Семинары/ практические занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинары/ практические занятия



№ раздела Тема практического занятия Количество часов
  Оценка состояния пострадавшего  
Повязки  
Транспортная иммобилизация  
  Техника проведения сердечно-легочной реанимации взрослому человеку  
  Первая помощь при нарушениях дыхания  
  Первая помощь при бессознательных состояниях  
              Способы временной остановки кровотечений  
Мероприятия первой помощи при ранениях  
Мероприятия первой помощи при переломах  
Первая помощь при травмах конечностей  
Транспортная иммобилизация при травмах конечностей  
Первая помощь при травме груди  
Первая помощь при травме головы  
Первая помощь при отравлении  
Первая помощь при травме термических травмах (ожоги, отморожения)  

Виды и формы контроля результатов изучения дисцилины

 

Дисциплина (курс) преподается на 1-ом семестре, завершается зачетом, в форме тестирования. В процессе изучения материала текущий контроль знаний проводится в вие решения ситуационных задач по темам занятий.

Примерный перечень вопросов к тестовому заданию

 

1. Достоверными признаками потери сознания, при сохранении остальных жизненно важных функций являются …

2. Для предагонального состояния умирающего характерно…

3. Под шоком понимают…

4. При травме головы, сопровождающейся сотрясением головного мозга у пострадавшего отмечаются…

5. Истечение крови из ушей и носа при травме головы указывают…

6. Тяжелое состояние при закрытых повреждения головного мозга часто характеризуются следующими проявлениями …

7. Одним из характерных признаков острого заболевания органов брюшной полости (острый живот) является …

8. Характерными признаками инфаркта миокарда являются …

9. Отсутствие сердцебиения у пострадавшего в первые минуты после электротравмы указывает на.

10. Продолжительность клинической смерти составляет

11. Признак «Кошачий зрачок» у пострадавшего указывает на …

12. Опасным для жизни пострадавшего при потере сознания в ближайшее время с момента происшествия (до прибытия медицинских работников) может быть следующее

13. Улучшить проходимость дыхательных путей и предупредить возникновение удушья при потере сознания возможно если пострадавший находится в положении …

14. Комплекс мероприятий первой помощи при потере сознания заключается в следующем …

15. Понятие раны включает …

16. Первоочередным действием в первой помощи при открытых травмах является …

17. Наибольшая кровопотеря происходит при травме …

18. Наибольшей кровопотерей сопровождается травма …

19. Дополнительными мерами, направленными на снижение притока крови к травмированному участку являются …

20. Оказание первой помощи пострадавшему при кровотечении из носа заключается в следующем…

21. Временная остановка кровотечения при ранении шеи производится при помощи следующих средств …

22. Временная остановка кровотечения при ранении мягких тканей головы производится при помощи следующих средств …

23. При оказании первой помощи пострадавшим с ушибами мягких тканей конечностей необходимо …

24. Место наложения жгута для остановки артериального кровотечения при ранении нижней трети плеча находится…

25. Место наложения жгута для остановки артериального кровотечения при травме нижней трети предплечья находится …

26. Наибольшая кровопотеря происходит при закрытом переломе костей …

27. Для остановки венозного кровотечения используется следующая повязка …

28. Характерными признаками закрытых переломов конечностей являются …

29. При переломе бедра проводится иммобилизация…

30. Первоочередным мероприятием оказания первой помощи при открытом переломе костей конечностей является …

31. Первоочередным мероприятием оказания первой помощи при подозрении на закрытый перелом костей конечностей является …

32. При травме груди пострадавшему нужно придать следующее положение тела …

33. При переломах костей таза пострадавший транспортируется…

34. Признаками ожога кожи I степени являются …

35. Характерным признаком термического ожога второй степени является …

36. Для возмещения потери жидкости при ожогах готовится раствор - на 0.5 литра воды, добавляют …

37. Объем жидкости, необходимый для возмещения ее потери в организме при ожогах проводится из расчета …

38. Первая помощь пострадавшему при ожогах пламенем проводится в следующей последовательности …

39. Оказывая первую помощь пострадавшим при термических ожогах нужно первым действием

40. Первая помощь пострадавшему при переохлаждении оказывается в следующей последовательности …

41. Основные принципы оказания первой помощи при пищевых отравлениях следующие…

42. Первая помощь при пищевом отравлении (токсикоинфекции) заключается в следующем …

43. При травме глаза нужно использовать следующую повязку …

44. Повязка на глаз используется для..

