класс (70 часов, 2 часа в неделю). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

класс (70 часов, 2 часа в неделю).



 

Тема Содержание Характеристика видов деятельности учащихся

Введение (3 ч)


                Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                темы: «биология», «микология», «бриология», «аль-  
                гология», «палеоботаника», «генетика», «биофизи-  
  Биология — наука о жи-   ка», «биохимия», «радиобиология», «космическая  
  вой природе. Значение   биология». Характеризуют биологию как науку о  
Биология — наука биологических знаний в   живой природе. Раскрывают значение биологиче-  
о живой природе современной жизни.   ских знаний в современной жизни. Приводят приме-  
  Профессии, связанные с   ры профессий, связанных с биологией. Беседуют с  
  биологией   окружающими (родственниками, знакомыми, свер-  
                стниками) о профессиях, связанных с биологией.  
                Готовят презентации о профессиях, связанных с  
                биологией, используя компьютерные технологии  
                Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                темы: «наука», «научное исследование», «научный  
  Понятие о науке. Методыметод», «научный факт», «наблюдение», «экспери-  
Методы исследо- научного познания. Эта-   мент», «гипотеза», «закон»,«теория». Характеризу-  
вания в биологии пы научного исследова-   ют основные методы научного познания, этапы на-  
  ния   учного исследования. Самостоятельно формулируют  
                проблемы исследования. Составляют поэтапную  
                структуру будущего самостоятельного исследования  
                Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологиче-  
                ские системы», «обмен веществ», «процессы био-  
  Сущность понятия   синтеза и распада», «раздражимость», «размноже-  
  «жизнь». Отличительные ние», «наследственность», «изменчивость», «разви-  
                 
Сущность жизни и признаки живого. Свой-   тие», «уровни организации живого». Дают характе-  
                 
свойства живого ства живого. Уровни ор-   ристику основных свойств живого. Объясняют при-  
  ганизации живой приро-   чины затруднений, связанных с определением поня-  
  ды   тия «жизнь». Приводят примеры биологических  
                систем разного уровня организации. Сравнивают  
                свойства, проявляющиеся у объектов живой и нежи-  
                вой природы  
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)      
  Общая характеристика   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
  молекулярного уровня   темы: «органические вещества», «белки», «нуклеи-  
  организации живого..   новые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)»,  
  Особенности химическо- «биополимеры», «мономеры».  
  го состава живых орга-        
Молекулярный низмов: неорганические   Характеризуют молекулярный уровень организации  
           
уровень: общая и органические вещества,живого. Описывают особенности строения органи-  
         
характеристика их роль в организме. Ор- ческих веществ как биополимеров. Объясняют при-  
           
  ганические вещества:   чины изучения свойств органических веществ имен-  
  белки, нуклеиновые ки-   но в составе клетки; разнообразия свойств биопо-  
  слоты, углеводы, жиры   лимеров, входящих в состав живых организмов.  
  (липиды). Биополимеры. Анализируют текст учебника с целью самостоятель-  
  Мономеры   ного выявления биологических закономерностей  
                Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды»,  
                «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезок-  
  Углеводы. Углеводы, илисирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «са-  
Углеводы сахариды. Моносахари-   хароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «глико-  
ды. Дисахариды. Полиса- ген», «хитин». Характеризуют состав и строение  
   
  хариды   молекул углеводов. Устанавливают причинно-  
                следственные связи между химическим строением,  

 

свойствами и функциями углеводов на основе ана-лиза рисунков и текстов в учебнике. Приводят при-


 

 

Липиды

 

 

Состав и строение белков

 

 

Функции белков

 

Нуклеиновые ки-слоты

 

 

АТФ и другие ор-ганические соеди-нения клетки


 

  меры углеводов, входящих в состав организмов,  
  места их локализации и биологическую роль  
  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
  темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетиче-  
  ская функция липидов», «запасающая функция ли-  
  пидов», «защитная функция липидов», «строитель-  
Липиды. Жиры. Гормо- ная функция липидов», «регуляторная функция ли-  
пидов». Дают характеристику состава и строения  
ны. Функции липидов:  
молекул липидов. Устанавливают причинно-  
энергетическая, запа-  
следственные связи между химическим строением,  
сающая, защитная,  
свойствами и функциями углеводов на основе ана-  
строительная, регулятор-  
лиза рисунков и текстов в учебнике. Приводят при-  
ная меры липидов, входящих в состав организмов, места  
   
