Модуль 3. Методы контроля и мониторинга опасных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Методы контроля и мониторинга опасных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций



Раздел 1. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Лекц. – 2ч; сем. – 2ч; с/р – 1ч; акт.з. – 3ч.

1.1.Цели и методы мониторинга опасных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

1.2.Задачи и состав системы средств выявления РХБ обстановки.

1.3.Организация, принципы и порядок оповещения населения в ЧС, действий по сигналу «Внимание всем!», проведения эвакуации.

Раздел 2. Методики выявления и оценки радиационной, химической, биологической, пожарной, инженерной обстановки в зонах ЧС. Решение ситуационных задач.

Лекц. – 2ч; практ.зан. – 2ч; с/р – 2ч; акт.з. – 3ч.

2.1.Методы регистрации ионизирующих излучений.

2.2.Типы дозиметрических приборов и требования к ним.

2.3.Исходные данные, методика и порядок выявления радиационной обстановки.

2.4.Оценка размеров зон загрязнения при выбросах радиоактивных веществ.

2.5.Оценка обстановки при аварии на АЭС. Режимы радиационной защиты для различных групп населения.

2.6.Расчёт режима радиационной защиты для персонала предприятия.

2.7.Решение типовых задач по оценке радиационной обстановки в районе проведения работ.

2.8.Краткая характеристика методов индикации опасных химических веществ; номенклатура средств выявления химической обстановки.

2.9.Оценка размеров зон заражения при авариях с выбросами СДЯВ.

Раздел 3. Назначение, устройство, принципы действия и порядок работы с приборами РХБ разведки и контроля.

Лекц. – 1ч; практ.зан. – 2ч; с/р – 2ч; акт.з. – 3ч.

3.1.Общая характеристика приборов РХБ разведки и контроля.

3.2.Назначение, устройство, принципы регистрации, отображения и обработки полученной информации в современных приборах российского производства.

3.3.Проведение фактических измерений с помощью приборов РХБ.

Модуль 4. Мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Индивидуальные и коллективные средства защиты

Раздел 1. Определение параметров фактической устойчивости объектов экономики, технических систем и технологических процессов в чрезвычайных ситуациях.

Лекц. – 2ч; с/р -1ч; акт.з. 1ч.

1.1.Определение требований к устойчивости объектов экономики. Пути, способы и мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики.

1.2.Мероприятия защиты населения и территорий в ЧС. Подготовка населения по ГО и ЧС. Предоставление населению убежищ и СИЗ. Жизнеобеспечение населения и поддержание порядка. Проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ.

1.3.Организация ГО и ЧС на объекте. Нештатные аварийно-спасательные формирования. Инженерная защита.

1.4.Оповещение и эвакуация населения.

Раздел 2. Средства индивидуальной защиты.

Лекц. – 1ч; практ.зан. – 2ч; с/р – 1ч; акт.з. – 3ч.

2.1.Фильтрующие средства защиты органов дыхания.

2.2.Изолирующие средства защиты органов дыхания.

2.3.Система средств защиты кожи.

2.4.Порядок использования средств индивидуальной защиты в ЧС.

Раздел 3. Средства коллективной защиты.

Лекц. – 2ч; сем. – 2ч; с/р – 1ч; акт.з. – 3ч.

3.1.Защитные сооружения гражданской обороны: убежища, противорадиационные укрытия, их устройство и назначение.

3.2.Порядок укрытия населения в защитных сооружениях в зонах ЧС.

3.3.Специальная обработка: технология специальной обработки, технические средства специальной обработки.

3.4.Полная и частичная санитарная обработка. Технические средства полной санитарной обработки.

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы

В методическое обеспечение аудиторной работы включены электронные копии разделов учебного пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; копии методических разработок, подготовленных преподавателями кафедры (в соответствии с изучаемой тематикой); методические рекомендации преподавателю.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателей разрабатываются и оформляются в виде рабочих приложений к программе учебной дисциплины. Они должны учитывать: специфику работы факультетов (направления, профили, специальности); учебные программы и курсы, читаемые на данном конкретном факультете; материальную, лабораторную и техническую базу факультетов.

