Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоистоки эллинского мира.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Первоистоки Индии. Удивительно мощным потоком идеи сравнительного правоведения льются со страниц великих поэм Индии - "Рамаяны" и "Махабхараты". Жизнь Рамы, героя первой поэмы, начинается с описания правового порядка, утвердившегося в царстве его отца: "Царь Дашаратха. Преданный только правде, Верный трем целям жизни, Он правил в прекрасной Айодхье, Как Индра в Амаравати. В этом лучшем из городов Жили добронравные люди, Щедрые, умные, правдивые, Довольные своею участью. В этом лучшем из городов Не было бедных домохозяев, У которых недоставало имущества, Коров, лошадей или денег. Не было злодеев, воров, нищих, Детей от смешанных браков. Брахманы, победившие чувства, Знатоки вед и искусства дарения, Скромные в своих притязаниях, Всегда соблюдали карму... Кшатрии почитали брахманов, Вайшьи были послушны кшатриям, Шудры, зная свои обязанности, Служили первым трем варнам" <1>. -------------------------------- <1> Рамаяна. Книга первая. Песня шестая.
Порядок в царстве поддерживали восемь министров: "Удачливые, великие духом, Изучившие шастры, решительные, Они всегда добивались цели И делали то, что обещали... Справедливые и в суде, и в дружбе, Они, если требовал закон, Могли наложить наказание Даже на собственного сына. Они исправно собирали налоги, Укрепляли царское войско, Не преследовали даже недругов, Если те не шли на злодеяние. Мужественные и деятельные, Искусные в управлении царством, Они были во всем покровителями Добронравных жителей страны... Имея таких советников, Наделенных всеми достоинствами, Великий царь Дашаратха Справедливо правил землею... Охраняя подданных силой закона" <1>. -------------------------------- <1> Рамаяна. Книга первая. Песня седьмая.
И совершенно иными предстают в "Рамаяне" те государства, в которых не было царской власти. Лишенные милости богов, они были обречены на многие несчастья: "В стране без царя Парджанья, Увенчанный сонмом молний, Гремящий громом, не орошает Небесным дождем землю. В стране без царя земледельцы И горсти зерна не сеют, В стране без царя не почитают Дети - отца, а жены - мужа... В стране без царя нет правды. В стране без царя люди Не встречаются в зале собраний,
Не разбивают сады и парки, Не возводят в радости храмы... В стране без царя богатые Земледельцы и скотоводы Не спят под надежной охраной, Оставив двери открытыми... В стране без царя не видно Купцов со своими товарами: Не будучи в безопасности, Они не ездят из дальних стран. В стране без царя мудрецы, Погруженные в размышление, Не смеют без страха странствовать И ночевать где придется. В стране без царя никто Не чувствует себя защищенным... Как стадо, брошенное пастухом, Страна, в которой нет государя" <1>. -------------------------------- <1> Рамаяна. Книга вторая. Песня шестьдесят седьмая.
Вторая великая поэма Индии - "Махабхарата" <1> - посвящена междоусобной войне между двумя царственными родами и тем бедам, которые она принесла. Основная идея поэмы - необходимость единства государства. Поэтому она содержит подробное описание древних законов, обычаев, искусства правления. -------------------------------- <1> См.: Махабхарата. М., 2006. Т. 1; М., 2007. Т. 2 - 4.
Заметное место в поэме занимало сравнение государств и действовавшего в них права. В частности, отмечалось, что в городе Махишмати женщины пользовались "полной свободой" <1>, тогда как в других царствах они полностью подчинялись мужьям и старшим мужчинам рода. Поэма описывала оседлые и кочевые племена, "не имеющие определенного места жительства" <2>, государства, отвергавшие и допускавшие, как в Магадхе, человеческие жертвоприношения. -------------------------------- <1> Там же. Книга вторая. Глава 28. <2> Там же. Глава 47.