  их локализации и биологическую роль. Обсуждают  
  в классе проблемы накопления жиров организмами в  
  целях установления причинно-следственных связей  
  в природе  
Состав и строение бел- Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
ков. Белки, или протеи- темы: «белки, или протеины», «простые и сложные  
ны. Простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная  
белки. Аминокислоты. структура белков»,«вторичная структура белков»,  
Полипептид. Первичная, «третичная структура белков», «четвертичная струк-  
вторичная, третичная и тура белков». Характеризуют состав и строение мо-  
четвертичная структуры лекул белков, причины возможного нарушения при-  
белков. Денатурация родной структуры (денатурации) белков. Приводят  
белка примеры денатурации белков  
  Устанавливают причинно-следственные связи меж-  
  ду химическим строением, свойствами и функциями  
Функции белков: строи- белков на основе анализа рисунков и текстов в  
учебнике. Приводят примеры белков, входящих в  
тельная, двигательная, состав организмов, мест их локализации и биологи-  
транспортная, защитная,  
ческой роли  
регуляторная, сигналь-    
ная, энергетическая, ка- Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
талитическая темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеи-  
   
Нуклеиновые кислоты. новая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кисло-  
та, или РНК», «азотистые основания», «аде-  
Дезоксирибонуклеиновая  
кислота, или ДНК. Рибо- нин»,«гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил»,  
нуклеиновая кислота, «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)»,  
«рибосомальная РНК (рРНК)», «информационная  
или РНК. Азотистые ос-  
нования: аденин, гуанин, РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль  
ДНК». Дают характеристику состава и строения мо-  
цитозин, тимин, урацил.  
Комплементарность. лекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причин-  
но-следственные связи между химическим строени-  
Транспортная РНК  
ем, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на  
(тРНК). Рибосомальная  
основе анализа рисунков и текстов в учебнике. При-  
РНК (рРНК). Информа-  
водят примеры нуклеиновых кислот, входящих в со-  
ционная РНК (иРНК).  
став организмов, мест их локализации и биологиче-  
Нуклеотид. Двойная  
ской роли. Составляют план параграфа учебника.  
спираль ДНК  
Решают биологические задачи (на математический  
   
  расчёт; на применение принципа комплементарно-  
  сти)  
Аденозинтрифосфат Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
(АТФ). Аденозин- ди- темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозинди-  
фосфат (АДФ). Адено- фосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)»,  
зинмонофос- фат (АМФ). «макроэргическая связь», «жирорастворимые вита-  

  Макроэргическая связь. мины», «водорастворимые витамины». Характери-  
  Витамины жирораство- зуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят  
  римые и водораствори- примеры витаминов, входящих в состав организмов,  
  мые и их биологической роли. Готовят выступление с  
                  сообщением о роли витаминов в функционировании  
                  организма человека (в том числе с использованием  
                  компьютерных технологий). Обсуждают результаты  
                  работы с одноклассниками  
                  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
  Понятие о катализаторах. темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «ак-  
  Биологические катализа- тивный  
  торы. Фермент. Кофер- центр фермента». Характеризуют роль биологиче-  
  мент. Активный центр  
  ских катализаторов в клетке. Описывают механизм  
  фермента.  
  работы ферментов. Приводят примеры ферментов,  
Биологические ка-                  
                их локализации в организме и их биологической ро-  
тализаторы Лабораторные и практи-  
ли. Устанавливают причинно-следственные связи  
  ческие работы между белковой природой ферментов и оп-  
                   
  Расщепление пероксида тимальными условиями их функционирования. От-  
  рабатывают умения формулировать гипотезы, кон-  
  водорода ферментом ка-  
  струировать, проводить эксперименты, оценивать  
  талазой полученные результаты на основе содержания лабо-  
                   
