Методики преподавания иностранных языков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики преподавания иностранных языков



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа базового курса методики преподавания иностранных языков разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022600-Лингвистика и межкультурная коммуникация и предназначена для факультетов иностранных языков классических и педагогических вузов, а также для системы дополнительного и второго высшего образования. Основной задачей данного курса является подготовка студентов и слушателей к проведению первой педагогической практики и /или самостоятельной работе учителя иностранного языка не ниже 8 разряда по ЕТС (единой тарифной сетке).

Данный курс рассчитан на 72 часа аудиторной работы в форме лекций и семинарских занятий.

Курс лекций рассчитан на 36 часов аудиторных занятий (6 семестр) и определяется следующими целями и задачами.

Цель лекционного курса — ознакомить будущих преподавателей с основами теории и практики преподавания иностранных языков в системе непрерывного языкового образования.

 

Задачи лекционного курса:

1. Ознакомление студентов с основами формирования иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа урока /серии уроков по иностранному языку в свете современных требований; с критериями анализа современных отечественных и зарубежных УМК и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы и условия обучения иностранному языку в системе непрерывного языкового образования.

2. Сравнение различных подходов и методов преподавания иностранного языка как средства международного общения, принятых в отечественной и зарубежной практике.

3. Изучение вопросов, связанных с формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений, принятых в различных экзаменационных системах, а также с учетом современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в России.

 

Условием для реализации данных задач является обеспечение необходимого уровня профессионально-методической рефлексии на собственный опыт изучения иностранных языков, а также установление и реализация междисциплинарных связей с предметами языкового, психолого-педагогического и других циклов учебных дисциплин профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка.

 

Курс практических и семинарских занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 36 часов аудиторных занятий (8 семестр).

Цель курса – осуществить перенос полученных теоретических знаний на практику преподавания иностранного языка, подготовить студентов к самостоятельной работе учителя иностранного языка в системе непрерывного языкового образования.

 

Задачи курса семинарских занятий:

1. Закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях;

2. Осуществление переноса данных знаний на практику преподавания иностранного языка;

3. Формирование базовой профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции учителя/ преподавателя иностранного языка.

 

На занятиях моделируются типичные ситуации учебного общения, для чего используются видео фрагменты уроков опытных учителей и студентов-практикантов, а также ролевые ситуации проигрывания фрагментов уроков, разработанных студентами и слушателями, ориентированные на формирование или контроль языковых навыков и речевых умений. Особое значение отводится системе самостоятельной работы, взаимоконтролю и самоанализу, использованию профессиональной рефлексии, различных режимов работы: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной, что позволяет сделать занятия более эффективными и практико-ориентированными.

Использование балльно-рейтинговой системы контроля обеспечивает усиление уровня учебной автономии, активности каждого студента в процессе работы, а также прозрачность контроля и оценивания учебной деятельности по курсу, личной ответственности студентов за итоговый результат/ балл за каждый семестр.

Отбор тематики и проблематики курса осуществлялся на основе изучения реальных потребностей современного учителя иностранного языка, анализа анкетирования руководителей школ и методистов, учителей и студентов, прослушавших базовый курс методики обучения иностранному языку и прошедших педагогическую практику.

 

Тематический план

Название раздела/ темы. Количество часов
Всего Лекции Семинары
Раздел 1. Основные понятия и категории методики преподавания иностранного языка      
Тема 1. Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками     -
Тема 2. Цели и содержание обучения иностранным языкам в школе и вузе      
Тема 3. Принципы и средства обучения иностранным языкам, их классификация      
Раздел 2. Аспекты обучения иностранным языкам      
Тема 4. Фонетический аспект обучения иностранным языкам      
Тема 5. Лексический аспект обучения иностранным языкам      
Тема 6. Грамматический аспект обучения иностранным языкам      
Раздел 3. Обучение видам речевой деятельности      
Тема 7. Обучение аудированию      
Тема 8. Обучение чтению      
Тема 9. Обучение говорению      
Тема 10. Обучение письму      
Раздел 4. Урок иностранного языка      
Тема 11. Методическое содержание современного урока ИЯ, его основные черты и схема анализа. Тематическое и поурочное планирование. Роли учителя и ученика, различные модели их взаимодействия на уроке иностранного языка. Дисциплина на уроке. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем        
Раздел 5. Современные УМК по иностранному языку для школ и критерии их анализа      
Итого:      

Содержание курса

Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам

Тема 1. Иностранный язык как предмет обучения. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Способы обучения и способы учения. Методы и приемы обучения.

Тема 2.Цели обучения иностранным языкам, их определение и реализация в отечественных и зарубежных стандартах и программах. Содержание обучение ИЯ, его лингвистический, социокультурный, психологический и методологический компоненты.

Тема 3.Принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Дидактические и специфические методические принципы обучения иностранному языку. Средства обучения и их классификация.

Проверяемые знания

· В чем проявляется специфика иностранного языка как учебного предмета?

· С какими смежными науками взаимодействует методика обучения иностранным языкам, чем определяется данное взаимодействие?

· Как определяется комплекс целей обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методиках?

· Что входит в общеевропейское и отечественное понимание коммуникативной компетенции?

· Как соотносятся требования к формированию коммуникативной компетенции с различными компонентами содержания обучения иностранным языкам?

· Что отличает единицы языка от единиц речи?

· Что такое навыки и умения?

· Основные положения отечественных и зарубежных нормативных документов по обучению иностранным языкам в школе, отражение в них требований к Пороговому уровню владения иностранным языком.

· Основные дидактические и методические принципы обучения иностранным языкам.

· Компоненты современных отечественных и зарубежных УМК, типы учебных пособий/ материалов, используемых при обучении иностранному языку сегодня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.009 с.)