Особо в поэме подчеркивалась цель единения, создания "великодержавного государства". Правители древности ее достигали разными средствами: упразднением налогов, защитой своих подданных, аскетическими подвигами, силой, богатством. Так, Джарасандха, сын Брихадратхи, заслужил титул великодержавного государя благодаря своему богатству и таким качествам, как чувство справедливости, ведение искусной политики <1>. -------------------------------- <1> Там же. Глава 14.
Поэма описывала судьбы разных государств. Там, где законы исполнялись, они пользовались всеми благами жизни, находясь под защитой царей, которые были как "воплощенный закон" <1>.
-------------------------------- <1> Там же. Книга первая. Глава 45.
И напротив, там, где законы нарушались, наступали неисчислимые беды: "С истреблением рода гибнут неизменные рода законы; если ж гибнет закон, то род весь погружается в беззаконье. С воцарением беззаконья Развращаются женщины рода; Когда женщины рода растлились, Наступает всех варн смешенье. Варн смешенье приводит к аду весь тот род и губителей рода, ибо падают в ад их предки без воды и без жертвенных клецек. Так злодеи, рода убийцы и виновники варн смешенья растлевают и каст законы, и законы вечные рода" <1>. -------------------------------- <1> Бхагавадгита, входящая в состав Махабхараты, дается в переводе В.С. Семенцова по изд.: Бхагавадгита. Глава первая. М., 1999.
В "Рамаяне" и "Махабхарате" основной целью сопоставления государств и действовавшего в них права было создание учения о правильном правлении. Эту традицию продолжили многие писатели и ученые Индии. В их числе был Каутилья, советник царя Чандрагупты. Согласно преданию он создал "Артхашастру" - свод наставлений по управлению государством. Свод отразил опыт разных царств Индии. Изучая его, Каутилья сформулировал общие положения, раскрывавшие суть правовых и политических событий. Примечательны следующие строки "Артхашастры": "Дхарма, судебное разбирательство, обычай, царский указ - на этих четырех опорах основывается решение спорного дела. Каждая последующая из них сильнее предыдущей. При этом дхарма основана на истине, судебное разбирательство - на свидетелях, обычай - на общем мнении людей, а указ - это царское распоряжение. Собственная дхарма царя, охраняющего подданных согласно дхарме, приводит его на небо, а того, кто не охраняет или налагает неверное наказание, - напротив, в ад. Ведь только наказание охраняет мир этот и иной, если наложено царем беспристрастно, в соответствии с преступлением, будь преступником сын или враг" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С. 37.
Первоистоки Китая. В Китае традиции сравнительного правоведения берут начало в трудах Конфуция. В поисках Дао - должного пути - философ изучил правопорядок многих древних и современных ему государств. Как отмечал один из его учеников, "когда Учитель прибывал в какое-нибудь государство, он непременно хотел узнать о методах правления" <1>. Но самое большое значение он придавал изучению истории государств, утверждая, что оно дает возможность узнать их судьбу даже через сто поколений <2>. Впрочем, он был сдержан в своих оценках, когда не хватало свидетельств - текстов либо устных советов мудрецов <3>. -------------------------------- <1> Лунь Юй. Глава 1.10 (Книга Лунь Юй "Суждения и беседы" дается в переводе Л.С. Переломова по изд.: Конфуцианское четверокнижие (Сы Шу). М., 2004). <2> Там же. Глава 2.23. <3> Там же. Глава 3.9.
Конфуций выделял общее и особенное в государственном устройстве. Так, он утверждал, что правление в царствах Лу и Вэй - "это правление братьев" <1>, подчеркивая сходство установленного в них правопорядка. Однако чаще он отмечал различия государств, в основном по степени их отступления от Дао - истинного пути, заключавшегося "в высветлении светлой благодати, породнении с народом и остановке на совершенном добре" <2>.
-------------------------------- <1> Там же. Глава 13.7. <2> Да Сюэ (Книга Да Сюэ "Великое учение" дается в переводе А.И. Кобзева по изд.: "Конфуцианское четверокнижие ("Сы Шу"). М., 2004).
