Тел. : 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тел. : 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)



УДК 372.857 ББК 74.262.8

 

Б63

 

Серия основана в 2012 году

 

Биология. 5—9классы:Рабочие программы:учебно-Б63методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2015. — 382, [2] с.

 

ISBN 978-5-358-15036-2

 

В сборнике представлены рабочие программы к УМК Н. И. Сонина «Биология. 5—9 клас-сы (концентрический курс)», «Биология. 5—9 классы (линейный курс)», к УМК В. И. Сиво-глазова «Биология. 5—9 классы» и к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5—9 классы».

 

Данные линии соответствуют Федеральному государственному образовательному стан-дарту основного общего образования, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федераль-ный перечень учебников.

Программы, включенные в сборник, одобрены РАО.

 

УДК 372.857 ББК 74.262.8

 

Учебное издание

 

БИОЛОГИЯ. 5—9 классы

 

Рабочие программы

 

Учебно-методическое пособие С о с т а в и т е л ь Пальдяева Галина Михайловна

 

Зав. редакцией И. В. Морзунова. Ответственный редактор Г. М. Пальдяева Редактор Н. П. Шелехина. Художественное оформление А. В. Пряхин Технический редактор Е. В. Ваева. Компьютерная верстка

 

М. М. Яровицкая. Корректор Е. Е. Никулина

 

 

16 +

 

Подписано к печати 06.11.14. Формат 60 х 90 l/ie-Бумага типографская. Гарниту-ра «Школьная». Печать офсетная.

 

Усл. печ. л. 24,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 2458.

ООО «ДРОФА». 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2.

 

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:

 

127254, Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: chlef@drofa.ru

 

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2.

Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.

 

 

Сайт ООО «ДРОФА»: www.drofa.ru Электронная почта: sales@drofa.ru

 

Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)

 

 

Отпечатано в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО «Издательство «Высшая школа». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, д. 46.

 

Тел.: +7 (4822) 44-85-98. Факс: +7 (4822) 44-61-51

 

ISBN 978-5-358-15036-2 ООО «ДРОФА», 2012


ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Биология. 5—9 классы

 

Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Шевцов

 

 

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с { требованиями времени и задачами развития государства. Об-разовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный под-ход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

 

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам вы-сокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формиро-вания их научного мировоззрения.

 

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания ос-новного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной про-граммы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной про-граммы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образова-тельном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания гражданина России.

 

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планиро-вание — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в ос-новной школе. В при мерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изу-чение каждого раздела.

 

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

 

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию со-временной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

 

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с кото-рым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравст-венной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для по-вседневной жизни и практической деятельности.

 

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к част-ному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаи-модействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой приро-ды, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познава-тельных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству уча-щихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от уча-щихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

 

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспе-чивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся вклю-


чаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, прово-дить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную дея-тельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргу-ментировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно- методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

 

Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1ч в неделю (5 класс);

 

Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

 

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с по-степенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предпо-лагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

 

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и рас-тений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

 

В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых ор-ганизмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, ме-дицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использова-нии биологических систем.

 

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его станов-лении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематическо-го положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками по-зволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что вы-бор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болез-ни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Ме-тоды самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

 

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, тру-довую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать лично-стью.

 

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоз-зренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются по-нятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, гене-тики, селекции, теории эволюции.

 

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.


Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологи-ческой науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в об-ласти природопользования.

 

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических на-блюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологи-ческих явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность уча-щегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам само-стоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Класс (35 ч, 1ч в неделю)

 

Введение (6 ч)

 

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые ор-ганизмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

 

Экскурсии

 

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

 

Демонстрация

 

Микропрепараты различных растительных тканей.

 

Демонстрация

 

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

 

Демонстрация

 

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

 

Резервное время — 3 ч.


Примерное тематическое планирование.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Класс (35 ч, 1 ч в неделю)

 

Демонстрация

 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и располо-жение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

 

Демонстрация

 

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание пророст-ков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями уг-лекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;

 

испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

 

Экскурсии

 

Зимние явления в жизни растений.

 

Демонстрация

 

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

 

Экскурсии

 

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

 

Экскурсии

 

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в при-родных сообществах.

 

Резервное время— 2 ч.

 

Примерное тематическое планирование.

 

Класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Тема. Содержание. Характеристика видов деятельности учащих-  
ся.  
     

