. Его сменило направление, основанное на более или менее точном воспроизведении сохранившихся прообразов. Широкого распространения оно не получило. Его крупнейшим результатом стал храм-памятник Александра Невского в Софии, Болгария /1897, 1904-1912/, который строил архитектор А.Н. Померанцев /1848-1918/.
Демократической альтернативой официальной “византийщине” во второй половине 19 века стал “русский стиль”, основанный на обращении к народной архитектуре. Его становление поддерживал Стасов, который был убежден в главенстве тенденции, выраженной в смысле и сюжете; эстетические ценности для него как бы и не существовали. По его мнению, наиболее яркие воплощения этого стиля предлагали В.А. Гартман /1834-1873/ и Ропет /псевдоним И.Н. Петрова, 1844-1908/. Стиль этот основан на произвольных сочетаниях того, что современники воспринимали как знаки “русского”, и демократичных народных начал; он тяготел к театральности и гротеску. Его источником служила не столько народная архитектура, сколько крестьянское декоративное искусство /включая и вышивку/. Образность определялась литературными подтекстами. Не выработавший ясных структурных принципов, направляемый популистскими тенденциями, псевдостиль этот скатился к кичу, долго бытовавшему под названием “ропетовщины” в деревянных постройках городских пригородов и дачных поселков России. Самым крупным его произведением остался деревянный Русский павильон на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Критика с благосклонным интересом отнеслась к его экзотичности. Однако в пестром наборе шатров, башен и башенок, бочек, крылец и гульбищ исчезла органичность и осмысленность целого. Пытаясь выйти за пределы симметрии, Ропет не сумел достичь равновесия масс. В то же время жесткая “правильность” фрагментов противоречила стремлению к живописности.
Гартмановско-ропетовское направление занимало как бы внешнюю позицию по отношению к жизни, предлагало взгляд на нее со стороны. Попытки равняться на лидировавшую в культуре реалистическую литературу выливались в “объективное” воспроизведение образцов. Ассоциативные значения образцов транслировались в слово. Национально-историческое искало опору в объективном знании. Познавательные и дидактические стороны “русского стиля” казались уместны для музейных зданий, которые становились центрами просветительской деятельности. Особенно значительная роль возлагалась на создаваемый в Москве Исторический музей.
В числе авторов программы конкурса на его проект был историк И.Е. Забелин /1820-1908/, по теории которого русское каменное зодчество в своих формах зависело от ранее развившегося деревянного. Из убеждения в первичности народного быта он выводил утверждение изначальности жилища, от которого развивались прочие типы зданий; рубленая жилая клеть, по его мнению, была для русской архитектуры первичным элементом и всеобщим модулем. Сложные организмы формировались в постепенном росте – “линиями размещения построек управляла сама жизнь”, создавая “облик красивого беспорядка” /16/.
Идеи Забелина побудили архитектора В.О. Шервуда /1844-1897/, автора победившего проекта, осуществленного в 1875-1883 годах, отвергнуть принятую эклектизмом независимость декора от структуры и подчинить здание “хоромному” приему организации – как бы группировкой модулей, формирующих план и объем. Концепции первичности жилища он, однако, противопоставил свою романтическую концепцию, в которой соединил “хоромную” основу с символическим языком церковного зодчества 16 века. Национальное, полагал он, следует искать не в патриархальности, а в православии. Здание получилось противоречивым даже по меркам эклектизма, хотя Шервуд верно почувствовал масштаб форм, вводя здание в ансамбль Красной площади. Трактовка “русского стиля”, исходящая из дробного расчленения объема и кирпичной декорации, основанной на прообразах 16-17 веков, широко распространилась в 1880-1890-е годы.
Официальное предпочтение стало отдаваться имитации форм русской архитектуры 17 века. Идеологом этой версии стиля выступил Н.В. Султанов /1850-1908/, утверждавший, что “московско-русский стиль достигает своего наибольшего… развития в 17 веке и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства” /17/. Такое предпочтение Султанов воплотил в придворной церкви Нового Петергофа /1895-1905/, подчинив, однако, национальные мотивы жесткой симметрии и регулярности. Ориентацией на 17 век отмечены и формы упоминавшихся выше Верхних торговых рядов /ныне ГУМ/ в Москве, построенных Померанцевым. Их рациональная структура одета в оболочку историцистского характера, но точное воспроизведение исторических мотивов, казалось, придает декору некую объективность, снимающую противоречивость его столкновения с элементами инженерного творчества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.01 с.) |