Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Правильный ответ:?
Что должен знать ученик, выполняя задание A3: для того, чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка (тропы, фигуры речи и звукопись).
Изучить их поможет таблица, помещенная ниже.
Изобразительно-выразительные средства русского языка
ТРОПЫ
(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном
значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
Название тропа
| Что понимается под этим тропом
| Пример употребления
| ЭПИТЕТ
| Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?
и обычно выраженное именем прилагательным
| Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
| ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
| Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевленных предметов действиями, свойственными человеку
| Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин).
Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов).
| СРАВНЕНИЕ
| Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.
Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.
| Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит
(Н.А. Некрасов).
| МЕТАФОРА
| Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов,
поэтому называют метафору
скрытым сравнением
Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
| Пустых небес прозрачное стекло;
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло;
Багровый костер заката
(И. А. Бунин).
(Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
| МЕТОНИМИЯ
| Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:
А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;
Б) имя автора заменяет название его произведения;
В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;
Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.
| Я три тарелки съел (И.А. Крылов).
Выпил всю бутылку.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).
Я прочитал всего Тургенева.
Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин)
(то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов).
Серые шлемы с
Красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В.В. Маяковский)
| СИНЕКДОХТА
| Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:
А) единственное число употребляется вместо множественного;
Б) множественное число употребляется вместо единственного;
В) родовое понятие вместо видового;
| И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз
(М.Ю. Лермонтов).
Мы все глядим в Наполеоны
( А. С. Пушкин).
Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский).
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь).
| ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
| Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
| Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива
(В.В. Маяковский).
В сто тысяч солнц закат пылал
(В.В. Маяковский).
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
(А.С. Грибоедов)
| ИРОНИЯ
| Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному
| Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
| ПЕРИФРАЗА
| Замена названияпредмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
| Царь зверей (вместо лев),
Братья наши меньшие (вместо животные).
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).
| |
| |
Фигуры речи
(Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)
Название фигуры речи
| Что понимается под этой фигурой речи
| Пример употребления
в художественном тексте
| АНТИТЕЗА
| Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.
| Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
(Н. Некрасов)
| ИНВЕРСИЯ
| Обратный порядок слов
| Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов).
| ГРАДАЦИЯ
| Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).
А) ВОСХОДЯЩАЯ
Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости
Б) НИСХОДЯЩАЯ
Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости
|
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени.
(Л. Толстой).
Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах
(А. Белый)
| ОКСЮМОРОН
| Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
| Мертвые души,
живой труп,
грустная радость,
сладкая горечь воспоминаний.
| ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
| Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более
| А все Кузнецкий мост и вечные французы....
Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи-лек! И булавок!
(А.С. Грибоедов)
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая. (В.Г. Распутин).
| АНАФОРА
| Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз
| Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
| ЭПИФОРА
| Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.
| Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом!
(М. Светлов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
| РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
| Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.
| Что день грядущий нам готовит?
| РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
| Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам
| Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!
(С. Есенин)
| ЭЛИПСИС
| Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм
| Мы села - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский).
| ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
| Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетаия для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
| Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!
(А. Блок)
| ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА
ИЗЛОЖЕНИЯ
| Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.
| Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно
| СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
| Одинаковое синтаксическое построение соседнихпредложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
| Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов).
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут
(А.С. Пушкин).
| ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| Перечисляемые действия, предметы, признаки.
| Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)
|
Звукопись
(Звукопись - игра звуками для усиления выразительности)
Название
| Что понимаем под этим
| Пример употребления
| АССОНАНС
| Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
| Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным. Д у ма ю д у м у сво ю
(Н.А. Некрасов).
| АЛЛИТЕРАЦИЯ
| Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
| Морозом выпитые лужи х рустят и х рупки, как х русталь
(И. Северянин).
|
Примечание:
1) Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности:
|