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)


 

Клетки, ткани и органы растений.

Строение семян.

 

Строение семян Лабораторные и практические ра-двудольных рас- боты тений

 

  Изучение строения семян дву-  
  дольных растений  
  Особенности строения семян од-  
Строение семян нодольных растений.  
однодольных Лабораторные и практические ра-  
боты  
растений  
Изучение строения семян одно-  
   
  дольных растений  
Виды корней. Функции корня. Главный, боко-  
вые и придаточные корни.  
Типы корневых  
Стержневая и мочковатая корне-  
систем  
вые системы. Лабораторные и  
   


 

Определяют понятия: «однодольные расте-ния», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабора-торных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа.

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последова-тельности действий при проведении анализа строения семян.

Определяют понятия: «главный корень», «бо-ковые корни», «придаточные корни», «стерж-невая корневая система», «мочковатая корне-вая система». Анализируют виды корней и ти-


практические работы Виды кор- пы корневых систем.  
  ней. Стержневые и мочковатые    
  корневые системы    
  Участки (зоны) корня. Внешнее и    
  внутреннее строение корня. Лабо- Определяют понятия: «корневой чехлик»,  
Строение корней раторные и практические работы «корневой волосок», «зона деления», «зона  
  растяжения», «зона всасывания», «зона прове-  
     
  Корневой чехлик и корневые во- дения». Анализируют строение корня.  
  лоски    
Условия произ- Приспособления корней к усло- Определяют понятия: «корнеплоды», «корне-  
вые клубни», «воздушные корни», «дыхатель-  
растания и видо- виям существования.  
ные корни». Устанавливают причинно-  
изменения кор-    
  следственные связи между условиями сущест-  
ней Видоизменения корней  
вования и видоизменениями корней  
     
    Определяют понятия: «побег», «почка», «вер-  
     
  Побег. Листорасположение. хушечная почка», «пазушная почка», «прида-  
  Строение почек. Расположение точная почка», «вегетативная почка», «генера-  
Побег. Почки и почек на стебле. Рост и развитие тивная почка», «конус нарастания», «узел»,  
их строение. побега. «междоузлие», «пазуха листа», «очередное  
Рост и развитие   листорасположение», «супротивное листорас-  
побега Лабораторные и практические ра- положение», «мутовчатое расположение».  
  боты Строение почек. Расположе- Анализируют результаты лабораторной рабо-  
  ние почек на стебле. ты и наблюдений за ростом и развитием побе-  
    га.  
  Внешнее строение листа. Форма    
  листа. Листья простые и сложные. Определяют понятия: «листовая пластинка»,  
  Жилкование листьев. «черешок», «черешковый лист», «сидячий  
    лист», «простой  
Внешнее строе- Лабораторные и практические ра-    
ние листа боты лист», «сложный лист», «сетчатое жилкова-  
    ние», «параллельное жилкование», «дуговое  
  Листья простые и сложные, их жилкование». Заполняют таблицу по результа-  
  жилкование и листорасположе- там изучения различных листьев.  
  ние.    
  Строение кожицы листа, строение    
  мякоти листа. Влияние факторов Определяют понятия: «кожица листа», «усть-  
  среды на строение листа. Видоиз-  
  ица», «хлоропласты», «столбчатая ткань лис-  
Клеточное менения листьев. та», «губчатая ткань листа», «мякоть листа»,  
   
строение листа. Лабораторные и практические ра- «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные  
Видоизменение боты трубки», «волокна», «световые листья», «тене-  
листьев вые листья», «видоизменения листьев». Вы-  
   
  Строение кожицы листа. полняют лабораторные работы и обсуждают  
  их результаты  
     
  Клеточное строение листа    
    Определяют понятия: «травянистый стебель»,  
  Строение стебля. Многообразие «деревянистый стебель», «прямостоячий сте-  
  стеблей. бель», «вьющийся стебель», «лазающий сте-  
Строение стебля.   бель», «ползучий стебель», «чечевички»,  
Лабораторные и практические ра- «пробка», «кора», «луб», «ситовидные труб-  
Многообразие боты ки», «лубяные волокна», «камбий», «дре-  
стеблей  
  весина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».  
     
