Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками



В соответствии с ч. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могу производиться наличными деньгами (ст. 140 ГК РФ) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичной порядке.[4]

Расчетные взаимоотношения в народном хозяйстве осуществляются в безналичной форме путем перечисления средств по счетам, открытым в кредитных организациях.

В расчетах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения.

Расчетными документами при осуществлении указанных форм расчетов является: платежное поручение, аккредитивы, чеки, платежное требование, инкассовое поручение.

К исполнению эти документы применяются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи, как правило, руководителя, главного бухгалтера, т.е. первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной записи в случае, когда руководитель организации ведет учет лично.

При безналичной форме расчетов платежи между участниками текущих обязательств осуществляются путем предоставления в банк платежного требования в зависимости от того, кому принадлежат инициатива погашения долга.

Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном счете денежных средств. Оформление платежного поручения имеет место по таким операциям, как уплата платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, перевод заработной платы отдельных работников на счета Сбербанка, погашение предварительной и последующей оплаты за торгово-материальные ценности (ТМЦ), выполненные работы и оказанные услуги. Срок предоставления платежного поручения в банк – не позднее 10 дней с даты выписки.

Банк принимает платежное поручение к оплате независимо от наличия денежных средств на счетах плательщика. При наличие картотеки № 2 по мере поступления денежных средств допускается частичная оплата платежных поручений. Картотека №2 - картотека в банке в период, когда использовались в безналичных расчетах платежные требования, в которой хранились просроченные оплатой платежные требования. Платежные требования поставщиков до наступления сроков их оплаты хранились в банке в картотеке №1. Если срок оплаты наступил, а на расчетном счете плательщика нет средств, то такие платежные требования передавались в Картотеке №2. При этом платежи с расчетного счета производились в определенной очередности. Тогда банком в качестве расчетного документа дополнительно используется платежный ордер, а на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «частичная оплата». На обратной стороне данного платежного поручения указываются порядковый номер и дата платежного ордера, сумма остатка просроченных платежных требований, заверенные работником банка.

 

Общая схема расчетов платежного поручения:[5]

Рис. 4. Схема расчетов платежными поручениями:

 

1. покупатель (плательщик денежных средств) предоставляет в банк платежное поручение в четырех (или пяти) экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка;

2. банк, обслуживающий покупателя, на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя;

3. банк, обслуживающий покупателя, направляет в банк, обслуживающий продавца, два экземпляра платежного поручения и денежные средства;

4. банк, обслуживающий продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца (получателя денежных средств);

Банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов. Расчеты по аккредитивам менее распространенная форма расчетов и применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставок поставщиками.

Аккредитивная форма расчетов есть условное денежное обязательство, принимаемое банком выполнить поручение плательщика по погашению своего долга перед конкретным поставщиком. Последний должен представить в банк необходимые документы, подтверждающие основания для выполнения данной операции.

Покрытые (депонированные) аккредитивы открываются в банке эмитента за счет средств поставщика или кредита банка на имя конкретного поставщика.

Поэтому аккредитивы не редко называют именными. Они переводятся банком-эмитентом в распоряжение исполнительного банка по месту нахождения поставщика. Исполняющий банк переводит средства аккредитива в полной сумме или частично на счет поставщика при условии выполнения последним обязательств в соответствии с условиями договора с плательщиком. Подтверждением этих обязательств является предоставление поставщиком в исполняющий банк необходимых документов (товарно-транспортная накладная (ТТН) и др.)

Непокрытые (гарантированные) аккредитивы предусматривают списание исполняющим банком, которому банком-эмитентом предоставлено такое право, средства с ведущего у него корреспондентского счета суммы в пределах выставленного аккредитива. Все условия, регулирующие порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву, устанавливаются в соглашении между банками.

Отзывные аккредитивы в основе своей означают возможный отзыв плательщиком, что может быть результатом того, что поставщик не выполняет свои обязательства в согласованные сроки или не в полном объеме. В последнем случае по письменному распоряжению плательщика банк-эмитент производит частичный платеж, а оставшаяся сумма аккредитива подлежит возврату на счет плательщика или направляется на частичное погашение кредита. Во всех таких случаях согласие на проведение подобных операций с аккредитивом со стороны поставщика не требуется. Оно обязательно только при открытии безотказного аккредитива.

Подтвержденный аккредитив предусматривает безотзывного аккредитива исполняющим банком по просьбе банка-эмитента.

Условия применения аккредитивной формы расчетов допускают предварительный акцепт уполномоченным лицом плательщика выставленных счетов поставщика, который исполняет свои обязанности по месту нахождения последнего.

Закрытие аккредитива осуществляется исполняющим банком при наличии одного из следующих условий: по истечении срока действия аккредитива независимо от суммы его наличия; досрочно по заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива, если это оговорено в договоре между ним и плательщиком; по распоряжению плательщика о полном и частичном отзыве аккредитива.

 

Рис. 7. Схема расчетов с помощью документарного аккредитива

 

1. заключение договора о поставке товара;

2. покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие аккредитива;

3. уведомление банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива;

4. уведомление продавца об открытии аккредитива;

5. поставка товара;

6. передача документов;

7. предоставление кредита продавцу;

8. пересылка документов;

9. платеж;

10. передача документов покупателю;

11. акцепт документов;

в случае кредита под аккредитив снятие денег со счета покупателя. Неиспользованные суммы аккредитива по истечении срока их действия или в других случаях направляются на восстановление средств или частичное погашение обязательств на те счета, с которых они были взяты.

