Тема.
| Содержание.
| Характеристика видов деятельности
|
|
учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. 6часов.
|
|
|
|
| Биология,как наука о живой приро-
| Определяют понятия: «биология», «био-
|
|
|
|
| де, роль биологии в практической
|
|
|
|
|
| сфера», «экология». Раскрывают значе-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| деятельности людей..
|
|
|
|
| ние биологических знаний в современной
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методы изучения живых организмов:
| жизни, объясняют роль биологии в прак-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тической деятельности людей.
|
|
Биология — наука о
| наблюдение,измерение,эксперимен т
|
|
|
|
|
|
|
живой природе
| Источники биологической информа-
| Определяют понятия: «методы иссле-
|
|
|
|
| ции, её получение, анализ и пред-
| дования», «наблюдение», «эксперимент»,
|
|
Методы исследова-
| ставление его результатов..
|
|
«измерение». Характеризуют основные
|
|
ния в биологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| методы исследования в биологии. Изу-
|
|
|
|
| Техника безопасности в кабинете
|
|
|
|
| чают правила техники безопасности в
|
|
|
|
| биологии.
|
|
|
|
| кабинете биологии и соблюдают правила
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Демонстрация приборы и оборудова-
| работы с биологическими приборами и
|
|
|
|
|
| инструментами.
|
|
|
|
| ние.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выделяют существенные признаки вида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и представителей разных царств приро-
|
|
|
|
| Царства: Бактерии, Грибы, Растения
| ды. Определять принадлежность биоло-
|
|
|
|
| гических объектов к определённой сис-
|
|
Разнообразие живой
| и Животные.
|
|
тематической группе. Объяснять значе-
|
|
природы. Многооб-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ние биологического разнообразия для
|
|
разие организмов и
|
| Отличительные признаки представи-
|
|
|
|
|
|
|
| сохранения устойчивости биосферы.
|
|
их классификация.
|
|
| телей разных царств живой природы.
|
|
|
| Сравнивать представителей отдельных
|
|
|
|
|
|
|
Отличительные при-
| Признаки живого: клеточное строе-
| групп растений и животных, делать вы-
|
|
воды и умозаключения на основе сравне-
|
|
знаки живого от не-
| ние, питание, дыхание, обмен ве-
|
|
ния. Анализируют признаки живого: кле-
|
|
живого
| ществ, раздражимость, рост, разви-
|
|
точное строение, питание, дыхание, об-
|
|
|
|
| тие, размножение
|
|
|
|
| мен веществ, раздражимость, рост, раз-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| витие, размножение. Составляют план
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| параграфа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Определяют понятия: «водная среда»,
|
|
|
|
| Водная среда. Наземно-воздушная
| «наземно-воздушная среда», «почва как
|
|
Среды обитания жи-
| среда.
| среда обитания», «организм как среда
|
|
вых организмов
|
|
|
|
|
|
|
|
| обитания». Анализируют связи организ-
|
|
Почва как среда обитания. Организм
| мов со средой обитания. Характеризуют
|
|
|
|
|
|
|
|
| как среда обитания
| влияние деятельности человека на при-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| роду
|
|
Экологические фак-
| Экологические факторы: абиотиче-
| Анализируют и сравнивают экологиче-
|
|
торы и их влияние
| ские, биотические, антропогенные.
| ские факторы. Отрабатывают навыки ра-
|
|
Влияние экологических факторов на
|
|
на живые организмы
| боты с текстом учебника
|
|
живые организмы
|
|
Экскурсия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Многообразие живых организмов,
|
|
|
|
|
|
|
|
| осенние явления в жизни растений и
| Готовят отчёт по экскурсии. Ведут днев-
|
|
|
|
| животных.
|
|
|
|
| ник фенологических наблюдений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные и практические рабо-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ты
| Анализируют и сравнивают экологиче-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщающий урок
| Фенологические наблюдения за се-
| ские факторы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зонными изменениями в природе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методы изучения клетки. Увеличи-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тельные приборы (лупа, световой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| микроскоп). Правила работы с мик-
| Определяют понятия: «клетка», «лупа»,
|
|
| роскопом.
| «микроскоп»,«тубус», «окуляр», «объек-
|
|
Устройство увели-
|
|
|
|
|
|
| тив», «штатив». Работают с лупой и мик-
|
|
чительных приборов
| Лабораторные и практические рабо-
| роскопом, изучают устройство микро-
|
|
| ты
| скопа. Отрабатывают правила работы с
|
|
|
|
|
|
|
|
| микроскопом
|
|
| Рассматривание строения растения с
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| помощью лупы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Строение клетки:
| клеточная мембра-
| Выделяют существенные признаки
|
|
|
| строения и жизнедеятельности клетки.
|
|
|
|
|
Строение клетки
| на, клеточная стенка, цитоплазма,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различают на таблицах и микропрепара-
|
|
|
| ядро, вакуоли
|
|
| тах части и органоиды клетки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приготовление мик-
| Лабораторные и практические рабо-
| Учатся готовить микропрепараты. На-
|
|
ты
| блюдают части и органоиды клетки под
|
|
ропрепарата кожи-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| микроскопом, описывают и схема-
|
|
|
цы чешуи лука
|
|
|
|
|
|
|
|
Строение клеток кожицы чешуи лука
| тически изображают их
|
|
|
|
| Строение клетки. Пластиды. Хлоро-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| пласты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные и практические рабо-
| Выделяют существенные признаки
|
|
Пластиды
| ты
| строения клетки. Различают на таблицах
|
|
|
|
|
|
|
| и микропрепаратах части и органоиды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приготовление препаратов и рас-
| клетки
|
|
| сматривание под микроскопом пла-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| стид в клетках листа элодеи, плодов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| томата, рябины, шиповника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методы изучения клетки. Химиче-
| Объясняют роль минеральных веществ и
|
|
| ский состав клетки.