  Внутреннее строение ветки дере-    
  ва Выполняют лабораторную работу и обсужда-  
    ют её результаты  


  Строение и функции видоизме-    
  нённых побегов.    
  Лабораторные и практические ра- Определяют понятия: «видоизменённый по-  
Видоизменение бег», «корневище», «клубень», «луковица».  
побегов боты Выполняют лабораторную работу и обсужда-  
   
  Изучение видоизменённых побе- ют её результаты  
     
  гов (корневище, клубень, лукови-    
  ца)    
  Строение цветка. Венчик цветка. Определяют понятия: «пестик», «тычинка»,  
  Чашечка цветка. Околоцветник.  
  «лепестки», «венчик», «чашелистики», «ча-  
  Строение тычинки и пестика. Рас-  
  тения однодомные и двудомные. шечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой  
  околоцветник», «двойной околоцветник»,  
Цветок и его Формула цветка.  
«тычиночная нить», «пыльник», «рыльце»,  
строение    
  «столбик», «завязь», «семязачаток», «одно-  
  Лабораторные и практические ра-  
  боты домные растения», «двудомные растения».  
  Выполняют лабораторную работу и обсужда-  
     
  Изучение строения цветка ют её результаты  
     
  Виды соцветий. Значение соцве-    
  тий. Лабораторные и практиче- Выполняют лабораторную работу. Заполняют  
  ские работы  
Соцветия таблицу по результатам работы с текстом  
   
  Ознакомление с различными ви- учебника и дополнительной литературой  
     
  дами соцветий    
    Определяют понятия: «околоплодник», «про-  
  Строение плодов. Классификация стые плоды», «сборные плоды», «сухие пло-  
  плодов. ды», «сочные плоды», «односемянные плоды»,  
    «многосемянные плоды», «ягода», «костянка»,  
Плоды и их Лабораторные и практические ра- «орех», «зерновка», «семянка», «боб»,  
классификация боты    
    «стручок»,«коробочка»,«соплодие». Выпол-  
  Ознакомление с сухими и сочны- няют лабораторную работу. Анализируют и  
  ми плодами сравнивают различные плоды. Обсуждают ре-  
    зультаты работы  
    Работают с текстом учебника, коллекциями,  
    гербарными экземплярами. Наблюдают за  
  Способы распространения плодов способами распространения плодов и семян в  
  и семян. Приспособления, выра- природе. Готовят сообщение «Способы рас-  
Распространение пространения плодов и семян и их значение  
ботавшиеся у плодов и семян в  
плодов и семян для растений»  
связи с различными способами  
     
  распространения    
       

Содержании программы.

 

Биология. Животные.

 

Введение (2 ч)

 

Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения жи-вотных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Строение жи-вотных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их роль в природе и жизни чело-века. Систематика животных.

 

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

 

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

 

Демонстрация

 

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

 

Демонстрация

 

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

 

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие,среда и места обитания;образ жизни иповедение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

 

Многообразие моллюсков и их раковин.

 

Лабораторные работы.

 

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Тип Иглокожие: многообразие,среда обитания,образ жизни и поведение;биологические и эколо-гические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

 

Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.

 

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные:многообразие;среда обитания,образ жизни и поведение;биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


 

Экскурсия

 

Изучение многообразия птиц.

 

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и пове-дение; биологические и экологические особенности, приспособления к различным средам обита- ния; значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профи-лактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Демонстрация

 

Видеофильм.

 

Лабораторная работа. Изучение строения млекопитающих.

Экскурсия. Разнообразие млекопитающих.


Демонстрация


Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

 

Демонстрация

 

Палеонтологические доказательства эволюции.

 

Раздел 6. Биоценозы (4 ч)

 

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонен-тов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

 

Экскурсия

 

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

 

Предметные результаты обучения

 

Учащиеся должны знать:

— признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

— признаки экологических групп животных;

— признаки естественного и искусственного биоценоза.

Учащиеся должны уметь:

— правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

— распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

— выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

— выявлять приспособления организмов к среде обитания;

 

— определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

— определять направление потока энергии в биоценозе;

— объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

— определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

 

Экскурсия

 

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

 

Биология. Животные.

 

Раздел 6. Биоценозы (4 ч)


 

 

Естественные и ис-кусственные биоце-нозы


 

Определяют понятия: «биоценоз», «есте-Естественные и искусственныественный биоценоз», «искусственный биоценозы (водоём, луг, степь, биоценоз», «ярусность», «продуценты», тундра, лес, населённый «консументы», «редуценты», «устойчи-пункт) вость биоценоза». Изучают признаки

 

биологических объектов: естественного и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.17 с.)