Глава 9. Сексуальность в детском и подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Сексуальность в детском и подростковом возрасте.



Сексуальное поведение маленьких детей

Каковы общие характеристики начальных проявлений сексуальности у детей? Каковы природа и значение детских сексуальных игр с друзьями?

Изменения в организме подростка

Какие основные физические изменения сопровождают начало полового созревания у мальчиков и девочек? Как эти изменения влияют на сексуальность?

Сексуальное поведение в подростковом возрасте

Какие поведенческие паттерны характерны для подростковой сексуальности? Каковы тенденции половой активности подростков за последние десятилетия?

Подростковая беременность

Каковы основные тенденции, причины и последствия подростковой беременности в Соединенных Штатах? Как можно снизить подростковую беременность?

Половое просвещение

Как родители могут содействовать половому просвещению своих детей? Как половое просвещение влияет на сексуальные эксперименты молодежи?

«Мои первые воспоминания о переживаниях, которые можно считать сексуальными по своей природе, — это то, как я тискал подушку в детской кроватке. Мне было очень приятно. Сейчас я думаю, что это был оргазм (я помню, что делал это много раз). Мне было около двух лет (плюс-минус несколько месяцев). Странным было то, что я отчетливо помню, что спал в комнате родителей, но меня никогда не ругали за такое поведение. Или сон моих родителей был очень крепок, или они имели очень «продвинутые» взгляды на секс. Зная моих родителей, я предполагаю, что верно второе.» (Из авторских архивов)

Во многих западных сообществах (включая США) когда-то считалось, что в период от рождения до пубертата сексуальность никак не проявляется. Однако многие из вас, без сомнения, на основе собственного опыта могут подтвердить, что ранние этапы жизни отнюдь не являются периодом сексуального «покоя». Может быть, вы даже сможете вспомнить чувственно-сексуальные переживания (аналогичные описанным выше), относящиеся к первым годам вашей жизни. В этой главе рассматриваются многие сексуальные практики и проявления, типичные для развивающегося организма, — от младенчества до подросткового возраста включительно.

Сексуальное поведение маленьких детей.

Исследования последних десятилетий убедительно показали, что многие поступки и функции организма (включая сексуальный эротизм) развиваются уже в младенчестве. Иногда сексуальность в этом периоде особенно важна. Ведь многие впечатления этих лет оказывают большое влияние на проявление сексуальности во взрослом возрасте. В первом разделе этой главы мы вкратце рассмотрим некоторые типичные виды сексуального поведения маленьких детей.

Младенческая сексуальность.

В первые два года жизни (период, называемый младенчеством) многие девочки и мальчики обнаруживают, что стимуляция гениталий приятна (Lidster & Horsbrugh, 1994). Как описано в открывающей главу цитате из авторских архивов, подобные действия часто представляют собой прижимание или трение области гениталий о какую-либо вещь вроде подушки или куклы. Движения таза и другие признаки полового возбуждения у младенцев (например, выделение влагалищной смазки или эрекция пениса) часто проходят незамеченными или трактуются неверно. Вместе с тем внимательный наблюдатель может заметить эти признаки сексуальности даже у очень маленьких детей (Lively & Lively, 1991; Montauk & Clasen, 1989; Ryan, 2000). В некоторых случаях младенцы (как мальчики, так и девочки) испытывают оргазм. Несомненно, ребенок этого возраста не способен устно подтвердить сексуальную природу этих реакций. Однако это поведение настолько похоже на сексуальные реакции взрослых, что почти не возникает сомнений по поводу его сексуальной природы. Приведенная ниже цитата из книги о женской сексуальности Альфреда Кинси и соавторов подробно описывает наблюдения одной матери, которая нередко заставала свою маленькую дочь за действиями, которые безошибочно трактуются как мастурбация:

«Лежа на животе, вниз лицом, с задранными ногами, она начинает ритмичные движения тазом (с частотой около одного раза в секунду). Толчки осуществляются в первую очередь тазом, а ноги в это время напряжены в фиксированном положении. Толкающие движения выполняются в мягком и постоянном ритме, который нарушается лишь редкими короткими паузами, во время которых гениталии прижаты к кукле или к чему-то другому. Возврат же после каждого толчка судорожный, резкий. Она делает 44 толчка, затем короткая пауза, 87 толчков, затем короткая пауза. Затем наблюдаются концентрация и интенсивное дыхание с внезапными резкими движениями в момент наступления оргазма. После этого девочка обычно становилась абсолютно отрешенной. Ее глаза делались «стеклянными» и смотрели в пустоту. Это было заметное расслабление, характерное после наступления оргазма» (Kinsey et al., 1953, p. 104-105).

