Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное философское понимание вероятности
Философская интерпретация понятия вероятности на протяжении столетий является предметом острых философских споров. В 20 веке теория вероятностей получила строгое аксиоматическое построение на основе теории множеств в работах российского математика А.Н. Колмогорова. Но в рамках самой этой теории не решается вопрос о характере интерпретации понятия вероятности, таких интерпретаций любой математической теории может быть не одна, а много. В работах классиков теории вероятностей, особенно Я. Бернулли и П. Лапласа, была сделана попытка дать интерпретацию понятия вероятности с позиции механистического мировоззрения. Основополагающим принципом этого мировоззрения был принцип детерминированности и предопределенности явлений и процессов действительности, для теоретического обоснования которого много сделал и творец теории вероятностей Лаплас. Детерминизм (от лат. determino — определяю) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Механистический принцип детерминизма несовместим с признанием объективного существования случайности, возможности, вероятности. Эта несовместимость привела классиков теории вероятностей к выводу: областью существования вероятности является сфера человеческого сознания, а не объективная реальность. Именно в работах классиков теории вероятностей уже достаточно резко выявились тенденции рассматривать вероятность как характеристику неполноты нашего знания, как характеристику умозаключения, производимого в условиях неполной информации о предмете. Вероятность трактуется только как степень достоверности знания, если под достоверностью понимать высшую обоснованность истинности некоторого знания. Такая трактовка природы вероятности отстаивалась в 19 веке Дж. Булем, Л. Морганом, У. Джевонсом. В 20-м веке она нашла свое выражение в концепциях субъективной и логической вероятности. Субъективная вероятность по Э. Борелю, Ф. Рамсею и Л. Севиджу – это мера уверенности субъекта в достоверности знания, зависящая от его, субъекта индивидуальных качеств. Концепция логической вероятности Д. Кейнса, Г. Джеффриса и Р. Карнапа предполагает, что вероятность выражает не зависящую от опыта степень подтверждения одного суждения другими суждениями, степень или уровень подтверждения какой-то гипотезы некоторым множеством данных, независимых от практики.
Принципиальным недостатком домарксистского детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически. Такой детерминизм отрицал объективную природу случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом домарксистский детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности, в биологии, социальной сфере, в психологии, в изучении сознания. Иное представление о детерминизме было предложено в марксистской философии, которая признаёт закономерный характер общественной жизни и социальных процессов. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм в марксистском понимании не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности. Тем не менее, марксизм в социальной сфере существенно принижал роль случайности в развитии общества, потому что предполагал, что такое развитие с неизбежностью проходит ряд общественно-исторических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический из двух стадий – социализма и коммунизма), а определяет это развитие практически полностью борьба классов. В результате инициативы отдельных индивидов, даже руководителей государств, не могут сильно изменить исторический процесс в соответствии с марксистской концепцией. Практика показывает, что историческое развитие определяется существенно большим набором факторов и не является столь определённым движением от низших общественно-исторических формаций к высшим. Однако ценность марксизма в том, что его концепция показала принципиальную возможность наличия социальных закономерностей в сложных и неоднозначно развивающихся, стохастических социальных процессах.
Широкое распространение и использование вероятностно-статистических идей в науке, особенно в теоретических построениях физики, породило представление о том, что вероятность связана со свойствами не субъективных, а объективных процессов. Так, у Я. Бернулли есть попытки связать вычисление вероятности события с определением его частоты. Эта идея, развиваемая многими мыслителями, послужила в дальнейшем Р. Мизесу и Г. Рейхенбаху основанием для создания частотной интерпретации вероятности, позднее названной статистической интерпретацией вероятности. Согласно такой интерпретации вероятность есть частота, с которой осуществляется некоторое событие в массовом случайном явлении, т.е. в большом числе однородных явлений, повторяющихся в относительно неизменных условиях. Основная проблема, возникающая при статистической интерпретации вероятности, – это отсутствие связи абстрактного математического объекта – вероятности – с относительной частотой осуществления некоторого события. Эта связь интуитивно очевидна, но логически недоказуема, а потому статистическая интерпретация вероятности оставалась довольно спорной. В начале 20 века статистическая интерпретация вероятности постепенно уступила место в развитии вероятностно-статистических представлений строгому аксиоматическому построению теорий, определение исходных понятий в которых основано на системе аксиом. Большой заслугой в этом было открытие такой системы аксиом вероятности российским математиком А.Н. Колмогоровым. В его аксиоматической теории вероятность не отождествляется с эмпирически фиксируемым явлением, а определяется как частный случай меры множества. Вопрос о природе вероятности остался вне рассмотрения математики как философско-мировоззренческий. И, тем не менее, в понятии “вероятность” нашли отражение объективные характеристики явлений и процессов действительности. В статистической и квантовой механике, современной ядерной физике применение вероятностно-статистических идей и методов обусловлено природой самих объектов изучения. Современная философская интерпретация понятия вероятности включает два аспекта: а) онтологическое определение вероятности как характеристики объективного мира и б) логико-гносеологическую интерпретацию как степени подтверждения знания фактами или другими знаниями. Вероятность является всеобщей характеристикой процесса развития и поэтому понятие вероятности обретает статус философской категории. Вероятность в философии интерпретируется на основе категорий возможности и действительности, необходимости и случайности, определенности и неопределенности, единичного и общего, понимаемых как отражение всеобщих свойств материальной действительности. Таким образом, вероятность интерпретируется свойствами самой действительности, рассматривается как мера действительности в возможном или как мера необходимости в случайном.
Возможность – это философская категория, отражающая совокупность материальных предпосылок, развитие которых обусловливает возникновение того или иного явления. Если категория возможности отражает существование будущего явления в настоящем в виде тенденций, предпосылок, “зерен” будущего, то категория действительности отражает актуальное существование явления во всем богатстве его признаков. Обе категории отражают важные стороны процесса движения и развития. Новое, прежде чем появиться в действительности, существует как возможность, предпосылка в недрах старого. Каждый объект имеет всегда несколько возможностей своего изменения – спектр возможностей. Превращение в зависимости от условий какой-либо из возможностей в действительность делает невозможным (для данного объекта в данных условиях) реализацию какой-либо другой возможности. Вероятность в философско-мировоззренческом понимании есть категория, которая отражает меру развития конкретной возможности, объективный количественный показатель степени ее превращения в действительность. Пока возможность не превратилась в действительность эту возможность можно оценить с помощью меры случайности, т.е. вероятности. После реализации конкретной возможности в действительность случайность становится определённостью, и вероятность такого события в математике считается равной 1. В современной философии детерминированность и предопределенность явлений и процессов действительности уже не является основополагающим принципом. Признаётся и стохастический, вероятностный характер явлений и процессов действительности как не менее значимый принцип её оценки. Более того, в стохастических явлениях и процессах современные философы признают наличие закономерностей, которые проявляются иначе, чем в детерминированном мире, но тем не менее, могут считаться вполне обоснованными. Существенное влияние на изменение философских представлений о вероятности оказала математика, внутри которой понятие вероятности развивалось от интуитивных суждений до строгого определения в рамках аксиоматической теории.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.155 (0.009 с.) |