|
| Определяют понятия: «филогенез», «пе-
|
|
| Филогенез как процесс исто-
| реходные формы», «эмбриональное раз-
|
|
| витие», «гомологичные органы», «руди-
|
|
| рического развития организ-
|
|
| ментарные органы», «атавизм». Анализи-
|
|
| мов. Палеонтологические,
|
|
| руют палеонтологические, сравнительно-
|
|
| сравнительно-анатомические и
|
|
Доказательства эво-
| анатомические и эмбриологические дока-
|
|
эмбриологические доказа-
|
|
люции животных
| тельства эволюции животных.
| зательства эволюции животных. Описы-
|
|
| Сравнительно-анатомические
| вают и характеризуют гомологичные,
|
|
| аналогичные и рудиментарные органы и
|
|
| ряды животных как доказа-
|
|
| атавизмы. Выявляют факторы среды,
|
|
| тельство эволюции
|
|
| влияющие на ход эволюционного процес-
|
|
|
|
|
|
| са
|
|
| Многообразие видов как ре-
| Определяют понятия: «наследст-
|
|
| зультат постоянно возникаю-
| венность», «определённая изменчивость»,
|
|
| щих наследственных измене-
| «неопределённая изменчивость», «борьба
|
|
| ний и естественного отбора.
| за существование», «естественный от-
|
|
| Наследственность как способ-
| бор». Получают из разных источников
|
|
| ность организмов передавать
| биологическую информацию о причинах
|
|
Чарлз Дарвин о при- потомкам свои видовые и ин-
| эволюции животного мира, проявлении
|
|
чинах эволюции жи- дивидуальные признаки. Из-
| наследственности и изменчивости орга-
|
|
вотного мира
| менчивость как способность
| низмов в животном мире. Объясняют
|
|
| организмов существовать в
| значение наследственности, изменчиво-
|
|
| различных формах, реагируя
| сти и борьбы за существование в форми-
|
|
| на влияние окружающей сре-
| ровании многообразия видов животных.
|
|
| ды. Естественный отбор — ос-
| Приводят доказательства основной, ве-
|
|
| новная, ведущая причина эво-
| дущей роли естественного отбора в эво-
|
|
| люции животного мира
| люции животных
|
|
|
| Определяют понятия: «усложнение
|
|
|
| строения и многообразие видов как ре-
|
|
|
| зультат эволюции», «видообразование»,
|
|
|
| «дивергенция»,«разновидность». Полу-
|
|
|
| чают из разных источников биологиче-
|
|
|
| скую информацию о причинах усложне-
|
|
| Усложнение строения живот-
| ния строения животных и разнообразии
|
|
| ных в результате проявления
| видов. Составляют сложный план текста.
|
|
Усложнение стро- естественного отбора в ходе
| Устанавливают причинно-следственные
|
|
ения животных.
| длительного исторического
| связи при рассмотрении дивергенции и
|
|
Многообразие видовразвития. Видообразование —
| процесса видообразования в ходе дли-
|
|
как результат эво-
| результат дивергенции при-
| тельного исторического развития. Ха-
|
|
люции
| знаков в процессе эволюции,
| рактеризуют механизм видообразования
|
|
| обусловленный направлением
| на примере галапагосских вьюрков.
|
|
| естественного отбора
| Представляют информацию по теме «Ч.
|
|
|
| Дарвин о причинах эволюции животного
|
|
|
| мира» в виде таблиц, схем, опорного кон-
|
|
Определяют понятия: «биоценоз», «есте-Естественные и искусственныественный биоценоз», «искусственный биоценозы (водоём, луг, степь, биоценоз», «ярусность», «продуценты», тундра, лес, населённый «консументы», «редуценты», «устойчи-пункт) вость биоценоза». Изучают признаки
|
|
|
| искусственного биоценоза, продуцентов,
|
|
|
|
|
| консументов, редуцентов
|
|
|
|
|
| Определяют понятия: «среда обитания»,
|
|
|
|
|
| «абиотические факторы среды», «биоти-
|
|
|
|
|
| ческие факторы среды», «антропогенные
|
|
Факторы среды и их Факторы среды: абиотические,
| факторы среды». Характеризуют взаимо-
|
|
влияние на биоцено- биотические, антропогенные и
| связь организмов со средой обитания,
|
|
влияние окружающей среды на биоценоз
|
|
зы
| их влияние на биоценоз
|
|
и приспособление организмов к среде
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обитания. Анализируют принадлежность
|
|
|
|
|
| биологических объектов к экологическим
|
|
|
|
|
| группам
|
|
| Цепи питания, поток энергии.