Кинси также приводит и детальное описание сексуальности мальчиков-младенцев:

«Оргазм маленького мальчика — точная копия оргазма взрослого, за исключением отсутствия эякуляции. Такое поведение характеризуется серией постепенных физиологических изменений, появлением ритмичных движений тела с четко выраженной пульсацией пениса и тазовыми толчками, явным изменением чувствительности к внешним раздражителям, финальным напряжением мышц (в особенности — живота, бедер и спины), а также внезапным расслаблением, сопровождающимся судорогами (включая ритмичные сокращения ануса). После этого все симптомы исчезают. Под воздействием сексуальной стимуляции капризный малыш успокаивается, отвлекается от других занятий, начинает ритмично двигать тазом, напрягается по мере достижения критической точки, и его тело охватывает судорога. Нередко он совершает неистовые движения руками и ногами и иногда кричит в момент кульминации» (Kinsey et al., 1948, p. 177).

Невозможно установить, какую роль для младенца играют такие ранние сексуальные впечатления, но очевидно, что они доставляют ему удовольствие. Для многих маленьких мальчиков и девочек достаточно естественно заниматься самоудовлетворением, если такое поведение не вызывает резкой негативной реакции со стороны родителей или воспитателей.

Конечно, младенец не способен отличить сексуальное удовольствие от других форм приятных ощущений. Многие компоненты повседневной заботы о малыше (купание, кормление грудью) содержат в себе приятную тактильную стимуляцию, которая (несмотря на свою чисто осязательную природу) может вызывать генитальную или сексуальную реакцию (Frayser, 1994). Это отражено в следующей цитате:

«Многие действия, связанные с уходом за ребенком и его гигиеной, очень интимны и полны ощущений, так как включают в себя контакт с чувствительными органами (губами, ртом, анусом и гениталиями). А это, в свою очередь, может вызвать у младенца физиологические реакции чувственно-сексуальной природы. К этим действиям относится (помимо кормления грудью) приучение к туалету, купание и умывание, пеленание» (Martison, 1994, р. 11).

Детская сексуальность.

В чем заключается нормальное и здоровое сексуальное поведение у детей? Это сложный вопрос, на который у нас нет определенного ответа из-за скудности данных по детской сексуальности. Исследования в этой области ограничены множеством факторов. Не последним из них являются политические спекуляции по поводу того, что «может расцениваться как эксплуатация детей или внушение им сексуальных идей» (Contemporary Sexuality, 1998, p. 1). Получить финансовую поддержку для исследования детской сексуальности сложно, а федеральные программы США запрещают или значительно затрудняют проведение подобных исследований. Вследствие этого наиболее достоверная и доступная информация по этой теме получена в результате наблюдений за пределами Америки, особенно в странах Европы (Contemporary Sexuality, 1998). В настоящее время группа исследователей обошла ряд упомянутых выше затруднений, опросив большую выборку матерей детей от 2 до 12 лет. Результаты этого информативного исследования описаны во вставке «Нормативное половое поведение у детей: современная модель».

{Радость сексуальных отношений во взрослом возрасте может быть связана с детскими впечатлениями о теплом и приятном контакте, в особенности с родителями}

Сексуальное развитие многих людей в период их детства происходит по-разному. И на это влияют различные факторы. Но несмотря на эти различия, как правило, в ходе последовательного развития человеческой сексуальности можно выявить определенные общие черты (паттерны). Мы уже упоминали, что наши знания о некоторых формах типичного поведения в этой сфере ограничены. В связи с этим также следует помнить, что развитие каждой отдельной личности может по каким-то параметрам отличаться от описанных случаев. Важно понимать и то, что основная информация о сексуальном поведении у детей основана (кроме опроса воспитателей) на воспоминаниях взрослых о своем детстве. Но как было отмечено в главе «Сексологические исследования: методы и проблемы», подчас бывает очень сложно вспомнить во всех подробностях впечатления, которые имели место много лет назад.

Ребенок может научиться выражать свою симпатию и чувства через такие действия, как поцелуи и объятия. Реакции, которые ребенок получал в ответ на подобные проявления, могут иметь сильное влияние на его сексуальное поведение в более позднем возрасте. Склонности дарить и принимать любовь у нас, взрослых, могут быть связаны с воспоминаниями о теплом, приятном контакте со значимыми людьми в детстве (в особенности — с родителями) (Hatfield, 1994; Montauk & Classen, 1989; Prescott, 1989). Многие исследователи полагают, что дети, испытавшие недостаток «ласкового контакта» (прикосновений и объятий со стороны других) в первые месяцы и годы жизни, могут иметь проблемы с установлением интимных отношений в дальнейшем (Harlow & Harlow, 1962; Montagu & Matson, 1979; Prescott, 1989). Более того, другие наблюдения свидетельствуют, что любовь и насилие в некотором роде взаимоисключающи. Например, при изучении 49 изолированных социумов было обнаружено, что в культурах, где детей воспитывали, применяя телесную ласку, крайне редки случаи насилия, совершаемого во взрослом возрасте. И наоборот, высокий уровень насилия среди взрослых отмечался в тех культурах, в которых детям не хватало ласки (Prescott, 1975).

Детская мастурбация

Младенцы могут ласкать свои гениталии и мастурбировать путем трения или толчков областью половых органов об игрушку или подушку. Однако ритмичная манипуляция гениталиями, ассоциируемая с мастурбацией у взрослых, не встречается у детей до возраста 2,5-3 лет (Martison, 1994).