Своим исследованиям Конфуций пытался придать практическую направленность. Он утверждал: "Одна реформа в царстве Ци - и оно будет как царство Лу, одна реформа в царстве Лу - и в нем воцарится Дао-Путь" <1>. -------------------------------- <1> Лунь Юй. Глава 6.24.
Более того, он стремился ее осуществить, даже сознавая тщетность своих усилий. Однажды он сказал: "Если бы в Поднебесной царил Дао-Путь, то я не добивался бы вместе с вами перемен" <1>. И, продолжая, с горечью заметил: "Не служить - значит нарушить долг... Благородный муж идет на службу, дабы выполнить свой долг, а о том, что его Дао-Путь неосуществим, он знает заранее" <2>. -------------------------------- <1> Лунь Юй. Глава 18.6. <2> Лунь Юй. Глава 18.7.
Наиболее полно сравнительно-правовые подходы были представлены в трудах "отца" китайской историографии Сыма Цяна. Свое повествование по истории Китая он начал со времени правления первого императора Хуан-ди. Оно стало отправной точкой не только исторического, но и сравнительно-правового исследования. Сыма Цянь сравнивал законы и порядки Поднебесной в разные периоды ее истории, а после раскола сопоставлял правопорядок царств и княжеств, возникших на ее руинах. Он подчеркивал достоинства тех реформ, которые провел Гуан Чжун в княжестве Ци. "Указы для нижестоящих, - повторял историк слова Гуан Чжуна, - подобны источнику воды, они делают сердца людей послушными. Указы должны быть ясными и немногословными, чтобы народу легко было их выполнять. Предоставьте народу то, что он желает, и поскорее избавьте от того, что он отвергает" <1>. -------------------------------- <1> См.: Сыма Цянь. Исторические записки. М., 1996. Т. 7. С. 35.
Иными были реформы Шан Яна, который впервые в истории не только обосновал, но и осуществил идеи тоталитарного государства. "Было приказано так. Народу разделиться семьями на пятерки и десятки, которые должны были заботиться друг о друге, отвечать за поступки соседей... Тот, кто не доносил о преступившем закон, подлежал обезглавливанию. Тот, кто доносил о преступившем закон, награждался наравне с человеком, в бою отсекшем голову противника. Тот, кто прилагал все силы в основных занятиях - земледелии и ратном деле, кто производил больше зерна и шелка, освобождался от трудовых повинностей. Всех, кто извлекал выгоды из занятия второстепенным делом, впавших в нищету... следовало превращать в казенных рабов... Многие циньцы, вначале заявлявшие о непригодности новых законов, приходили и говорили теперь об их правильности; однако вэйский Ян (т.е. Шан Ян) говорил: "Эти люди познали вкус смуты", - и всех их переселял в пограничные города. Теперь уже никто из жителей не осмеливался обсуждать новые законы" <1>.
-------------------------------- <1> Там же. С. 88.
Нередко Сымя Цянь расширял рамки исследования, описывая обычаи иноземных государств и народов. Наиболее подробно он рассказывал о гуннах (по-китайски - сюнну), которые многие столетия тревожили северные границы Поднебесной <1>. -------------------------------- <1> Там же. М., 2003. Т. 2. С. 30, 31.