45. Окклюзионная повязка используется при...

46. Пращевидные повязки используются для..

47. Крестообразная повязка на голеностопный сустав используется для…

48. Запрещается давать пить пострадавшему в следующих ситуациях…

49. Проведение реанимационных мероприятий необходимо пострадавшим в (при) …

50. При отсутствии пульса на сонной артерии нужно провести …

51. Соотношение вдуваний воздуха (вдохов) и массажных толчков при проведении сердечно-легочной реанимации взрослому человеку одним спасателем равно …

52. Место приложения рук оказывающего помощь при проведении непрямого (закрытого) массажа сердца взрослому человеку находится …

53. О правильности проведения искусственной вентиляции легких пострадавшему можно судить по следующему признаку …

 

Примерный перечень ситуационных задач

Задача № 1

Ситуация: Во время туристического похода по гористой местности молодой человек сорвался со склона и упал на усыпанную различной величины камнями площадку. Высота падения составила 5 метров. Пострадавший: Сидит, опираясь на руки. Стонет. Жалуется на резкую боль в левом бедре, усиливающуюся при малейшем движении. Указывает на сильную слабость, головокружение и тошноту. Не может вспомнить что произошло с ним.

При обследовании: Признаков наружного кровотечения нет. На боковой поверхности средней трети бедра видна обширная гематома. Кожные покровы бледные. Дыхание без особенностей. Пульс на лучевой артерии учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий)

Задача № 2

Ситуация: При взрыве газового баллона пострадал находящийся рядом человек.

Пострадавший: На ногах. Возбужден. Зовет на помощь.

При обследовании: Руки и лицо в крови. Рукова одежды пропитаны кровью. На лице справа в области лба видна сильно кровоточащая резанная рана. Имеются множественные кровоточащие порезы кистей обеих рук и нижней трети правого предплечья.

Кожные покровы бледные. Дыхание частое (одышка) Пульс на лучевой артерии учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий)..

 

Задача № 3

Ситуация: Во время занятий физической культурой на улице на одного из студентов упал фрагмент дерева.

Пострадавший: Сидитна земле. Держится за бок. Жалуется на болезненные ощущения в левом боку, головокружение и сильную слабость.

При обследовании: На боковой поверхности живота, в области 10-12 ребер слева припухлость кожи с кровоподтеком. Кожные покровы бледные. Дыхание частое, поверхностное (одышка). Пульс на лучевой артерии учащенный (110 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

Задача № 4

Ситуация: В фойе учебного корпуса группой студентов был обнаружен, лежащий на полу молодой человек.

Пострадавший: Лежит на спине. Глаза закрыты. На оклики не реагирует.

При обследовании: Сознания нет. Дыхание отсутствует. Пульс на сонной артерии определяется. Кожные покровы синюшные. Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

Задача № 5

Ситуация: Во время пробежки один студент запнулся о лежащую на земле металлическую конструкцию и упал.

Пострадавший: Пытается подняться на ноги. Не может опереться на правую ногу. Жалуется на резкую боль, локализованную в области середины правого бедра.

При обследовании: Брюки с права порваны и обильно пропитаны кровью. В области середины бедра обильно кровоточащая рана с торчащим фрагментом кости. Кожные покровы бледные. Дыхание частое. Пульс на лучевой артерии – учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

Задача № 6

Ситуация: В зеленой зоне спортивного комплекса была обнаружен молодой человек.

Пострадавший: Сидит, привалившись к бетонной конструкции. Глаза закрыты. На оклики не реагирует.

При обследовании: Внешних повреждений нет.

Пульс на сонной артерии не обнаруживается. Дыхание не определяется. Определяется признак «кошачий зрачок».

