Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для всех специальностей:

 

Инструкции


 

  РАССМОТРЕНО цикловой комиссией гуманитарных и социально – экономических дисциплин   Председатель ЦК ______________ Е.В.Дербенева «____» _____________ 2010 г.   Методическим кабинетом Зав. методическим кабинетом ___________ А.И. Кокшова «____» _____________ 2010 г.   УТВЕРЖДАЮ   Зам. директора по УР ______________ Т.М. Дылдина   «____» _____________ 2010 г.  

 

Автор: Каракулин С.Ф. – преподаватель Лысьвенского политехнического колледжа

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки 4

2 Оценка опасности жидких радиоактивных отходов 8

3 Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной 12

4 Оценка устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов 14

5 Военная служба – особый вид государственной службы 17

6 Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих 19

7 Воинская дисциплина. Ее суть и значение 21

8 Первая помощь при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах 23

10 Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах и отравлениях 25


1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Военная служба – особый вид государственной службы

5.2Цель работы: Ознакомиться с правовыми актами, на которых основывается военная служба, с формами реализации военной службы, с некоторыми позитивными сторонами влияния военной деятельности народов на развитие их культуры

5.3 Методические указания: Рассмотреть правовые акты, на которых основывается военная служба и формы реализации военной службы.

5.4 Порядок выполнения работы:

Привести 2 – 3 примера памятников культурного наследия человечества, уничтоженных или утраченных в результате войн. Привести примеры технологий, разработанных для военного дела, а затем активно используемых в народном хозяйстве в период их разработки.

5.4.1 Ответить на вопросы:

1 Приведите главное определение войны как общественного влияния;

2 Что является источником войн?;

3 Приведите примеры наиболее разрушительных войн в истории Отечества;

4 Как оценивается опасность войны в настоящее время?;

5 В каком документе проводиться анализ источников военной опасности для России?;

6 Какие меры предусматривает этот документ по обеспечению военной безопасности РФ?;

7 В чем состоит отрицательное влияние войн на общество и культуру?;

8 Существуют ли положительные стороны влияния военной опасности на общество?

 

5.5 Рассмотреть правовые документы по основам военной службы:

- Конституцию РФ;

- ФЗ РФ «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»

- «Положение о прохождении военной службы» и другие нормативно – правовые акты.

5.5.1 Составить и заполнить таблицы.

Отметить знаком «+» те органы государственной власти и управления, в которых граждане РФ могут проходить военную службу.

Наименование органа государственной власти и управления Могут ли граждане РФ проходить в нем военную службу
   
   
   
   

5.5.2 Отметить знаком «+» нормативно _ правовые акты, устанавливающие и регламентирующие военную службу в РФ.

Наименование документа Устанавливает и регламентирует ли он военную службу в РФ
   
   
   
   
   
   

 

 

5.6 Контрольные вопросы:

1 Дайте определение военной службы.

2 Какие нормативно – правовые акты устанавливают в нашей стране воинскую обязанность?

3 В чем состоит военная служба?

4 В чем заключается военная служба?

5 В чем состоят особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной службы?

6 В каких органах власти и управления проходит гражданин России военную службу?

7 Когда начинается и заканчивается военная служба для гражданина РФ?

8 Назовите виды зачисления на военную службу и сроки службы при каждом виде зачисления.

9 Когда и как может быть и должен быть уволен военнослужащий?

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

6.1 Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих

 

6.1 Цель работы: Изучить обязанности и ее виды, юридическую ответственность военнослужащих

6.2 Методические указания:

1. Ознакомиться с основными обязанностями военнослужащих и с юридических ответственностью военнослужащих.

6.3 Порядок выполнения работы:

6.3.1 Ответить на вопросы:

1 Понятие альтернативной службы, т.е. ответить на вопрос: «Какого рода деятельностью является альтернативная гражданская служба?»

2 Скоки прохождения АГС?

3 Порядок направления на АГС?

4 Права и льготы граждан, призванных на АГС?

5 Обязанности граждан, призванных на АГС?

6.3.2 Изучить составляющие правового статуса военнослужащих, их обязанности и ответственность:

- Виды обязанностей, установленные для военнослужащих;

- В каком документе изложены обязанности военнослужащих?;

- Что такое юридическая ответственность?;

- Виды юридической ответственности;

- Какой документ устанавливает и регламентирует уголовную ответственность военнослужащих?