Сопоставляя законы "цивилизованных" царств Китая и варварских народов, историк нередко высказывался в пользу последних. Примечателен в этом отношении диалог правителя циньской династии Му-Гуна и посланника княжества жунов Ю-Юя: "Му-Гун... спросил: "Срединные государства осуществляют управление на основе стихов и исторических записей, обрядов и музыки, законов и установлений, но, несмотря на это, в них часто происходят беспорядки. Ныне у диких жунов ничего этого нет. Как же у них строится управление? Разве не возникает трудностей?" Ю-Юй со смехом ответил: "Именно в этом причина беспорядков в срединных государствах, ведь с тех пор, как мудрейший Хуан-Ди выработал обряды и музыку, законы и установления, он лично подавал пример их исполнения, почти не прибегая к управлению. Его же потомки день ото дня становились все более высокомерными и развращенными. Они строго надзирали за низшими и наказывали их, опираясь лишь на силу законов и установлений. В результате низшие уставали до крайности и, ратуя за человеколюбие и справедливость, начинали роптать на высших. Так между высшими и низшими возникла взаимная борьба из-за нанесенных обид. Убийства с целью захвата власти и даже уничтожения целых родов - все подобные явления порождены этой причиной. Совсем не так у жунов... Высшие, обладая простотой и добродетелью, применяют их в отношениях с низшими, а низшие, сохраняя искренность и преданность, служат высшим. Управление целым государством подобно управлению собственным телом; когда не думают, с помощью чего оно управляется, то это действительно управление мудрых" <1>. -------------------------------- <1> Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2002. Гл. 110. Т. 8. С. 323 - 353.
В своих оценках Сыма Цянь стремился быть объективным, раскрывая не только суть, но и те способы, посредством которых осуществлялось правление. Так, он отмечал, что новая империя, созданная Цинь Ши-Хуанди, утверждалась на таких началах, как "твердость, решительность и крайняя суровость". В то время "считалось, что только жестокость и угнетение без проявлений человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать порядку пяти добродетельных сил (стихий). И "до крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали" <1>.
-------------------------------- <1> Там же. М., 2003. Т. 2. С. 63.
Описывая империю Цинь Ши-Хуанди, Сыма Цянь создал поразительно точную картину тоталитарной власти, в которой отвергаются все ценности, кроме одной - воли единовластного правителя. О том, какой она была, можно судить по следующим строкам: "Первый советник Ли Сы сказал... ученые все восхваляли древность с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми словами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения; они отрицали все, что было создано государями. Ныне Вы, император - властитель, объединили под своей властью Поднебесную, отделили черное от белого и установили одно почитаемое людьми учение. Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, занимающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить у себя Ши цзин и Шу цзин <1> и сочинения ученых ста школ, должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, подвергнуть публичной казни на площади; всех, кто на примерах древности будет порицать современность, подвергнуть казни вместе с их родом; чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подвергнуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь, пусть берет наставниками чиновников". В повелении императора говорилось: "Быть по сему" <2>. -------------------------------- <1> См.: Ши Цзин ("Книга песен") и Шу Цзин ("Книга истории") - труды, которые согласно традиции приписывались Конфуцию. <2> Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2003. Т. 2. С. 77, 78.
Государство Цин ШиХуан-ди, как убеждал Сыма Цянь, было бесконечно далеко от заветов, составленных первыми правителями Китая <1>. В человеколюбии они были подобны Небу <2>, старались улучшать добродетели народа, "облегчать его жизнь, умножать его богатства, побуждали людей служить полезному и искоренять дурное, стремиться к добродетели и избегать насилия" <3>. Государства, основанные на таких началах правления, были долговечными в отличие от империи Цин ШиХуан-ди, рухнувшей через три года после его смерти. -------------------------------- <1> Впрочем, отметим, что и сам Цин ШиХуан-ди противопоставлял свою империю древним царствам. Так, в надписи, высеченной по его приказу на камне и установленной на горе Чжи-фу, было сказано: "При пяти императорах и трех ваннах древности знания и наставления не были едиными, законы и правила не были ясными; ложно прикрываясь могуществом земных и небесных духов, правители притесняли далекие земли. Суть их дел не отвечала названиям. Ныне властитель-император соединил воедино все земли... проникся истиной и творит добродетельные дела" (Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2003. Т. 2. С. 70). <2> См.: Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2001. Т. 1. С. 136. <3> Там же. С. 108.
Первоистоки Русской Земли. На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены в "Повести временных лет" - первом ее летописном своде. После потопа, писал летописец Нестор, трое сыновей Ноя - Сим, Хам и Иафет - разделили между собой всю землю. Иафету достались северные и западные страны. От племени Иафета произошли многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты и сербы, поляки и многие племена земли Русской: поляне и древляне, дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и другие <1>. -------------------------------- <1> См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2003. С. 47, 48.
