Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоистоки Западной Европы.
В Западной Европе традиции сравнительного правоведения были заложены составителями хроник и летописей, церковных историй и биографий правителей, в которых описывались и сопоставлялись действовавшие в разных странах законы и обычаи. Так, Беда Достопочтенный в книге "Церковная история народа англов" рассказывал об обычаях бриттов, пиктов, скоттов, саксов, англов, населявших Британские острова, и о многочисленных государствах, образованных ими: Нортумбрии, Эссексе, Кенте, Мерсии, Дейре и других. Особое внимание он обращал на то, как христианство постепенно смягчало нравы, изменяя сознание людей. Без духовной идеи, убеждал Беда, общество обречено. И чем больше в нем становится богатств, тем быстрее наступает распад. Доказывая этот тезис, он рассказывал о призвании в Британию саксов: "С прекращением вражеских нападений на острове случился такой обильный урожай зерна, какого прежде никто не помнил. За изобилием пришла роскошь, сопровождаемая всеми видами преступлений; в особенности возросли зависть, ненависть к истине и любовь ко лжи, так что те, кто были мягче прочих и более привержены истине, без жалости оскорблялись и избивались, как если бы они были врагами Британии. И не только простые люди были повинны в этих преступлениях, но и паства Господня, и даже ее пастыри. Отвергая легчайшее бремя Христово, они взваливали на себя ношу пьянства, злобы, сварливости, раздора, зависти и других подобных грехов. В это время на испорченный тот народ внезапно напала губительная чума, которая весьма быстро скосила такое количество людей, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить мертвых. Но тех, кто выжил, ни смерть родных, ни даже страх собственной погибели не смогли излечить от чумы духовной, порожденной их грехами; поэтому вскоре на погрязший в грехе народ обрушилась новая, еще более тяжкая кара за его преступления... Они согласились с тем, что следует призвать на помощь саксов из-за моря. Как показали дальнейшие события, это зло было послано им Божьим промыслом в наказание за все их нечестивые дела" <1>. -------------------------------- <1> Беда Достопочтенный. "Церковная история народа англов" // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада: http://www.vostlit.info.
Чтобы избежать такого развития событий, необходимо было следовать христианским заповедям так, как это было в Нортумбрии, где под властью короля Эдвина "царил такой мир, что женщина с грудным младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря безо всякого вреда для себя". Продолжая, Беда Достопочтенный писал: "Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них медные кубки для утоления жажды путников. Никто не смел уносить их или использовать не по назначению - не из страха, но из любви к королю" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Во многом сходные идеи пронизывали книгу Эйнхарда "Жизнь Карла Великого". Ее он начал с описания правления Меровингов, указывая, что в этом роду уже давно "не было никакой жизненной силы и ничего замечательного, кроме пустого царского звания" <1>. Иным образом была представлена новая династия Каролингов, прежде всего Карл Великий, который не только укрепил государство франков, но и создал на его основе великую христианскую империю, в которую вошли многие страны Западной и Центральной Европы. -------------------------------- <1> Эйнхард. Жизнь Карла Великого. М., 2005. С. 55.
Эйнхард отмечал, что империю Карла Великого населяли разные народы, у каждого из которых были свои законы и обычаи. Даже в самом франкском государстве право не было единым. Действовали законы салических и рипуарских франков, которые, в свою очередь, "во многих местах весьма различались" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 115.
По свидетельству Эйнхарда, Карл Великий, став императором, решил усовершенствовать законы франков: "добавить то, что недоставало, устранить расхождения и исправить плохо или с ошибками изложенное". Кроме того, "он приказал записать и письменно изложить устные законы всех подвластных ему народов" <1>. По сути, была поставлена задача проведения полномасштабной правовой реформы. Но в ее решении Карл Великий не преуспел: ничего из задуманного не исполнил, "если не считать того, что добавил к законам несколько глав, но и они не были завершены" <2>. Такое едва скрываемое негодование, возможно, было вызвано тем, что Эйнхард сам участвовал в подготовке реформы, будучи одним из ближайших сподвижников Карла Великого. Впрочем, Эйнхард дал и вполне понятное объяснение отказа от ее проведения: слишком "сильные различия" <3> существовали между законами и обычаями не только самих франков, но и других народов, населявших империю: саксов и данов, славян, аварцев и других.
-------------------------------- <1> Там же. <2> Там же. <3> Там же. С. 85.
В развитии сравнительного правоведения заметное место принадлежит "Хронике" епископа Титмара Мерзебургского, в которой описаны обычаи скандинавских народов до принятия христианства <1>, а также религиозные и правовые нормы славянских племен - поляков и лютичей. -------------------------------- <1> См.: Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005. С. 12.
Как отмечал летописец, в Польше "много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы", потому что "без суровых наказаний нельзя править ко благу правителя" и потому что "в наше время более, чем право и обычаи, господствует свобода грешить" <1>. -------------------------------- <1> Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 165, 166.
Описывая общественное устройство лютичей, он подчеркивал, что ими "не управляет какой-то один правитель" и что решения у них "обсуждаются в общем собрании, после чего все должны дать согласие на проведение его в исполнение" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 103.
Существенные особенности отличали и правовое устройство Бургундского королевства. В нем была ослаблена "узда законности", а король, по сути, лишен власти. "Никто, как я слышал, - писал Титмар Мерзебургский, - не правит королевством так, как он; он обладает лишь титулом и короной" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 145.
С тревогой он писал и о Киевской Руси, разделенной после смерти святого князя Владимира между его сыновьями: "Я опасаюсь, что последует то, исполнения чего предвещает голос истины; ведь говорит Он: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет" и прочее. Пусть молится все христианство, дабы Бог изменил этот приговор в тех землях" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 163.
Первоистоки Русской Земли. На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены в "Повести временных лет" - первом ее летописном своде. После потопа, писал летописец Нестор, трое сыновей Ноя - Сим, Хам и Иафет - разделили между собой всю землю. Иафету достались северные и западные страны. От племени Иафета произошли многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты и сербы, поляки и многие племена земли Русской: поляне и древляне, дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и другие <1>. -------------------------------- <1> См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2003. С. 47, 48.
У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Так, поляне имели "обычай отцов своих кроткий и тихий" и были "стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями".
Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов, которые "жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды... И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон" <1>. -------------------------------- <1> Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 52, 53.
Свои законы и обычаи были и у других народов земли. Ссылаясь на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что "каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов" <1>. В подтверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев. Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью не только показать различия половецких и славянских племен, но и подчеркнуть единство христианского мира, "где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру" и имеют "единый закон, поскольку... крестились во Христа и во Христа облеклись" <2>. -------------------------------- <1> Там же. <2> Там же.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.025 с.) |