Необходимо:

1) оценить состояние пострадавшего;

2) оказать адекватную первую помощь.

 

Задача № 7

Ситуация: Летом, в спортивном зале, во время занятий физической культурой студентка почувствовала себя.

Пострадавший: Заторможена. Жалуется на сильную головную боль, тошноту.

При обследовании: Кожные покровы красные, влажные, горячие на ощупь. Дыхание частое, поверхностное (одышка). Пульс учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид поражения и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

 

Задача № 8

Ситуация: При возгорании одного из корпусов в летнем оздоровительном лагере пострадал воспитатель.

Пострадавший: В сознании. Контактен. Открытые участки тела и одежда в саже.

При обследовании: На лице, шее, верхней части груди и обеих кистях имеются покраснения и множественные пузыри белесоватого цвета. Голос хриплый. При разговоре возникает кашель. Пульс на лучевой артерии учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

 

Задача № 9

Ситуация: Во время проведения спортивных мероприятий, один из студентов сорвался с брусьев.

Пострадавший: Лежит на спине на полу. Неподвижен. В сознании. Жалуется на резкую боль в спине (в грудном отделе позвоночника). Не может встать, не чувствует ног.

При обследовании: Видимых повреждений нет. Пульс на лучевой артерии учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий)

 

Задача № 10

Ситуация: Во время наладки электрооборудования, в присутствии учащихся с электриком произошел несчастный случай.

Пострадавший: Лежит на животе рябом с работающим оборудованием. Неподвижен. На оклики не реагирует.

При обследовании: Видимых повреждений нет. Сознания нет. Дыхания нет. Пульс на сонной артерии отсутствует.

Необходимо:

1) определить вид травмы и оценить степень тяжести состояния пострадавшего;

2) оказать первую помощь пострадавшему (обозначить перечень и последовательность мероприятий).

 

Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

17. Абызова Т.В., Черкасов В.А., Латышев М.Л., Файнбург Г.З., Корюкина И.П. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Учебно-методическое пособие. Перм. Гос.техн. ун-т.- Пермь, 2005

18. Агапова В.К. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. – М.: Всерос. центр медицины катастроф «Защита», 1995.

19. Экология и безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: Юнити, 2000.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

20. Аксельрод А.Ю. Скорее скорой. – М.: Медицина, 1990.

21. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. зам. министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Г.Н. Кириллова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.

22. Боженков Ю.Г., Степанков Ю.П., Ткаченко Т.В., Говорова Н.В. Неотложная медицинская помощь – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001.

23. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Оказание экстренной помощи до прибытия врача. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.

24. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. – М.: Медицина, 1994.

25. Величенко В.М. Первая доврачебная помощь. – М.: Медицина, 1989.

26. Дублицкий А.Е. Медицина катастроф. – Киев: Здоровье, 1993.

27. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.

28. Краснов А.Ф., Аршин В.М., Цейтлин М.Д. Справочник по травмотологии. – М.: Медицина, 1984.

29. Леонова Н.М., Пиковский В.Ю., Халиуллин А.И. Травматический шок. Московский гос..-М.: Медико-стоматологический университет, 2004.

30. Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. – СПб.: АОЗТ «Герион», 1995.

31. Минеджан Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. – М.: Техноэкос, 1991.

32. Рябочкин В.М., Назаренко Г.И. Медицина катастроф. – М.: ИНИ-Лтд, 1996.

33. Салесев Р.П., Семин Ю.М. Анатомия человека. Учебник для учащихся медицинских училищ. – М.: Медицина, 1990.

34. Сафар П., Бичер Н.Дж. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. – М.: Медицина, 1997.

35. Ткаченко С.С. Оказание доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата. – Л.: Медицина, 1984.

36. Цыбуляк Г.Н. Лечение тяжелых и сочетанных повреждений. Руководство для врачей. С-Петербург, 1995 г.

5.3. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

5.4. Методические указания студенту

 

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. Методические указания должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не подменять учебную литературу.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.094 с.)