Дачи и выполнения судебного поручения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дачи и выполнения судебного поручения



 

Вопросы передачи и исполнения судебных поручений иностранных судов регулируются международными договорами, как двусторонними, так и многосторонними, участницей которых является Российская Федерация, и нормами внутреннего законодательства.

 

В числе международных договоров следует назвать Конвенцию по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954); Конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 1965), Конвенцию о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 1970); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993); многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерацией с рядом государств.

Внутренние нормы об исполнении судебных поручений содержатся в постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.88 "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам". С позицией судебных органов по вопросам исполнения международных договоров РФ и, в частности, судебных поручений, можно ознакомиться, обратившись к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что суды РФ исполняют переданные им поручения иностранных судов независимо от того, имеется ли у Российской Федерации и соответствующего государства заключенный договор о правовой помощи. Однако само поручение иностранного суда должно быть передано в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом. Направление судебного поручения для исполнения возможно по дипломатическим каналам либо через центральное учреждение юстиции. Например, ст. 9 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса установлено, что судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение его не могло состояться.

 

Любое государство, являющееся участником Конвенции, может заявить, уведомив другие государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. Кроме того, ничто не препятствует тому, чтобы два Договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями при передаче судебных поручений.

Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, которая вступила в силу для России с 01.12.01, предусматривает более простой порядок вручения судебных поручений. Согласно ст. 2 названной Конвенции, каждое договаривающееся государство в соответствии со своим законодательством назначает центральный орган, который обязан принимать просьбы о вручении документов, поступающие из других договаривающихся государств. Орган или должностное лицо суда, компетентное в соответствии с законами своего государства, обращается к центральному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами (которые прилагаются к Конвенции), без легализации документов или других аналогичных формальностей. К запросу должен быть приложен документ, подлежащий вручению, или его копия.

В ряде двусторонних договоров о правовой помощи (например, договоры Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, с Республикой Польша) предусмотрено, что при обращении с просьбами и оказании правовой помощи по гражданским делам суды и другие компетентные учреждения государств сносятся между собой через свои центральные учреждения, каковыми являются министерства юстиции названных стран. Согласно другим договорам (например, с Кипром, Италией), при оказании правовой помощи учреждения юстиции государств сносятся друг с другом в дипломатическом порядке.

 

Часть 1 комментируемой статьи содержит примерный перечень возможных поручений, с просьбой об исполнении которых может обратиться иностранный суд. Поручение иностранного суда может содержать просьбу о совершении иных процессуальных действий.

Требования к оформлению поручений иностранных судов нашли отражение во многих международных договорах о правовой помощи. Так, согласно ст. 5 и 6 Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25.01.79 поручение о производстве отдельных процессуальных действий должно быть составлено в письменном виде и иметь с учетом характера поручения следующие реквизиты: наименование запрашивающего учреждения; наименование запрашиваемого учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии сторон, а также лиц, в отношении которых совершаются нотариальные действия, их гражданство, занятие и постоянное местожительство или местопребывание; имена, фамилии и адреса возможных представителей названных лиц, включая их законных представителей; содержание поручения. Документы, посылаемые при оказании правовой помощи, должны иметь подпись компетентного должностного лица и официальную печать.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает лишь два случая, когда поручение иностранного суда не может быть исполнено. Аналогичные случаи отказа в исполнении судебных поручений перечислены в ст. 12 Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам. При этом в Конвенции особо подчеркнуто, что в исполнении судебного поручения не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно внутреннему законодательству запрашиваемое государство заявляет о своей исключительной компетенции по существу предъявленного иска или внутреннее законодательство не предусматривает права на иск в данном случае.

 

Статья 19 Минской конвенции предусматривает, что просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда поручение с нарушением подведомственности дел было направлено в арбитражный суд вместо суда общей юрисдикции либо в суд по месту жительства лица, которое к тому времени сменило место жительства, то суд должен не отказывать в исполнении поручения, а направить поручение тому органу, который компетентен его выполнить. Подобные нормы имеются в международных договорах РФ. Так, согласно ст. 6 Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам в том случае, когда орган, которому передано судебное поручение, некомпетентен его исполнить, поручение должно быть незамедлительно отправлено по назначению в тот орган данного государства, который в соответствии с правилами, установленными его законодательством, компетентен его исполнить. Согласно ч. 2 ст. 8 Минской конвенции в том случае, когда запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить судебное поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает для судов РФ правила, которыми они должны руководствоваться при исполнении поручений иностранных судов. Аналогичный подход имеет место также и в многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации. Так, ст. 7 Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам предусматривает, что при исполнении поручений о производстве отдельных процессуальных действий запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить процессуальные нормы государства, от учреждения которого исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, что указанная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства или если ее применение не будет невозможным ввиду несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей.

В конкретном деле, находящемся на рассмотрении российского суда, может возникнуть необходимость вызвать лиц или опросить свидетелей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, вручить им процессуальные документы, исследовать доказательства, находящиеся на территории иностранного государства. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет судам Российской Федерации в случае возникновения такой необходимости право обращаться к иностранным судам с поручением о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется как международными договорами, так и федеральным законом.

При этом следует иметь в виду, что направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи. В этом случае с компетентными органами государств, не связанных с Российской Федерацией договорами о правовой помощи, Министерство юстиции РФ при оказании правовой помощи по гражданским делам сносится в дипломатическом порядке (через Министерство иностранных дел РФ и российских консулов в иностранных государствах).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.011 с.)