В методических рекомендациях указываются: средства и методы обучения, формы учебной деятельности и её особенности для изучаемой дисциплины, наиболее эффективные пути познавательной деятельности обучаемых и деятельности преподавателей для достижения целей обучения.

Мультимедийные компакт-диски, программные продукты (обучающие и контролирующие компьютерные программы) играют важную роль в учебном процессе как на этапах подготовки к семинарам и практическим занятиям, так и в ходе их проведения и при выполнении контрольных работ.

Правовые аспекты обеспечения безопасности, практически во всех сферах жизнедеятельности, изучаются с помощью поисковых информационных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс».

Программа комплексного контрольного тестирования «Зачёт» является эффективным инструментом и при изучении вопросов курса (режим «Обучение»), и при проведении зачётного занятия (режим «Контроль»).

Существенное значение имеет использование в ходе занятий со студентами обучающих видеофильмов и обучающих и контролирующих компьютерных программ. Наличие большого количества (более 100 наименований) и широкого спектра тематических видеофильмов позволяет использовать их при изучении практически любого раздела дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ

1. Чрезвычайные ситуации.

2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

3. Оценка радиационной обстановки.

4. Оценка химической обстановки.

5. Программа «Аварийно-химически опасные вещества».

6. Террористические угрозы.

7. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

8. Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

9. Основные вопросы курса «Безопасность жизнедеятельности» (15 часов видеолекций, интерактивный режим, контроль знаний).

10. Программа комплексного тестирования «Зачёт».

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

В состав методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся входят:

· рекомендуемая учебная литература и документы по тематике разделов всех модулей;

· контрольные вопросы и задания для организации текущей самостоятельной работы студентов по всем учебным разделам;

· примерная тематика рефератов по всем разделам программы;

· методические указания слушателям по оформлению рефератов;

· рекомендации по использованию информационных технологий.

Примерная тематика рефератов

1. Сравнительный анализ социально-экономических ущербов и рисков, связанных с ЧС природного характера.

2. Исследование тенденций в развитии, масштабах и интенсивности проявления различных источников ЧС природного характера.

3. Модели и методы оценки обстановки и основных показателей опасности для населения в различных ЧС природного характера.

4. Сравнительная оценка эффективности мероприятий по мониторингу, прогнозированию и предупреждению ЧС природного характера.

5. Исследование эффективности различных мероприятий по защите населения и территорий в ЧС природного характера и ликвидации их последствий.

6. Принципы организации, особенности, способы и приёмы оказания медицинской помощи и жизнеобеспечения пострадавшим в ЧС природного характера.

7. Приборы дозиметрического контроля.

8. Действие ионизирующих излучений на организм человека.

9. Методы индикации аварийно-химически опасных веществ.

10. Инженерная защита населения в ЧС.

11. Медицинская защита населения в ЧС.

12. Классификация ЧС.

13. Дозиметрический контроль при ЧС на радиационно опасном объекте.

14. Химический контроль при ЧС на химически опасном объекте.

15. Основы организации Гражданской обороны.

16. Источники и уровни опасностей природного характера.

17. Правила поведения населения в ЧС.

18. Индивидуальные средства защиты в условиях ЧС.

19. Структура ущерба при ЧС.

20. Экологические ЧС глобального характера.

21. Биолого-социальные ЧС.

22. Характеристика ЧС природного характера.

23. Характеристика ЧС техногенного характера.

24. Экологические ЧС Северо-Западного региона.

25. Управление рисками в ЧС.

26. Экономические ущербы от ЧС природного характера.

27. Экономические ущербы от ЧС техногенного характера.

28. Обеспечение безопасности в социальной сфере.

