Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?



Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Правильный ответ:?

Что должен знать ученик, выполняя задание A3: для того, чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка (тропы, фигуры речи и звукопись).

Изучить их поможет таблица, помещенная ниже.

Изобразительно-выразительные средства русского языка

ТРОПЫ

(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном

значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления
ЭПИТЕТ Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевленных предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин). Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов).
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов).
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому называют метафору скрытым сравнением Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Багровый костер заката (И. А. Бунин). (Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)  
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;   Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. Я три тарелки съел (И.А. Крылов). Выпил всю бутылку. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.) Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов).   Серые шлемы с Красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХТА Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: А) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видового; И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз (М.Ю. Лермонтов). Мы все глядим в Наполеоны ( А. С. Пушкин). Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский). Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь).
ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский). В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский). Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
ПЕРИФРАЗА Замена названияпредмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. Царь зверей (вместо лев), Братья наши меньшие (вместо животные). Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).
     

 

Фигуры речи

(Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример употребления в художественном тексте
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов).
ГРАДАЦИЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).   А) ВОСХОДЯЩАЯ Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости   Б) НИСХОДЯЩАЯ Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости       Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой).     Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый)
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи-лек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая. (В.Г. Распутин).
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам   Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
ЭЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм Мы села - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетаия для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседнихпредложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов). В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут (А.С. Пушкин).
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предметы, признаки. Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)

 

 

Звукопись

(Звукопись - игра звуками для усиления выразительности)

Название Что понимаем под этим Пример употребления
АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным. Д у ма ю д у м у сво ю (Н.А. Некрасов).
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи х рустят и х рупки, как х русталь (И. Северянин).

 

Примечание:

1) Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.006 с.)