за компьютерные правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

за компьютерные правонарушения



Рассмотренные характеристики противоправных деяний, особенности компьютерной информации как объекта юридической защиты и обеспечение безопасности компьютерной информации определяют специфические особенности гражданской и уголовной ответственности за незаконное приобретение и использование компьютерной информации, доказывания противоправных действий, а также выявления, раскрытия, расследования и предупреждения фактов преступного манипулирования программным продуктом и т. д.

В настоящее время уголовно-правовая защита компьютерной информации вызывает затруднения в силу следующих причин:

1) недостаточной проработки действующего законодательства, следственной и судебной практики привлечения к уголовной ответственности за компьютерные преступления;

2) трудностей в доказывании и судебных исследований, связанных с использованием нетрадиционных носителей информации, недостаточная изученность и практика этого объекта права;

3) неоднозначности, недостаточной теоретической и практической проработки технико-криминалистических, тактических и методических приемов, методов и средств раскрытия и расследования подобного рода преступлений;

4) сложностей организационного характера, состоящих в недостаточной развитости системы локальных сетей, нехватки квалифицированных специалистов по использованию таких средств для целей расследования при относительном насыщении аппаратными и техническими средствами правоохранительных органов;

5) недостаточности правового базиса для практической деятельности по обеспечению требуемой степени безопасности информации с помощью технических способов и средства защиты компьютерной информации, а также определяющего правила владения, пользования и распоряжения информацией.

Правовая защита компьютерной информации от различных правонарушений, предполагает как уголовно-правовые, так и дисциплинарные, гражданско-правовые, административные способы предотвращения нарушений режима сохранности конфиденциальной информации. Такая защита предупреждает даже незначительные попытки неправомерного воздействия на информацию, которые зачастую являются действиями по подготовке более опасных преступлений. Для этого в правоохранительных органах имеются специалисты-программисты высокого класса, способные своевременно диагностировать факты криминального проникновения в компьютерные системы, проводить экспертные исследования, обладающие высокой информационной культурой, способствующие внедрению в практику новых информационных технологий.

В настоящее время, в действующем уголовном законодательстве имеется глава, регулирующая отношения в области защиты компьютерной информации, таблица 12.2. Ее нормы обеспечивают защиту как собственника, так и владельца компьютерной информации по аналогии с движимым и недвижимым имуществом.

 

Таблица 12.2.

Содержание Уголовного кодекса РФ по вопросам ответственности

в области обеспечения компьютерной безопасности

 

Преступления в сфере компьютерной информации
Статья 272 Неправомерный доступ к компьютерной информации, т.е. информации на Машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети: штраф от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. 2. То же деяние совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети: штраф от 500 до 800 МРОТ или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо исправительными работами от 1 года до 2 лет, либо арестом от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 5 лет.
Статья 273     Статья 274 1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации, либо копированию информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинописных носителей с такими программами,: лишение свободы до 3 лет со штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного от 2 до 5 месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия: лишение свободы от 3 до 7 лет   1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом имеющим доступ к ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшие уничтожение или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред: лишение права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельность на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы до 2 лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия: лишение свободы до 4 лет

В западных странах сложилось достаточно устойчивое законодательство, определяющее строгую ответственность за нарушение правовых норм в области компьютерной информации. В нем устанавливается суровая, даже по западным меркам, ответственность за данный вид правонарушений исходя из возможной высокой степени ущерба от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Например, американским законодательством предусматриваются тюремное заключение и штраф в несколько сот тысяч долларов за внедрение "компьютерных вирусов", французским - за неправомерное использование персональных данных и т. д.

 

12.5. Административная ответственность в сфере обеспечения информационной безопасности

 

Решение задачи комплексного обеспечения информационной безопасности включает организационные мероприятия, которые можно рассмотреть в рамках административно−правового регулирования деятельности специалистов и должностных лиц системы защиты информации. Содержание таких мероприятий отражено в нормах административного права, основой которого является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 195-фз от 30 декабря 2001 г.).

Административное право (англ. administrative law) – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно–распорядительной деятельности государственного управления.

Административное правонарушение (проступок) − противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Умышленное административное правонарушение − деяние, совершенное лицом, сознающим противоправный характер своего действия (бездействия), предвидевшим его вредные последствия и желающим наступление таких последствий или сознательно их допустившим либо относящееся к ним безразлично.