У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Так, поляне имели "обычай отцов своих кроткий и тихий" и были "стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями". Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов, которые "жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды... И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон" <1>. -------------------------------- <1> Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 52, 53.
Свои законы и обычаи были и у других народов земли. Ссылаясь на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что "каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов" <1>. В подтверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев. Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью не только показать различия половецких и славянских племен, но и подчеркнуть единство христианского мира, "где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру" и имеют "единый закон, поскольку... крестились во Христа и во Христа облеклись" <2>. -------------------------------- <1> Там же. <2> Там же.
Ибн Халдун (1332 - 1406 гг.). В Новое время историю сравнительного правоведения необходимо продолжить рассказом о замечательном арабском мыслителе и судье Ибн Халдуне. Его родители были выходцами из Андалусии, они бежали во время реконкисты из Испании в Тунис. Ибн Халдун был на службе у многих арабских эмиров - Туниса, Феса, Кордовы, Тлемсена. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного судьи (кади). Основное сочинение Ибн Халдуна - "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". В этой книге, состоявшей из четырех частей, он описал историю, географию, экономику, законы и обычаи не только исламского мира, но и западных и восточных христиан, народов Индостана и Африки. А первой частью большого труда стала "Мукаддима" ("Введение в историю"), в которой он представил свое видение истории развития цивилизаций и эволюции государства и права. Поставленные перед ним задачи Ибн Халдун определил так: "Ученый в этой области (историографии. - В.Л.) должен знать принципы политики, природу вещей и различия между народами, место и время существования форм общественной жизни, характерные особенности, обычаи, секты, школы и все остальное. Далее, он должен обладать всеобъемлющим знанием о современном положении дел в этих вопросах. Он должен сравнивать схожие черты и различия между настоящим и прошлым. Он должен знать причины схожих черт в одних случаях и различия в других. Он должен быть осведомлен о различающихся корнях и началах династий и религиозных групп, а также о причинах и обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и, кроме того, об истории и обстоятельствах жизни тех людей, которые их поддерживали. Его цель - полное знание о причинах каждого явления и познание истоков каждого явления" <1>. -------------------------------- <1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton. 2005. P. 24.
Всемирную историю Ибн Халдун рассматривал в общем контексте развития цивилизаций, которые он различал в зависимости от форм общественной жизни <1>. Основными типами цивилизаций были цивилизации пустынь (в частности, бедуинская) и оседлые цивилизации. И каждому из них были присущи свои формы организации общественного хозяйства и государственного устройства, свои формы правления и законы, поскольку все они "стремились к сохранению цивилизации" <2>. Цивилизации, по мнению Ибн Халдуна, развивались в географических поясах с умеренным климатом. За их пределами - в знойных пустынях Африки и холодных пустынях Севера - цивилизации не было. Там обитали народы, которые не знали ни религии, ни законов и чей образ жизни был подобен жизни зверей <3>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 35. <2> Ibid. P. 40. <3> Ibid. P. 59.
Основные различия между народами определялись тем, как они обеспечивали свое существование <1>. В цивилизации пустынь не было излишеств в одежде, питании, жилищах и в организации общественной жизни. Там действовали только "необходимые обычаи и законы" <2>. Такими были цивилизации не только бедуинов, но и многих других народов - берберов, турков, туркменов, славян, не подвергавших себя "городскому игу" <3>. Эти народы были свободными - свободными от многих ограничений и обязательств. И, что важно, они были свободны от роскоши, порождавшей многие пороки, присущие оседлым народам. Они, продолжал Ибн Халдун, были "ближе к первоначальному естественному состоянию и более далеки от дурных привычек оседлых народов, которые впечатаны в их души по причине множества уродливых и достойных порицания обычаев" <4>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 91. <2> Ibid. P. 92. <3> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 92, 93. <4> Ibid. P. 94.