                  раторной работы  
                  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                  темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характе-  
  Вирусы. Капсид. Само- ризуют вирусы как неклеточные формы жизни, опи-  
Вирусы сборка вирусных частиц. сывают цикл развития вируса. Описывают общий  
  Цикл развития вируса план строения вирусов. Приводят примеры вирусов  
                  и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают про-  
                  блемы происхождения вирусов  
                  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                  темы. Дают оценку возрастающей роли естествен-  
                  ных наук и научных исследований в современном  
Обобщающий                 мире, постоянному процессу эволюции научного  
                знания. Отрабатывают умения формулировать гипо-  
урок                  
                тезы, конструировать, проводить эксперименты,  
                   
                  оценивать полученные результаты  
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)    
  Общая характеристика    
  клеточного уровня орга- Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
  низации живого. Клетка темы: «клетка», «методы изучения клетки», «свето-  
  — структурная и функ-  
  вая микроскопия»,«электронная микроскопия»,  
  циональная единица  
Клеточный уро- «клеточная теория». Характеризуют клетку как  
жизни. Клеточное строе-  
вень: общая харак-                 структурную и функциональную единицу жизни, её  
ние организмов. Много-  
теристика                 химический состав, методы изучения. Объясняют  
образие клеток. Химиче-  
  основные положения клеточной теории. Сравнивают  
     
  ский состав клетки. Ме- принципы работы и возможности световой и элек-  
  тоды изучения клетки. тронной микроскопической техники  
  Основные положения  
     
  клеточной теории    
Общие сведения о Строение клетки: ядро, Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
                   
клеточная оболочка,   темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мем-  
клетках. Клеточ-  
плазматическая мембра- брана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пино-  
ная мембрана  
на, цитоплазма, пласти-   цитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фа-  
   

 
Ядро
Эндоплазматиче-ская сеть. Рибосо-мы. Комплекс Гольджи. Лизосо-мы

ды, митохондрии, вакуо-ли. Фагоцитоз. Пиноци-тоз

 

Ядро, его строение и функции в клетке. Про-кариоты. Эукариоты. Хромосомы. Хромосом-ный набор клетки

 

 

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Ком-плекс Гольджи. Лизосо-мы

 

Митохондрии. Кристы. Митохондрии. Пластиды: лейкопласты, Пластиды. Кле- хлоропласты, хромопла-точный центр. сты. Граны. Клеточный

 

центр. Цитоскелет. Мик-Органоиды движе- ротрубочки. Центриоли.

ния. Клеточные Веретено деления. Рес-  
включения нички. Жгутики. Кле-  
  точные включения  
  Прокариоты. Эукариоты.  
  Анаэробы. Споры.  
  Черты сходства и разли-  
Особенности стро- чия клеток прокариот и  
эукариот.  
ения клеток эука-  
риот и прокариот Лабораторные и практи-  
   
  ческие работы. Рассмат-  
  ривание клеток бактерий,  
  растений и животных  
  под микроскопом  

гоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Уста-навливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрыш-ко». Характеризуют строение ядра клетки и его свя-зи с эндоплазматической сетью. Решают биологиче-ские задачи на определение числа хромосом в гап-лоидном и диплоидном наборе Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

 

темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выпол-няемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лей-копласты», «хлоропласты», «хромопласты», «гра-ны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротру-бочки», «центриоли», «веретено деления», «реснич-ки», «жгутики», «клеточные включения». Характе-ризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её ор-ганоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

 

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения кле-ток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и раз-личий


Обобщающий

урок

 

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Энергетический обмен в клетке


 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

Ассимиляция. Диссими- темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метабо-ляция. Метаболизм лизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы,

 

связанные с процессами обмена веществ в биологи-ческих системах

 

Неполное кислородное Определяют понятия, формируемые в ходе изучения ферментативное расщеп- темы: «неполное кислородное ферментативное рас-


 
Автотрофы. Гетеротро-
Автотрофы и гете- фы. Фототрофы. Хемо-ротрофы трофы. Сапрофиты. Па-разиты. Голозойное пи-
тание