Неумышленное, совершенное по неосторожности, административное правонарушение признается в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Виды административных правонарушений в области ИБ

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан:

нарушение тайны голосования;

нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;

непредставление избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов;

распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность путем опубликования либо иным способом ложных сведений в целях влияния на исход выборов;

непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов в органы государственной и в органы местного самоуправления агитационных печатных материалов, не содержащих информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск, т.е. изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;

умышленное уничтожение, повреждение портретов кандидатов в депутаты или на выборную должность, плакатов с их биографиями, иных агитационных печатных материалов, вывешенных на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственника или иного владельца этих объектов;

нарушение порядка представления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума;

непредставление кандидатом, лицом, избранным депутатом или на выборную должность, избирательным объединением или не опубликование сведений и отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение выборов (референдума);

непредставление либо не опубликование, а также нарушение срока опубликования председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления гражданину РФ или иностранному (международному) наблюдателю сведений об итогах голосования, или результатах выборов, обязательных для предоставления в соответствии с действующим законодательством;

изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней;

не предоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

отказ в предоставлении гражданам информации, представляющих собранные в установленном порядке документы, материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

2. Административные правонарушения в области охраны собственности:

нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, включающее:1) ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах либо не экземплярах произведений или фонограмм указаны ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода; 2) незаконное использование изобретения полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству;

уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд страны;

утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда страны;

нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах.

3. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности:

нарушение законодательства о рекламе;

продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;

нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;

незаконное использование товарного знака;

нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, включающее: 1) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам заинтересованным в получении информации; 3) непредставление, или несвоевременное представление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях предусмотренных законом.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования:

скрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, о источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

невыполнение правил ведения судовых документов, внесение в судовые документы неверных записей, внесение искаженных сведений

5. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов ценных бумаг:

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

нарушение сроков представления налоговой декларации;

непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе: 1) непредставление в установленный законодательством срок либо отказ в от представления в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно и представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением предусмотренных законодательством случаев; 2) непредставление должностным лицом в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для налогового контроля, или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде;

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, а равно сроков и порядка хранения документов;

уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании спирта, либо включение в одну из таких деклараций заведомо ложных сведений;

нарушение требований законодательства о предоставлении и раскрытии информации на рынке ценных бумаг, в том числе: 1) непредставление субъектом предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации; 2) нарушение субъектом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

использование служебной информации на рынке ценных бумаг или передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам;

нарушение правил ведения реестра ценных бумаг, в том числе незаконный отказ или уклонение от ведения записей в систему ведения реестра, внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений;

уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг информации и документов, составляющих систему ведения реестра;

публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства

6. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил):

недекларированное либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств включающее заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, либо других сведений, необходимых для деятельности таможенных органов;

неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы;

нарушение сроков представления таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;

непредставление в таможенные органы отчетности и несоблюдение порядка ведения учета, предоставление недостоверной отчетности.

7. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти:

­- несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы;

непредставление информации для составления списка присяжных заседателей, представление заведомо неверной информации;

заведомо ложные показания свидетелей, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве об административном правонарушении;

разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких

8. Административные правонарушения против порядка управления:

непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), предусмотренных законом, в государственный орган (должностному лицу), необходимой им для законной деятельности, или представлении таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;

непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий, либо представление заведомо недостоверных сведений;

нарушение роков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков, водных объектов, или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;

нарушение законодательства о наименовании географических объектов;

нарушение порядка изготовления, хранения или уничтожения бланков, печатей, либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации;

представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство;

нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

9. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:

нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации, учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной деятельности и не предусмотренных установленными перечнями;

10. Административные правонарушения в области воинского учета:

непредставление руководителем или другим должностным лицом организации или органа местного самоуправления, ответственными за военно–учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган воиского учета, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;

неоповещение граждан о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;

несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянного проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

несообщение в установленный срок сведений о гражданах, стоящих либо обязанных состоять на воинском учете;

не сообщение должностными лицами врачебно-трудовых экспертных комиссий, на которых возложена обязанность сообщать в военные комиссариаты сведения обо всех военнообязанных и призывниках;

нарушение военнообязанными и призывниками правил воинского учета сведений об изменении адреса, места жительства, образования, места работы и должности;

11. Административные правонарушения, в области связи и информации:

самовольное установление или эксплуатация узла проводного вещания;

самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования;

самовольное проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии) если последнее обязательно;

нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации, или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение их правил эксплуатации, несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения;

нарушение правил охраны линий или сооружений связи, несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд управления, обороны, безопасности, охраны;

использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи;

несоблюдение установленных правил, норм регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи;

изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех;

самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи;

изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей;

нарушение установленных законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);

нарушение правил защиты информации в том числе: 1) нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну); 2) использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну); 3) нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или), оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну; 4) использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну;

незаконная деятельность в области защиты информации, включающая: 1) занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения(лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законодательством обязательно (обязательна); 2) занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты такой информации, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну без лицензии;

разглашение информации с разграниченным доступом, определяемым федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей;

злоупотребление свободой массовой информации, включающее изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации, на законном основании, либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

нарушение правил распространения обязательных сообщений;

воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрогамм путем создания искусственных помех;

нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представления недостоверной статистической информации;

нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации;

нарушение порядка объявления выходных данных, заключающегося в выпуске (изготовлении) или распространении продукции средств массовой информации без указания в установленном порядке таких данных, неполных или заведомо ложных выходных данных;

нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов, договоров, порядка хранения материалов теле, радиопередач;

повреждение телефонов автоматов.