Благодаря плодам цивилизации "оседлые народы привыкают к ленивой и спокойной жизни. Они утопают в благополучии и роскоши. И доверяют защиту своей собственности и своих жизней правителю, который управляет ими, и стражникам, которым поручено их охранять... Они становятся похожи на женщин и детей, зависимых от хозяина дома. В конечном счете это сказывается на их нравах, вытесняя из них природные задатки" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 94, 95.
Оседлые цивилизации, убеждал Ибн Халдун, обречены на уничтожение, поскольку в них все подвергается разложению, даже религия. А как только религия утрачивает свое значение, приходится вводить "ограничивающие" законы, которые приносят много дурного, так как они уничтожают в людях доблесть <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 96.
Одной из основных причин падения оседлых цивилизаций была утрата чувство единства <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 101.
Чувство единства, по мнению Ибн Халдуна, - это одна из главных отличительных черт народов цивилизаций пустынь. Некоторое время оно сохранялось и после завоевания ими оседлых цивилизаций. "Где бы мы ни наблюдали народ, обладающий чувством единства и завоевавший контроль над многими землями и народами, мы обнаруживаем в нем страстное желание добра и добрых нравов, таких как щедрость, прощение ошибок, терпимость к слабым, гостеприимство к гостям, забота о бедных, терпение в сложных обстоятельствах, преданное исполнение обязательств, отказ от денег во имя сохранения свободы, уважение к религиозному закону и ученым, которые сведущи в нем" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 112.
Но народы пустыни, завоевав оседлые народы, меняют свой образ жизни. Они наслаждаются роскошью, размеренной и спокойной жизнью. Как следствие, чувство единства разрушается. К четвертому поколению оно, как правило, исчезает. А вместе с ним исчезают и те династии, которые когда-то пришли к власти, опираясь на мощное чувство единства своего народа <1>. -------------------------------- <1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 115, 137.
Процесс падения династий мог быть ускорен либо замедлен. Как свидетельствовала история, его ускоряли многие факторы, в частности: объединение в одном государстве разных племен и народов, порочность правителей, несовершенство систем правления и законов, неудачные войны, ошибки в организации и ведении общественного хозяйства. Особое внимание Ибн Халдун обращал на тот факт, что в современных ему исламских государствах многие религиозные законы не соблюдались, а светские законы не соответствовали законам религии и требованиям разума. "Все продиктованное силой, чувством превосходства либо несдерживаемым гневом, является тиранией и несправедливостью и должны порицаться с точки зрения требований как религиозного права, так и политической мудрости" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 154, 155.
Вместе с тем он отмечал, что религиозное право "не осуждает королевскую власть и не запрещает ее осуществление. Оно просто осуждает то зло, которое от нее исходит, например тиранию, несправедливость, стремление к удовольствиям" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 157.
Религиозное право не осуждало и бушевавшие в простых подданных чувства, но стремилось к тому, чтобы эти чувства "служили допустимым целям во благо общественных интересов для того, чтобы человек стал деятельным слугой Бога, добровольно исполняющим божественные повеления" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 161.
Наиболее подробно Ибн Халдун описывал существовавшие системы правления, проводя сравнения между разными исламскими государствами и некоторыми христианскими странами и отмечая присущие им достоинства и недостатки, которые во многом определяли судьбы современных ему и давно исчезнувших династий и цивилизаций <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 158 - 221.
Столь же внимательно он изучал системы управления и ведения общественного хозяйства, анализируя наиболее распространенные ошибки и просчеты, нарушавшие устойчивость цивилизаций. Так, он призывал правительства ограничить свое участие в ведении хозяйственных дел, так как оно препятствовало развитию частных хозяйств и торговых отношений <1>. Столь же пагубными были нападки на собственность людей, поскольку они устраняли стимулы к ее приобретению и приумножению <2>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 237. <2> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 238.
