Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Работа с разными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы. Формирование трудового опыта: Конструирование из разных материалов: сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни. Проектирование из разных материалов: новогодняя игрушка из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др.
Примерное планирование уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе
№ урока
| Тема урока ИЗО. Вид творческой работы
| № урока
| Тема урока художественного труда. Вид творческой работы
| I четверть. Уроки 1—8
| РЫБАМ — ВОДА, ПТИЦАМ — ВОЗДУХ, ЧЕЛОВЕКУ — ВСЯ ЗЕМЛЯ
| СТОИТ ДЕРЕВО, ЦВЕТОМ ЗЕЛЕНО: ДОМ УКРАШАЕТ, РЕМЕСЛО ОСНАЩАЕТ, МИР ОСВЕЩАЕТ
|
| Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага)
|
| Искусство составления букета. Составление букета из живых природных форм
|
| Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)
|
| Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты
|
| Мой край родной — моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)
|
| Завершение темы урока 2
|
| Цветущее дерево — символ жизни. Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья, гуашь)
|
| Комплекты бытовой утвари. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца
|
| Пава-краса, птица счастья. Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)
|
| Продолжение темы урока 4
|
| Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра.Изображение мотива коня в технике городецкой росписи (гуашь)
|
| Завершение темы урока 4
|
| Образ мира в городецкой прялке. Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)
|
| Все краски русской осени.Декоративное панно. Ляпачная техника:колорит и вариантыпришивания лоскута
|
| Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 7
| Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:
изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; Среди долины ровныя...; Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Голебен; А. Саврасов. Дубы на берегу; народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; городецкие изделия, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Н. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки)
| II четверть. Уроки 9—16
| НА ДВОРЕ ОСЕНЬ — ПОГОД ВОСЕМЬ
| РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ
|
| Вольный ветер — дыхание земли.Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)
|
| Изящный сувенир. Конструирование по мотивам техники филиграни
|
| Движение — жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 9
|
| Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)
|
| Импровизации из глины. Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор
|
| Родословное древо. Семейный портрет (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 11
|
| Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». (материалы по выбору)
|
| Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка
|
| Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры)
|
| Завершение темы урока 13
|
| Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки)
|
| Творческий проект: «Новогодняя игрушка».Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм
|
| Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки)
|
| Завершение темы урока 15
| Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:
изобразительного искусства: А. Вагин. Над полями да над чистыми. Линогравюра Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маяковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова; Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; В. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги В. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник; народного декоративно-прикладного искусства: И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы. Пластина. Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова, Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.
| III четверть. Уроки 17—25
| ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ; ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ
| ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ
|
| Зимняя прогулка.Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки)
|
| Природные и архитектурные мотивы родного края.Бумага: симметричная вырезанка
|
| Зимняя прогулка.Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь)
|
| Завершение темы урока 17
|
| Вещи старого дома.Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы)
|
| Забавный сувенир.Конструирование: текстиль, шитье, аппликация
|
| Вещь во времени и пространстве.Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)
|
| Завершение темы урока 19
|
| Да, были люди в наше время...Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору)
|
| Подарочный набор.Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование
|
| Да, были люди в наше время...Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 21
|
| Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору)
|
| Деревенская улица. Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги
|
| Потешные листы.Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха
|
| Завершение темы урока 23
|
| Потешные листы.Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)
|
| Радужные узоры.Ткачество на бердышке
|
| Вода — жизнь.Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 25
| Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:
изобразительного искусства: В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. В. Барклай де Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Верещагин. Не замай, дай подойти!; Атака; на большой Смоленской дороге; народного декоративно искусства:лубочные картинки: Сильный богатырь Еруслан Лазаревич; Медведь с козою прохлаждаются; Трапеза благочестивых и нечестивых; Славный рыцарь Петр Златые ключи; Шут Фарнос на свинье; Угощение гостя по старому обычаю; Кот казанский — ум астраханский...; Ай во поле...; Пряди, моя пряха...;
| IV четверть. Уроки 27—34
| ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ!
| |
| Вода — жизнь.Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору)
|
| Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)». Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф
|
| За весной, красой природы, лето красное придет.Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы)
|
| Завершение темы урока 27
|
| Завершение темы урока 28
|
| Звезды Победы. Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами
|
| Этот праздник со слезами на глазах.Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору)
|
| Завершение темы урока 29
|
| Медаль за бой, за труд из одного металла льют.Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали
|
| Народные игрушки из природных материалов.Конструирование: традиционные образы-символы
|
| Резьба по ганчу.Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы
|
| Завершение темы урока 31
|
| Символика ганчевых арабесок.Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель)
|
| На острове Буяне.Конструирование: текстильный коллаж
|
| Круглый год.Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору)
|
| Завершение темы урока 33
| Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:
изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник. Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; Т. Лящук. Вода — жизнь. Плакат; К. Пюсс. Нашим водоемам — чистую воду! Плакат; Г. Серебряков. Мир тебе, наша Земля! Плакат; Н. Чарухин. Пусть всегда будет солнце! Плакат; В. Говорков. Нам нужен водоем! Плакат; В. Каракашев. Миру — мир! Плакат; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе; Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине. Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах; народного декоративно-прикладного искусства:В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника. Усманов. Панно из ганча
|
Требования к уровню подготовки оканчивающих IV класс
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
знать / понимать: • доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона; • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира; • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов; • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах; • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный); • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора; • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими; • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов; • особенности вышивки разных регионов России; • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества; • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн; • виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь: • применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний; • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции; • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций); • соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы); • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный; • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества; • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений; • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна; • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности; • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки; • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; • выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины; • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве; • оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию; • экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; • заниматься самостоятельным творчеством; • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства; • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира; • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
МУЗЫКА 1
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина
|