Платежное требование – расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашении платежа в данном случае исходит от поставщика. Документ выписывается в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами при реестре направляется в банк покупателя. Последний оставляет у себя отгрузочные документы и помещает в карточку № 1. Платежные требования направляются плательщику для акцепта, т.е. согласия на отплату. При согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры платежных требований подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и возвращает в банк.

Первый экземпляр служит основанием для списания средств с расчетного счета плательщика и после помещается в документы дня банка. Второй – направляется банку, обслуживающему поставщика, третий – вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме и совершении оплаты. Когда конкретная операция по платежу исполняется двумя банками: поставщика и плательщика, платежное требование выписывают в 4-х экземплярах.


Общая схема расчетов по платежным требованиям представлена:[6]

Рис. 4. Схема расчетов платежными поручениями:

 

1. покупатель (плательщик денежных средств) предоставляет в банк платежное поручение в четырех (или пяти) экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка;

2. банк, обслуживающий покупателя, на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя;

3. банк, обслуживающий покупателя, направляет в банк, обслуживающий продавца, два экземпляра платежного поручения и денежные средства;

4. банк, обслуживающий продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца (получателя денежных средств);

банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов. Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.


Рис. 8. Схема расчета документарным инкассо:

 

1- заключение договора о поставке товара; 2-отправка товара; 3 -предоставление документов на инкассо; 4 - поручение на инкассо, т.е. банк продавца пересылает документы банку, обслуживающему покупателя; 5 - уведомление покупателя о получении документов; 6-оплата документов (выставление платежного поручения); 7- передача документов покупателю; 8- занесение денежных средств на счет банка продавца; 9- уведомление банка продавца об операции; 10 - списание денег со счета банка, обслуживающего продавца, и зачисление их на счет последнего; 11- уведомление продавца о зачислении денег на его расчетный счет.

Плательщик вправе отказаться от акцепта предъявленных к нему требований на полную или частичную сумму.

Основания для полного отказа от суммы платежа следующие: продукция, выполненные работы и оказанные услуги реально не были заказаны; имеет место досрочное исполнение предъявленных обязательств без его согласия; сумма предъявленных обязательств рассчитана по ценам, не согласованным с покупателем; документально подтверждена поставка недоброкачественной продукции, что исключает применение ее по прямому назначению и т.п.

Инкассовые поручения – выписывают, как правило, налоговые, если клиент не уплачивает обязательные взносы. По решению налоговых органов, судебных органов на основании инкассового поручения банк списывает средства со счета клиента. Эта форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк поставщик (банк-эмитент) за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), а так же на основании инкассового поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Чек – денежный документ, дающий право банку списать денежные средства со счета чекодателя на счет предъявителя чека.

При расчете чеками в качестве плательщика выступает только банк, в котором чекодатель – лицо, выписавшее чек, имеет средства, позволяющие дать распоряжение банку произвести по его поручению платеж указанной в ней суммы чекодержателю, т.е. кредитору. Обязательными реквизитами чека, придающими ему юридическую силу, являются: наименование в тексте документа слова «чек»; четко обозначенное поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого следует осуществить платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя. Форма чека с приведенными реквизитами утверждается Центральным Банком РФ. При оплате чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов (передаточных данных), но не подписи индоссантов. Тем самым признается, что чековый индоссамент возлагает ответственность за оплату чека на индоссанта. Чековый индоссамент - сделка, удостоверяющая волю чекодателя (индоссанта) передать принадлежащее ему право собственности на чек другому лицу (индоссату).

Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Гарантия платежа (аваль) по чеку в полной и частичной сумме дается любым лицом, кроме плательщика, путем проставления на лицевой стороне чека или на дополнительном листе надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается, что он дан за чекодателя.

Отказ в оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов:

- нотариусом в форме протеста или составления акта;

- указанием на чеке отметки плательщика об отказе оплатить;

- указанием на чеке даты инкассирующего банка и отметке о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

Общая схема расчетов с использованием чеков приведена:[7]

 

Рис. 6. Схема расчетов с помощью чеков

 

1. покупатель предоставляет в обслуживающий его банк заявление на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм (если оно осуществляется) или заявление в двух экземплярах для приобретения чеков, оплата которых гарантирована банком;

2. в банке, обслуживающем покупателя, бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т. е. проставляются наименование банка, номер лицевого счета, название чекодателя и лимит суммы чека;

3. покупателю выдаются чеки и чековая карточка;

4. продавец предъявляет покупателю документы на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

5. покупатель выдает чек продавцу;

6. продавец предъявляет чек в банк, обслуживающий продавца, при реестре чеков;

7. в банке, обслуживающем продавца, зачисляются денежные средства на счет продавца;

8. банк продавца предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя;

9. банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет ранее забронированных сумм;

10. банки выдают клиентам выписки из счетов банка.

1.2 Предназначение счёта 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками”

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщи­ками и подрядчиками осуществляется на счете 60 "Расчеты с поставщи­ками и подрядчиками" Данный счет предназначен для обобщения ин­формации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

· полученные товарно-материальные ценности, принятые выполнен­ные работы и потребленные услуги, включая предоставление электро­энергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцепто­ваны и подлежат оплате через банк;

· товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по кото­рым производятся в порядке плановых платежей;

· товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые рас­четные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

· излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их при­емке;

· полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недобо­рам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи[8].

Подрядные строительные и монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты со своими субпод­рядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценно­сти, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оп­латы предъявленного счета.

1.3 Кредитование счёта 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками”

«Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счёт 60- активно-пассивный, сальдо кредитовое на начало месяца - это задолженность поставщикам по неоплаченным, но акцептованным счетам.

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

За неотфактурованные поставки счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счёт 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учёта денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учёте.

При журнально-ордерной форме, учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.045 с.)