Продолжая, Ибн Халдун писал: "Величайшей несправедливостью, ведущей в наибольшей степени к разрушению цивилизации, было необоснованное возложение повинностей и привлечение подданных к принудительным работам... Но еще большей несправедливостью, которая еще быстрее вела к разрушению цивилизации, было изъятие собственности у народа по цене как можно более низкой и перепродажа народу товаров по наиболее высокой цене посредством принудительных актов купли-продажи" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 241.
Обобщая формы и методы государственного управления, Ибн Халдун выделил две модели: утопического и рационального правления. В свою очередь, рациональное правление разделялось на две разновидности. Первая была сконцентрирована на общем интересе и рассматривала интересы правителя только в контексте организации управления государством. Таким было правление древних персов и первых арабских халифов. Вторая разновидность рациональной политики "сконцентрирована на интересах правителя и на том, как он может поддерживать свое правление посредством силовых методов власти. Общий интерес в этом случае имеет второстепенное значение. Такую политику проводят все правители, как мусульмане, так и неверующие. Однако мусульманские правители осуществляют эту политику согласно требованиям мусульманской религии, конечно, в той мере, в которой они способны на это. Поэтому нормы политического правления предстают здесь как смесь религиозных законов и этических правил, а также норм, которые являются естественными в общественной организации" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 257.
Впрочем, главными, убеждал Ибн Халдун, должны оставаться нормы религиозного права, поскольку оно регулирует поступки всех верующих мусульман "как обязательные, запрещенные, рекомендуемые, не одобряемые либо допустимые" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 344, 345.
Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в. и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом определили его стремление к познанию истинной природы человека, подлинных основ общественного устройства, действительных форм правления. Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе республиканского правительства Флоренции (1489 - 1512 гг.), и в годы опалы, наступившей после возвращения к власти Медичи (1512 - 1527 гг.). Плодом этих изысканий стали такие труды, как "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513 - 1516), "О военном искусстве" (1519 - 1520), "Рассуждение о способах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо" (1520), "Описание событий в городе Лукке" (1520), "Жизнь Каструччо Кастракани" (1520), "История Флоренции" (1520 - 1525). В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнительного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств, существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом. Обращение к истории не было случайным, поскольку "во всех государствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же желания и одни и те же настроения" <1>. Более того, Макиавелли полагал, "что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько же хорошего, сколько и плохого", хотя эта картина и менялась в зависимости от многих обстоятельств <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 94. <2> Там же. С. 137, 138.
Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать их другим. "Ведь долг каждого честного человека - учить других тому доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными к этому" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макьявелли. С. 359, 360.
Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только понять настоящее, но и заглянуть в будущее. "Желающий предвидеть будущее, - писал Макиавелли, - должен обратиться к прошлому, потому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.
Описывая современные ему города-государства Италии - Флоренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и другие, он отмечал, что одной из самых больших бед стало правление порочных властителей, "которые занимались больше грабежом, нежели исправлением своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена раздора" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 377.
Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну "разобщенной" <1>, "раздробленной и бессильной" <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45. <2> Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.
Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению Макиавелли, объединилось все, "что может быть испорчено и что может заразить порчей других": молодежь бездельничала, старики развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны воспрепятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое общество порождало во всех гражданах "жадность... и стремление не к подлинной славе, а к недостойным почестям - источнику всякой ненависти, вражды, раздоров" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 106.
Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедливости его народа: "Римский народ... пока республики не коснулось разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым господином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь собственным постановлениям и должностным лицам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.
По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества требовался "великий переворот, на который могли решиться немногие" <1>. Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя. -------------------------------- <1> Там же. С. 57.
Здесь средства права были бессильны. "Не существует законов и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения законов нужны добрые нравы" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту древнего мира: "По мере распространения испорченности среди граждан издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как, например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже непригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, новые законы не могли поддержать добронравие в людях" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 58.
Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы становились орудием зла. В пример он приводил Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона, и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Такой обычай служил общему благу до тех пор, пока народ был добродетельным. Но как только "нравы испортились, дурным стал и обычай" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 9.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.181 с.) |