Первоистоки Западной Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоистоки Западной Европы.



В Западной Европе традиции сравнительного правоведения были заложены составителями хроник и летописей, церковных историй и биографий правителей, в которых описывались и сопоставлялись действовавшие в разных странах законы и обычаи.

Так, Беда Достопочтенный в книге "Церковная история народа англов" рассказывал об обычаях бриттов, пиктов, скоттов, саксов, англов, населявших Британские острова, и о многочисленных государствах, образованных ими: Нортумбрии, Эссексе, Кенте, Мерсии, Дейре и других.

Особое внимание он обращал на то, как христианство постепенно смягчало нравы, изменяя сознание людей. Без духовной идеи, убеждал Беда, общество обречено. И чем больше в нем становится богатств, тем быстрее наступает распад. Доказывая этот тезис, он рассказывал о призвании в Британию саксов:

"С прекращением вражеских нападений на острове случился такой обильный урожай зерна, какого прежде никто не помнил. За изобилием пришла роскошь, сопровождаемая всеми видами преступлений; в особенности возросли зависть, ненависть к истине и любовь ко лжи, так что те, кто были мягче прочих и более привержены истине, без жалости оскорблялись и избивались, как если бы они были врагами Британии. И не только простые люди были повинны в этих преступлениях, но и паства Господня, и даже ее пастыри. Отвергая легчайшее бремя Христово, они взваливали на себя ношу пьянства, злобы, сварливости, раздора, зависти и других подобных грехов. В это время на испорченный тот народ внезапно напала губительная чума, которая весьма быстро скосила такое количество людей, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить мертвых. Но тех, кто выжил, ни смерть родных, ни даже страх собственной погибели не смогли излечить от чумы духовной, порожденной их грехами; поэтому вскоре на погрязший в грехе народ обрушилась новая, еще более тяжкая кара за его преступления... Они согласились с тем, что следует призвать на помощь саксов из-за моря. Как показали дальнейшие события, это зло было послано им Божьим промыслом в наказание за все их нечестивые дела" <1>.

--------------------------------

<1> Беда Достопочтенный. "Церковная история народа англов" // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада: http://www.vostlit.info.

 

Чтобы избежать такого развития событий, необходимо было следовать христианским заповедям так, как это было в Нортумбрии, где под властью короля Эдвина "царил такой мир, что женщина с грудным младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря безо всякого вреда для себя". Продолжая, Беда Достопочтенный писал: "Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них медные кубки для утоления жажды путников. Никто не смел уносить их или использовать не по назначению - не из страха, но из любви к королю" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Во многом сходные идеи пронизывали книгу Эйнхарда "Жизнь Карла Великого". Ее он начал с описания правления Меровингов, указывая, что в этом роду уже давно "не было никакой жизненной силы и ничего замечательного, кроме пустого царского звания" <1>. Иным образом была представлена новая династия Каролингов, прежде всего Карл Великий, который не только укрепил государство франков, но и создал на его основе великую христианскую империю, в которую вошли многие страны Западной и Центральной Европы.

--------------------------------

<1> Эйнхард. Жизнь Карла Великого. М., 2005. С. 55.

 

Эйнхард отмечал, что империю Карла Великого населяли разные народы, у каждого из которых были свои законы и обычаи. Даже в самом франкском государстве право не было единым. Действовали законы салических и рипуарских франков, которые, в свою очередь, "во многих местах весьма различались" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 115.

 

По свидетельству Эйнхарда, Карл Великий, став императором, решил усовершенствовать законы франков: "добавить то, что недоставало, устранить расхождения и исправить плохо или с ошибками изложенное". Кроме того, "он приказал записать и письменно изложить устные законы всех подвластных ему народов" <1>. По сути, была поставлена задача проведения полномасштабной правовой реформы. Но в ее решении Карл Великий не преуспел: ничего из задуманного не исполнил, "если не считать того, что добавил к законам несколько глав, но и они не были завершены" <2>. Такое едва скрываемое негодование, возможно, было вызвано тем, что Эйнхард сам участвовал в подготовке реформы, будучи одним из ближайших сподвижников Карла Великого. Впрочем, Эйнхард дал и вполне понятное объяснение отказа от ее проведения: слишком "сильные различия" <3> существовали между законами и обычаями не только самих франков, но и других народов, населявших империю: саксов и данов, славян, аварцев и других.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> Там же.

<3> Там же. С. 85.

 

В развитии сравнительного правоведения заметное место принадлежит "Хронике" епископа Титмара Мерзебургского, в которой описаны обычаи скандинавских народов до принятия христианства <1>, а также религиозные и правовые нормы славянских племен - поляков и лютичей.

--------------------------------

<1> См.: Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005. С. 12.

 

Как отмечал летописец, в Польше "много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы", потому что "без суровых наказаний нельзя править ко благу правителя" и потому что "в наше время более, чем право и обычаи, господствует свобода грешить" <1>.

--------------------------------

<1> Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 165, 166.

 

Описывая общественное устройство лютичей, он подчеркивал, что ими "не управляет какой-то один правитель" и что решения у них "обсуждаются в общем собрании, после чего все должны дать согласие на проведение его в исполнение" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 103.

 

Существенные особенности отличали и правовое устройство Бургундского королевства. В нем была ослаблена "узда законности", а король, по сути, лишен власти. "Никто, как я слышал, - писал Титмар Мерзебургский, - не правит королевством так, как он; он обладает лишь титулом и короной" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 145.

 

С тревогой он писал и о Киевской Руси, разделенной после смерти святого князя Владимира между его сыновьями: "Я опасаюсь, что последует то, исполнения чего предвещает голос истины; ведь говорит Он: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет" и прочее. Пусть молится все христианство, дабы Бог изменил этот приговор в тех землях" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 163.

 

Первоистоки Русской Земли.

На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены в "Повести временных лет" - первом ее летописном своде.

После потопа, писал летописец Нестор, трое сыновей Ноя - Сим, Хам и Иафет - разделили между собой всю землю. Иафету достались северные и западные страны. От племени Иафета произошли многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты и сербы, поляки и многие племена земли Русской: поляне и древляне, дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и другие <1>.

--------------------------------

<1> См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2003. С. 47, 48.

 

У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Так, поляне имели "обычай отцов своих кроткий и тихий" и были "стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями".

Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов, которые "жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды... И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон" <1>.

--------------------------------

<1> Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 52, 53.

 

Свои законы и обычаи были и у других народов земли. Ссылаясь на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что "каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов" <1>. В подтверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев. Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью не только показать различия половецких и славянских племен, но и подчеркнуть единство христианского мира, "где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру" и имеют "единый закон, поскольку... крестились во Христа и во Христа облеклись" <2>.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> Там же.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.025 с.)