Питание расте-ний. Минераль-ное питание рас-тений
Выделять существенные признаки биологиче-ских процессов. Определяют понятия: «мине-ральное питание», «корневое давление», «поч-ва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость воспол-нения запаса питательных веществ в почве пу-тём внесения удобрений. Оценивают вред, на-носимый окружающей среде использованием
| ществ. Управление почвенным
| значительных доз удобрений. Приводят дока-
|
|
| питанием растений. Минеральные
| зательства (аргументируют) необходимости
|
|
| и органические удобрения. Спо-
| защиты окружающей среды, соблюдения пра-
|
|
| собы, сроки и дозы внесения
| вил отношения к живой природе.
|
|
| удобрений. Вред, наносимый ок-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ружающей среде использованием
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| значительных доз удобрений. Ме-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ры охраны природной среды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фотосинтез. Приспособленность
|
| Выявляют приспособленность растений к ис-
|
|
| растений к использованию энер-
|
|
| пользованию света в процессе фотосинтеза.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| гии света, воды и углекислого га-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выявляют взаимосвязи между особенностями
|
|
| за. Хлоропласты, хлорофилл, их
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| строения клеток, тканей, органов и систем ор-
|
|
| роль в фотосинтезе. Управление
|
|
| ганов и их функциями. Определяют условия
|
|
|
Фотосинтез
| фотосинтезом растений: условия,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
протекания фотосинтеза. Объясняют значение
|
|
| влияющие на интенсивность фо-
| фотосинтеза и роль растений в природе и жиз-
|
|
| тосинтеза.
| Значение фотосинтеза.
|
|
|
|
|
|
| ни человека. Ставят биологические экспери-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Роль растений в образовании и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| менты по изучению процессов жизнедеятель-
|
|
| накоплении органических ве-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ности организмов и объясняют их результаты.
|
|
| ществ и кислорода на Земле
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дыхание и его роль в жизни орга-
|
| Выделяют существенные признаки дыхания.
|
|
| низмов. Дыхание растений, его
| Объясняют роль дыхания в процессе обмена
|
|
Дыхание расте-
| сущность. Роль устьиц, чечевичек
| веществ. Объясняют роль кислорода в процес-
|
|
ний
| и межклетников в газообмене у
| се дыхания. Раскрывают значение дыхания в
|
|
| растений. Взаимосвязь процессов
| жизни растений. Устанавливают взаимосвязь
|
|
| дыхания и фотосинтеза
| процессов дыхания и фотосинтеза
|
|
Испарение воды
| Испарение воды растениями, его
| Определяют значение испарения воды и лис-
|
|
растениями.
| значение. Листопад, его значение.
|
|
топада в жизни растений
|
|
Листопад
| Осенняя окраска листьев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Передвижение веществ в расте-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нии. Транспорт веществ как со-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ставная часть обмена веществ.
| Объясняют роль транспорта веществ в процес-
|
|
| Проводящая функция
|
|
| се обмена веществ. Объясняют механизм осу-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| стебля. Передвижение воды, ми-
| ществления проводящей функции стебля.
|
|
Передвижение
| Объясняют особенности передвижения воды,
|
|
неральных и органических ве-
|
|
воды и пита-
| минеральных и органических веществ в расте-
|
|
ществ в растении. Запасание ор-
|
|
тельных веществ
| ниях. Проводят биологические эксперименты
|
|
ганических веществ в органах
|
|
в растении
| по изучению процессов жизнедеятельности
|
|
растений, их использование в
|
|
| организмов и объясняют их результаты. При-
|
|
| процессах жизнедеятельности.
|
|
| водят доказательства (аргументируют) необ-
|
|
| Защита растений от повреждений.
|
|
| ходимости защиты растений от повреждений
|
|
| Лабораторные и практические ра-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| боты Передвижение веществ по
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| побегу растения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Роль семян в жизни растений. Ус-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ловия, необходимые для прорас-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тания семян. Посев семян. Рост и
| Объясняют роль семян в жизни растений. Вы-
|
|
| питание проростков.
|
|
| являют условия, необходимые для прораста-
|
|
Прорастание се-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ния семян. Обосновывают необходимость со-
|
|
мян
| Лабораторные и практические ра-
|
|
блюдения сроков и правил проведения посев-
|
|
| боты
| ных работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Определение всхожести семян
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| растений и их посев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способы раз-
| Размножение организмов, его
|
| Определяют значение размножения в жизни
|
|
множения расте-
| роль в преемственности поколе-
|
| организмов. Характеризуют особенности бес-
|
|
ний
|
| ний. Размножение как важнейшее
| полого размножения. Объясняют значение
|
|
|
| свойство организмов. Способы
| бесполого размножения. Раскрывают особен-
|
|
|
| размножения организмов. Беспо-
| ности и преимущества полового размножения
|
|
|
| лое размножение растений. Поло-
| по сравнению с бесполым. Объясняют значе-
|
|
|
| вое размножение, его особенно-
|
|
| ние полового размножения для
|
|
|
| сти. Половые клетки. Опло-
|
|
|
|
|
|
| дотворение. Значение полового
| потомства и эволюции органического мира
|
|
|
| размножения для потомства и
|
|
|
|
|
|
| эволюции органического мира
|
|
|
|
|
|
| Размножение водорослей, мхов,
| Определяют понятия: «заросток», «предрос-
|
|
Размножение
|
| ток», «зооспора», «спорангий». Объясняют
|
|
| папоротников. Половое и беспо-
|
|
споровых расте-
|
| роль условий среды для полового и бесполого
|
|
ний
|
| лое размножение у споровых. Че-
| размножения, а также значение чередования
|
|
|
| редование поколений
| поколений у споровых растений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый
|
|
|
| Размножение голосеменных и по-
| мешок», «пыльцевход», «центральная клетка»,
|
|
Размножение
|
| крытосеменных растений. Опы-
| «двойное оплодотворение»,«опыление», «пе-
|
|
| ление. Способы опыления. Опло-
| рекрёстное опыление», «самоопыление», «ис-
|
|
семенных расте-
|
|
|
ний
|
| дотворение. Двойное оплодотво-
| кусственное опыление». Объясняют преиму-
|
|
| рение. Образование плодов и се-
| щества семенного размножения перед споро-
|
|
|
|
|
|
| мян
| вым. Сравнивают различные способы опыле-
|
|
|
|
|
|
| ния и их роли. Объясняют значение оплодо-
|
|
|
|
|
|
| творения и образования плодов и семян
|
|
|
| Способы вегетативного размно-
| Определяют понятия: «черенок», «отпрыск»,
|
|
|
| «отводок», «прививка», «культура тканей»,
|
|
Вегетативное
|
| жения. Лабораторные и практиче-
|
|
| «привой», «подвой». Объясняют значение ве-
|
|
размножение по-
|
| ские работы
| гетативного размножения покрытосеменных
|
|
крытосеменных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| растений и его использование человеком.