| Определяют понятия: «цепи питания»,
|
|
Цепи питания. По-
| «пищевая пирамида, или пирамида био-
|
|
Взаимосвязь компонентов
| массы», «энергетическая пирамида»,
|
|
ток энергии
| биоценоза и их при-
|
|
«продуктивность», «экологическая груп-
|
|
| способленность друг к другу
|
|
| па», «пищевые, или трофические, связи»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анализируют взаимосвязи организмов со
|
|
|
|
|
| средой обитания, их приспособленности к
|
|
Экскурсия
|
|
|
| совместному существованию. Отрабаты-
|
|
| Взаимосвязи организмов:
| вают правила поведения на экскурсии.
|
|
Изучение взаимо-
| Выполняют непосредственные наблюде-
|
|
межвидовые и внутривидовые
|
|
связи животных с
| и со средой обитания
| ния в природе и оформляют отчёт, вклю-
|
|
другими компонен-
| чающий описание экскурсии, её результа-
|
|
|
|
|
|
тами биоценоза
|
|
|
| ты и выводы
|
|
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
|
|
|
|
|
| Определяют понятия: «промысел», «про-
|
|
Воздействие челове-
| Воздействие человека и его
| мысловые животные». Анализируют при-
|
|
деятельности на животных и
| чинно-следственные связи, возникающие
|
|
ка и его деятельно-
|
|
сти на животный
| среду их обитания. Промыслы в результате воздействия человека на жи -
|
|
Профилактика заболеваний,
| вотных и среду их обитания. Работают с
|
|
мир
|
|
вызываемых животными.
|
| дополнительными источниками инфор-
|
|
|
|
|
|
|
| мации
|
|
| Одомашнивание. Разведение,
| Определяют понятия: «одомашнивание»,
|
|
|
|
|
Одомашнивание жи-основы содержания и селекции«отбор», «селекция», «разведение». Изу-
|
|
вотных
| сельскохозяйственных живот-
| чают методы селекции и разведения до-
|
|
| ных
| машних животных. Анализируют условия
|
|
| их содержания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Определяют понятия: «мониторинг»,
|
|
Законы России об
| Законы об охране животного
| «биосферный заповедник». Изучают за-
|
|
конодательные акты Российской Фе-
|
|
охране животного
| мира: федеральные, регио-
|
|
дерации об охране животного мира.
|
|
мира. Система мо-
| нальные. Система мониторин-
|
|
|
|
ниторинга
| га
| Знакомятся с местными законами. Со-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ставляют схемы мониторинга
|
|
Охрана и рацио-
|
|
|
| Определяют понятия: «заповедники»,
|
|
Охраняемые территории.
| «заказники», «памятники природы»,
|
|
нальное использо-
|
|
Красная книга. Рациональное
| «акклиматизация». Знакомятся с Красной
|
|
вание животного
|
|
использование животных
| книгой. Определяют признаки охраняе-
|
|
мира
|
|
|
|
| мых территорий
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсия
| Повторение материала о воз-
| Выявляют наиболее существенные при-
|
|
| действии человека на живот-
| знаки породы. Выясняют условия выра-
|
|
Посещение выстав-
| ных, об одомашнивании, о
| щивания. Определяют исходные формы.
|
|
ки сельскохозяйст-
| достижениях селекции. Сель-
| Составляют характеристики на породу
|
|
венных и домашних скохозяйственные и домашние животных животные. Профилактика за-
болеваний, вызываемых жи-вотными. Охрана редких и ис-чезающих видов животных.