| Вода и минераль-
|
|
| воды, входящих в состав клетки. Раз-
|
|
|
|
|
Химический состав
| ные вещества, их роль в клетке.
| личают органические и неорганические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
клетки: неорга-
| Органические вещества, их роль в
| вещества, входящие в состав клетки.
|
|
нические и органи-
| Ставят биологические эксперименты по
|
|
жизнедеятельности клетки.
|
|
ческие вещества
| изучению химического состава клетки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обнаружение органических веществ
| Учатся работать с лабораторным обору-
|
|
| дованием
|
|
| в клетках растений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Процессы жизнедеятельности клетки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (питание, дыхание, транспорт ве-
|
| Выделяют существенные признаки про-
|
|
| ществ, выделение).
|
|
| цессов жизнедеятельности клетки. Ста-
|
|
Жизнедеятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вят биологические эксперименты по изу-
|
|
клетки: поступление
| Лабораторные и практические рабо-
|
|
чению процессов жизнедеятельности ор-
|
|
веществ в клетку
| ты
|
|
ганизмов и объясняют их результаты.
|
|
(дыхание, питание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отрабатывают умение готовить микро-
|
|
| Приготовление препарата и рассмат-
|
|
| препараты и работать с микроскопом
|
|
| ривание под микроскопом движения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| цитоплазмы в клетках листа элодеи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизнедеятельность
| Рост и развитие клеток.
| Выделяют существенные признаки про-
|
|
клетки: рост, разви-
|
|
|
|
|
|
| цессов жизнедеятельности клетки. Обсу-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тие
| Демонстрация
| ждают биологические эксперименты по
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| изучению процессов жизнедеятельности
|
|
|
|
| Схемы, таблицы и видеоматериалы о
| организмов и объясняют их результаты
|
|
|
|
| росте и развитии клеток разных рас-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Генетический аппарат, ядро, хромо-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| сомы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деление клетки
| Демонстрация
| Выделяют существенные признаки про-
|
|
цессов жизнедеятельности клетки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Схемы и видеоматериалы о делении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| клетки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ткань.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Демонстрация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Микропрепараты различных расти-
| Определяют понятие «ткань». Выделяют
|
|
|
|
| признаки, характерные для различных
|
|
|
|
| тельных тканей.
|
|
|
|
| видов тканей. Отрабатывают умение ра-
|
|
Понятие «ткань»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ботать с микроскопом и определять раз-
|
|
|
|
| Лабораторные и практические рабо-
|
|
|
|
| личные растительные ткани на микро-
|
|
|
|
| ты
|
|
|
|
| препаратах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рассматривание под микроскопом го-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| товых микропрепаратов различных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| растительных тканей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Систематизация и обобщение поня-
| Работают с учебником, рабочей тетрадью
|
|
|
|
| и дидактическими материалами. Запол-
|
|
|
|
| тий раздела. Контроль знаний и уме-
|
|
Обобщающий урок
| няют таблицы. Демонстрируют умение
|
|
|
|
| ний работать с микроскопом и приго-
| готовить микропрепараты и работать с
|
|
|
|
| товления микропрепаратов
| микроскопом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бактерии, их разно-
| Бактерии, особенности строения и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жизнедеятельности. Питание бакте-
| Выделяют существенные признаки
|
|
образие, строение и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рий. Формы бактерий. Разнообразие
| строения и жизнедеятельности бактерий.
|
|
жизнедеятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бактерий, их распространение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Определяют понятия: «клубеньковые
|
|
Роль бактерий в
| Роль бактерий в природе и жизни че-
|
| (азотфиксирующие) бактерии», «симби-
|
|
природе и жизни че-
|
| оз», «болезнетворные бактерии», «эпи-
|
|
ловека.
|
|
ловека
| демия». Объясняют роль бактерий в при-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| роде и жизни человека
|
|
|
|
| Вирусы – неклеточные формы. Забо-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вирусы – неклеточ-
|
| левания, вызываемые вирусами. Ме-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ры профилактики заболеваний.
| Определяют понятие «вирус».
|
|
ные формы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грибы, их общая ха-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рактеристика, стро-
| Грибы, особенности строения и жиз-
|
| Выделяют существенные признаки
|
|
|
ение и жизнеде-
| недеятельности. Питание грибов.
|
| строения и жизнедеятельности грибов.
|
|
|
ятельность. Роль
| Многообразие грибов. Роль грибов в
| Объясняют роль грибов в природе и жиз-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грибов в природе и
| природе и жизни человека
| ни человека
|
|
жизни человека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Съедобные и ядовитые грибы. Оказа-
| Различают на живых объектах и табли-
|
|
|
Шляпочные грибы
| ние первой помощи при отравлении
| цах съедобные и ядовитые грибы. Осва-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ядовитыми грибами
| ивают приёмы оказания первой помощи
|
|
|
Плесневые грибы и дрожжи. Лабора-торные и практические работы
Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни челове-ка. Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спо-рыньи и др.)
Систематизация и обобщение поня-тий раздела. Контроль знаний и уме-ний работать с микроскопом, гото-вить микропрепараты, отличать съе-добные грибы от ядовитых, оказы-вать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в при-роде и жизни человека
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Запол-няют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Мно-гообразие грибов и их значение в приро-де и жизни человека» (на основе обоб-щения материала учебника и дополни-тельной литературы)