Мастурбация — одно из наиболее распространенных сексуальных проявлений в детском возрасте. В исследовании, описанном во вставке, показано, что около 16% матерей отмечали, что их 2-5-летние дети мастурбировали при помощи рук (Friedrich et al., 1998). Во многих других работах приводились данные о том, что примерно одна треть опрошенных женщин и две трети мужчин упоминали о собственной мастурбации до подросткового возраста (Elias & Gebhard, 1969; Friedrich et al., 1991; Hunt, 1974).

< Задайте себе вопрос. Если это возможно, вспомните, откуда вы впервые узнали о мастурбации? Знали ли о том, что вы занимаетесь этим, ваши родители или другие взрослые? Если да, то как они реагировали?>

Большинство мальчиков узнают о мастурбации от друзей, а некоторые даже получают инструкции по методам самостимуляции, как в следующем рассказе:

«Старший товарищ рассказал мне о мастурбации. Однажды в его доме, когда мы переодевались после бассейна, он спросил меня, пробовал ли я когда-нибудь онанировать. Я ответил, что нет. Он намылил свой пенис и показал, как это делается. Когда я попробовал то же самое, ощущения были приятными. Но в отличие от пениса моего друга, из моего ничто не вышло. Он сказал мне, что надо продолжать практиковаться. Я последовал его совету. Через несколько месяцев у меня произошла моя первая эякуляция.» (Из авторских архивов)

На грани. Нормативное половое поведение у детей: современная модель

Не так давно психолог Вильям Фридрих и его коллеги (1998) из клиники Майо провели опрос большого количества матерей на предмет полового поведения, которое они могли наблюдать у своих детей. В результате были получены данные о поступках сексуального характера у 834 детей от 2 до 12 лет. (Этих детей обследовали на предмет сексуальных злоупотреблений.) Матерей расспрашивали о том, насколько часто они наблюдали 38 различных вариантов полового поведения у своих детей за последние 6 месяцев. Если о каком-либо типе поведения сообщали 20 или более матерей, Фридрих и его коллеги рассматривали его как нормальную форму проявления детской сексуальности в процессе развития. Некоторые из ключевых результатов этого важного исследования приведены в следующих разделах.

За весь возрастной период, представленный в исследовании, был изучен широкий диапазон типов сексуального поведения с разными частотами встречаемости (см. таблицу). Наиболее частыми были самостимуляция, эксгибиционизм (часто — это демонстрация интимных частей тела другому ребенку во время «игры в доктора») и поведение, имеющее отношение к «нарушению личных границ» (например, трение о другого человека). Сексуально экспансивные поступки, такие как прикосновение к груди матери (или другой женщины) или взятие в рот гениталий другого ребенка, отмечались менее часто.

Частота изучаемых типов полового поведения имела сильную обратную зависимость от возраста. Пик общей частоты приходился на возраст 5 лет для обоих полов. Затем же в течение следующих 7 лет наблюдался спад сексуальной активности. Двухлетние дети обоего пола из наблюдаемой группы были более сексуальны, чем 10-12-летние дети. Количество отмечаемых поступков сексуального характера повышалось у мальчиков и девочек до 5 лет, а затем начинало уменьшаться. Наблюдаемое снижение активности полового поведения после 5 лет не обязательно означает, что дети действительно реже совершают сексуальные поступки по мере взросления. Скорее, предполагают авторы, они становятся более скрытными в проявлении сексуальности. Кроме этого, дети более старшего возраста проводят больше времени со своими сверстниками, поэтому у родителей меньше возможностей для наблюдения.

Этническая принадлежность существенно не влияла на описанные случаи полового поведения. Однако имелась положительная корреляция между отношением матери к сексуальности и частотой полового поведения. Матери, которые, по их словам, «спокойно» относятся к таким вещам, как нагота в кругу семьи, совместный сон и/или принятие ванны со своими детьми, отмечали более высокий уровень сексуальной активности у своих детей. Половое поведение у детей сильно зависело и от уровня образованности их матерей и отношения последних к детской сексуальности. Матери с более высоким уровнем образования, а также считавшие, что сексуальные чувства и поступки детей — это нормально, сообщали о более частых случаях сексуального поведения у своих чад.

Авторы этого важного исследования считают, что открытое сексуальное поведение у детей, в особенности у маленьких детей, является нормальной составляющей развития. Это мнение особенно существенно в годы, когда родителей, преподавателей и врачей очень беспокоит (по понятным причинам) проблема сексуальных злоупотреблений в отношении детей. В заключительном комментарии Фридрих и его коллеги обращают внимание, что для родителей (и других взрослых) важно понимать, что «если пятилетний мальчик время от времени трогает свои половые органы, даже после выходных, проведенных с одним из разведенных родителей, это не значит, что им сексуально злоупотребляют. Это — поведение, наблюдаемое почти у двух третей мальчиков этого возраста» (с. 11-12).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.012 с.)