 

 

Фотосинтез и хе-мосинтез

 

 

Синтез белков в клетке

 

 

Деление клетки. Митоз


 

ление глюкозы. Глико- щепление глюкозы», «гликолиз», «полное кисло-  
лиз. Полное кислородное родное расщепление глюкозы», «клеточное дыха-  
расщепление глюкозы. ние». Характеризуют основные этапы энергетиче-  
Клеточное дыхание. Роль ского обмена в клетках организмов. Сравнивают  
питания, дыхания,     энергетическую эффективность гликолиза и клеточ-  
транспорта веществ, уда- ного дыхания  
ление продуктов обмена        
в жизнедеятельности    
клетки и организма.      
              Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
Значение фотосинтеза. темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза  
фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хе-  
Световая фаза фотосин-  
мотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскры-  
теза. Темновая фаза фо- вают значение фотосинтеза. Характеризуют темно-  
тосинтеза. Фотолиз воды. вую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приве-  
Хемосинтез. Хемотрофы. дённой в учебнике. Сравнивают процессы фотосин-  
Нитрифицирующие бак- теза и хемосинтеза. Решают расчётные математиче-  
терии ские задачи, основанные на фактическом биологиче-  
               
              ском материале  
              Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
              темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы»,  
              «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозой-  
              ное питание». Сравнивают организмы по способу  
              получения питательных веществ. Составляют схему  
              «Классификация организмов по способу питания» с  
              приведением конкретных примеров (смысловое чте-  
              ние)  
              Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
Синтез белков в клетке. темы: «ген», «генетический код», «триплет», «ко-  
Ген. Генетический код. дон», «транскрипция»,«антикодон», «трансляция»,  
Триплет. Кодон. Транс- «полисома». Характеризуют процессы, связанные с  
крипция. Антикодон. биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы  
Трансляция. Полисома транскрипции и трансляции, применяя принцип  
              комплементарности и генетического кода  
Жизненный цикл клетки. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза»,  
Митоз. Интерфаза. Про-  
фаза. Метафаза. «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хромати-  
ды», «центромера», «веретено деления». Характери-  
               
Анафаза. Телофаза. Ре- зуют биологическое значение митоза. Описывают  
основные фазы митоза. Устанавливают причинно-  
дупликация. Хроматиды.  
следственные связи между продолжительностью де-  
Центромера. Веретено ления клетки и продолжительностью остального пе-  
деления риода жизненного цикла клетки    
     
                     

Обобщающий      
урок      
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)    
  Общая характеристика Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  
  организменного уровня.  
  темы: «размножение организмов», «бесполое раз-  
  Размножение организ- множение», «почкование»,«деление тела», «споры»,  
  мов. Бесполое размноже-  
Размножение орга- ние. Почкование. Деле- «вегетативное размножение», «половое размноже-  
ние», «гаметы», «гермафродиты», «семенники»,  
низмов ние тела надвое. Споры.  
  Вегетативное размноже- «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Харак-  
  ние. Половое размно- теризуют организменный уровень организации жи-  
  вого, процессы бесполого и полового размножения,  
  жение. Гаметы. Гермаф-  
  родиты. Семенники. сравнивают их. Описывают способы вегетативного  
     

Яичники. Сперматозои- размножения ды. Яйцеклетки

 

растений. Приводят примеры организмов, размно-жающихся половым и бесполым путём


 

 

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение


 

Стадии развития поло-

вых клеток. Гаметогенез.

Период размножения. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

Период роста. Период темы: «гаметогенез», «период размножения», «пе-

созревания. Мейоз: мей- риод роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз

оз I и мейоз II. Конъюга- II», «конъюгация», «кроссинговер», «направитель-

ция. Кроссинговер. На- ные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наруж-

правительные тельца. ное оплодотворение», «внутреннее оп-

Оплодотворение. Зигота. лодотворение», «двойное оплодотворение у покры-

Наружное опло- тосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии

дотворение. Внутреннее развития половых клеток и стадий мейоза по схе-

оплодотворение. Двой- мам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биоло-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.078 с.)