|
|
растений
|
| Вегетативное размножение ком-
|
|
| Сравнивают половое и бесполое размноже-
|
|
|
|
| натных растений
|
|
|
| ние.
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
|
|
|
|
|
|
| Основные систематические кате-
|
| Определяют понятия: «вид», «род», «семей-
|
|
Систематика
|
| гории: вид, род, семейство, класс,
|
| ство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют
|
|
растений
|
| отдел, царство. Знакомство с клас-
|
| признаки, характерные для двудольных и од-
|
|
|
| сификацией цветковых растений
|
| нодольных растений
|
|
Класс Двудоль-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные растения.
|
| Признаки, характерные для расте-
|
| Выделяют основные особенности растений
|
|
Семейства Кре-
|
| ний семейств Крестоцветные и Ро-
| семейств Крестоцветные и Розоцветные. Зна-
|
|
стоцветные и Ро-
|
| зоцветные
|
| комятся с определительными карточками
|
|
зоцветные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семейства Пас-
|
| Признаки, характерные для расте-
|
| Выделяют основные особенности растений
|
|
лёновые и Бобо-
|
| ний семейств Паслёновые и Бобо-
|
| семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют
|
|
вые
|
| вые
|
| растения по карточкам
|
|
Семейство
|
| Признаки, характерные для расте-
|
| Выделяют основные особенности растений
|
|
|
|
|
|
| семейства Сложноцветные. Определяют рас-
|
|
Сложноцветные
|
| ний семейства Сложноцветные
|
| тения по карточкам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс Одно-
|
| Признаки, характерные для расте-
|
| Выделяют основные особенности растений
|
|
дольные. Семей-
|
|
|
|
ства Злаковые и
|
| ний семейств Злаковые и Лилей-
| семейств Злаковые и Лилейные. Определяют
|
|
| ные
|
| растения по карточкам
|
|
Лилейные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Важнейшие
|
| Важнейшие сельскохозяйственные
| Готовят сообщения на основе изучения текста
|
|
сельско-
|
| учебника, дополнительной литературы и ма-
|
|
| растения, агротехника их возделы-
|
|
|
хозяйственные
|
| вания, использование человеком
|
| териалов Интернета об истории введения в
|
|
растения
|
|
| культуру и агротехнике важнейших культур-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ных двудольных и однодольных растений,
|
|
|
|
|
| выращиваемых в местности проживания
|
|
|
|
|
| школьников
|
|
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
|
|
|
Природные со-
|
| Типы растительных сообществ.
| Определяют понятия: «растительное сообще-
|
|
| Взаимосвязи в растительном со-
|
|
общества. Взаи-
|
| ство», «растительность», «ярусность». Харак-
|
|
| обществе. Сезонные изменения в
|
|
мосвязи в расти-
|
| растительном сообществе. Сожи-
| теризуют различные типы растительных со-
|
|
тельном сообще-
|
| тельство организмов в раститель-
| обществ. Устанавливают взаимосвязи в рас-
|
|
стве
|
| ном сообществе
| тительном сообществе
|
|
|
|
|
|
|
| Смена растительных сообществ.
|
|
|
Развитие и смена
|
| Типы растительности.
| Определяют понятие «смена растительных
|
|
|
|
|
|
растительных
|
| Экскурсия
| сообществ». Работают в группах. Подводят
|
|
сообществ
|
| итоги экскурсии (отчёт)
|
|
|
|
|
|
|
| Природное сообщество и человек
|
|
|
Влияние хозяй-
|
| Влияние хозяйственной деятель-
|
|
|
|
|
|
| ности человека на растительный
| Определяют понятия: «заповедник», «заказ-
|
|
ственной дея-
|
|
|
| мир. История охраны природы в
| ник», «рациональное природопользование».
|
|
тельности чело-
|
|
|
| нашей стране. Роль заповедников и
| Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают
|
|
века на расти -
|
| заказников. Рациональное приро-
| задание на лето
|
|
тельный мир
|
|
|
| допользование
|
|
|
|
|
|
|
Резервное время — 2 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|