12. Административные правонарушения в области защиты сведений, составляющих государственную тайну:

- принятие решения должностным лицом о засекречивании или внесении в составляющие государственную тайну сведений, не подлежащих засекречиванию согласно действующему законодательству в области государственной тайны;

- уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по рассекречиванию сведений, отнесенных к государственной тайне в соответствии с порядком рассекречивания, определяемым действующим законодательством;

- отказ должностных лиц в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации;

- незаконное ограничение доступа к информации руководителями, другими служащими органов государственной власти и организаций.

Наступление административной ответственности за правонарушения, предусмотренные действующим административным законодательством, происходит, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Административное взыскание − мера ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам поведения в обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных взысканий, за совершение административных правонарушений: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты и др.); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Для военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел предусмотрена ответственность за административные правонарушения, определяемая дисциплинарным уставам. К ним не могут быть применены штраф, исправительные работы и административный арест.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено на судей, органы, должностные лица, уполномоченные на ведение таких дел. В рассматриваемой сфере к таким органам относятся: судьи (мировые судьи); органы внутренних дел; органы государственного надзора за связью и информацией; органы контроля за обеспечением защиты государственной тайны; органы государственного контроля в области обращения и защиты информации; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителя; органы стандартизации, метрологии, сертификации; органы государственного статистического контроля и др.

12.6. Проведение административного расследования по фактам правонарушений в сфере обеспечения информационной безопасности

 

Важное место в организации деятельности государственного органа управления, ведомств, организаций, предприятий, обрабатывающих информацию, составляющую государственную или служебную тайну, принадлежит процессу проведения служебного расследования и определения ответственности за разглашение сведений, утрату документов (изделий). В случае выявления такого факта или события, организуются и проводятся соответствующие мероприятия, составляющие ряд этапов.

Этап 1. В случае разглашения секретных, совершенно секретных или особой важности сведений, а также утраты (хищения) документов (изделий), содержащих такие сведения, руководитель организации (учреждения, подразделения, предприятия) немедленно докладывает по команде вышестоящему руководителю и одновременно с этим сообщается в соответствующий орган безопасности.

Этап 2. Принятие уполномоченным должностным лицом решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которое проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Этап 3. Совместно с представителями органа безопасности руководитель принимает меры к розыску утраченных документов (изделий). Руководители учреждений обязаны также немедленно докладывать о всех случаях утраты секретных документов (изделий) при пожарах, стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и др.

Этап 4. Для проведения расследования и выяснения обстоятельств разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) конфиденциальных документов создается комиссия из компетентных, не заинтересованных в исходе дела лиц в составе не менее трех человек, состав которой объявляется приказом по организации. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом не срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Этап 5. По окончании работы комиссия должна предоставить руководителю учреждения следующие документы:

- заключение о результатах расследования, в котором излагаются обстоятельства разглашения сведений (утраты документа или изделия); данные о причинах и условиях, повлекших разглашение (утрату); принятые меры по розыску документа; оценка значимости последствий случившегося; выводы и предложения;

- подробные письменные объяснения виновных и других лиц, имеющих отношение к разглашенным сведениям или утраченному документу;

- заключение о степени секретности утраченного (похищенного) документа, разглашенных сведений, которое выносится комиссией и утверждается руководителем учреждения;

- заключение о степени секретности утраченного (похищенного) документа, разглашенных сведений, содержащихся в документе, поступившем из вышестоящей организации, которое выносится комиссией этой организации.

Этап 6. Доклад всем должностным лицам, которым было представлено первоначальное донесение, о результатах розыска и проведенного расследования обстоятельств утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий) и разглашения секретных, совершенно секретных и особой важности сведений, а также о принятых мерах.

Работа комиссии по розыску утраченного документа может быть прекращена только после того, как: 1) будут исчерпаны все меры розыска; 2) внесена ясность в обстоятельства утраты; 3) установлены виновные лица; 4) вынесено мотивированное заключение о прекращении розыска и списании утраченного документа. Указанное заключение подписывается руководителем учреждения и вместе с докладом о результатах розыска и принятых мерах высылается на рассмотрение и утверждение в вышестоящую организацию.

Руководители учреждений обязаны также немедленно докладывать о всех случаях утраты секретных документов (изделий) при пожарах, стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и др.

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, утрату документов, содержащих такие сведения или изделий, а также за разглашение военных сведений, не составляющих государственную тайну, но не подлежащих оглашению, виновные лица подлежат ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством.

За разглашение секретных сведений (исключая секретные сведения военного характера), утрату документов или изделий, содержащих такие сведения, а также за нарушение требований по обеспечению режима секретности и сохранению государственной тайны, по учету, хранению и использованию документов и изделий (при отсутствии признаков, указанных в предыдущем пункте), виновные лица привлекаются к строгой дисциплинарной или административной ответственности. Такие лица могут быть отстранены от секретных работ и документов, а должностные лица в случаях, когда в результате этого причинен существенный вред государственным или общественным интересам, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Глава 13. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.078 с.)