Методические указания студентам по оформлению рефератов

Рефераты оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать:

· знакомство автора с основной литературой по теме реферата;

· умение выделить проблему и определить методы её решения;

· умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.

Реферат должен иметь следующую структуру:

титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.

Плагиат в реферате недопустим. Текст контролируется на наличие совпадений с внешними источниками.

Титульный лист реферата должен содержать:

название факультета; направление подготовки студента (название курса, читаемого преподавателем); название темы реферата; должность, фамилию, имя, отчество автора; должность, учёные степень и звание, фамилию, имя, отчество преподавателя; месяц и год выполнения реферата.

Оглавление реферата представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков глав, параграфов работы с указанием страниц, на которых соответствующие параграфы начинаются.

Предварительно тему реферата студент должен согласовать с преподавателем. В одной группе обучающихся рефераты с одинаковыми темами не допускаются.

Рекомендации по использованию информационных технологий

Изучение вопросов учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» сопряжено с широким и интенсивным использованием информационных технологий. Наиболее эффективными из них при подготовке обучающимися рефератов, творческих учебно-исследовательских и информационно-поисковых работ являются технологии сети Internet. Internet-ресурсы могут использоваться и при дистанционном обучении по отдельным темам курса.

Программные продукты (в частности, обучающие и контролирующие компьютерные программы) могут с успехом применяться в учебном процессе на этапах подготовки к семинарам и практическим занятиям.

При наличии возможности, с разрешения преподавателя, материалы занятий, а также данная программа могут быть получены обучающимися в электронном виде или выведены на печать.

Активные методы обучения: примерная тематика учебно-исследовательских и информационно-поисковых работ

1. Разработка моделей: структуры, состава и динамики функционирования объектов безопасности.

2. Разработка моделей: структуры, состава и динамики формирования поражающих факторов различных источников ЧС.

3. Исследование процессов и причин устойчивого роста ущербов и рисков, связанными с природными ЧС в мире и в России.

4. Исследование процессов и причин устойчивого роста ущербов и рисков, связанными с техногенными ЧС в мире и в России.

5. Исследование процессов и причин устойчивого роста ущербов и рисков, связанными с биолого-социальными ЧС в мире и в России.

6. Исследование процессов и причин устойчивого роста ущербов и рисков, связанными с социально-политическими ЧС (террористическими угрозами) в мире и в России.

7. Исследование процессов и причин устойчивого роста ущербов и рисков, связанными с экологическими ЧС в мире и в России.

8. Сравнительный анализ и прогноз социально-экономических последствий негативного влияния ЧС в мире и в России.

9. Исследование гуманитарных, философских и мировоззренческих аспектов обеспечения социальной безопасности.

10. Медико-биологические факторы в проблеме безопасного взаимодействия человека со средой обитания.

11. Обеспечение информационной безопасности как важнейший вопрос обеспечения устойчивого и прогрессивного развития личности, общества, государства.

12. Анализ основных принципов, направлений, методов снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного характера.

13. Анализ основных принципов, направлений, методов снижения рисков и смягчения последствий ЧС техногенного характера.

14. Анализ основных принципов, направлений, методов снижения рисков и смягчения последствий ЧС биолого-социального характера.

15. Анализ основных принципов, направлений, методов снижения рисков и смягчения последствий ЧС экологического характера.

16. Анализ основных принципов, направлений, методов снижения рисков и смягчения последствий террористических угроз и терактов.

17. Разработка проблем жизнеобеспечения населения в ЧС различного характера.

18. Исследование наиболее значимых факторов риска для студенческой социальной и возрастной группы в условиях крупных мегаполисов.

Традиционным и естественным продолжением реализации активных методов обучения является подготовка и публикация студентами тезисов, статей, сообщений; участие в разработке проблематики студенческого научного общества; выступления обучаемых на межвузовских семинарах, конференциях с докладами и сообщениями; целевой поиск и анализ информации в сети Internet и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.049 с.)