- В каком документе изложены основные положения дисциплинарной ответственности военнослужащих?

6.4 Тест:

Укажите правильные ответы:

В каких документах из перечисленных изложены общие обязанности военнослужащих, должностные обязанности, специальные обязанности?

 

- Конституция РФ;

- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

- ФЗ «Об обороне»

- ФЗ «О статусе военнослужащих;

- Положение о прохождении военной службы;

- Устав внутренней службы;

- Устав гарнизонной и караульной служб;

- Дисциплинарный устав.

 

6.5 Решить ситуационные задачи:

 

Задача 1. Часовой имеет право применять оружие на поражение в целом ряде случаев. В соответствии с какими обязанностями – общими, должностными или специальными он приобретает это право?

 

Задача 2. Начальник продовольственного склада прапорщик Шматко нарушил порядок учета продуктов питания на складе, в результате чего возникла недостача на сумму 1560 рублей 28 копеек. К какому (каким) видам ответственности имеет право командир части привлечь прапорщика Ш.?

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

7.1 Воинская дисциплина. Ее суть и значение

7.2 Цель работы: Изучить сущность дисциплины и ее требования, сущность

исполнительности. Ознакомиться с особенностями взаимоотношений в воинском коллективе

 

7.3 Методические указания:

Рассмотреть следующие вопросы:

1 Воинская дисциплина, ее сущность и требования.

2 Приказ командира – приказ Родины.

3 Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

 

7.4 Порядок выполнения работы:

 

7.4.1 Решить задачи:

 

Задача 1. В работе А.В Суворова «Наука побеждать» есть слова, характеризующие моральные качества разных категорий военнослужащих: «Солдату – храбрость, офицеру – доблесть, генералу – мужество». Поясните смысл, который вкладывал великий русский полководец в эти слова.

 

Задача 2. Рота выполняет стрельбы с боевой стрельбой на специально оборудованном полигоне Пулеметчик выполняет стрельбу по поднимающимся мишеням в движении По пути его следования установлены имитаторы взрывов мин, срабатывающие при приближении солдата, из динамиков раздается звук очередей и артиллерийской канонады, в траве извиваются муляжи змей. Что из происходящего на полигоне относится к боевой подготовке, а что – к психологической?

 

Задача 3. В коллективе 3-й роты неуставных взаимоотношений нет, но по результатам обследования полкового психолога готовы прийти на выручку товарищу в боевой обстановке – 23% солдат и сержантов, считают, что в бою главное – это выполнить задачу и уцелеть, а не помогать тем товарищам, кто растерялся и не справляется с возложенными обязанностями – 62%, не верят в то, что их выручат в случае, если они попадут в засаду или в окружение – 59%. Как обстоят дела в 3-й роте с уровнем морально-психологической готовности военнослужащих?

 

7.5 Ответьте на вопросы:

 

1 Что такое моральный дух и какие составляющие он включает в себя?

2 В чем состоит сущность морально-психологической готовности воина к бою?

3 Как вырабатывается эта готовность?

4 В чем сущность психологической подготовки военнослужащих?

5 Какие приемы и методы используются в психологической подготовке и чем они отличаются от приемов и методов, используемых в боевой подготовке?

6 Что является основой морали военнослужащего?

7 В каких документах изложены требования государства к моральным качествам военнослужащих?

 

7.6 Рассмотреть сущность и значение воинской дисциплины:

 

1 Что такое воинская дисциплина?

2 Что служит основой воинской дисциплины?

3 В каком документе изложены требования к воинской дисциплине?

4 В чем разница между понятиями «дисциплина и «дисциплинированность?

5 Какова, по вашему мнению, разница между воинской и трудовой дисциплиной?

6 Попробуйте сформулировать понятие приказа

7 От чьего имени командир отдает приказ?

 

7.7 Контрольные задания:

Тест:

 

1. В разные времена и в разных государствах армия комплектовалась по-разному. На чем, по-вашему, основывалась воинская дисциплина в:

 

А) Ополчении швейцарских кантонов времен борьбы Швейцарии за независимость от немецких и французских феодалов;

Б) Наемных частях европейских государей времен 30-летней войны;

В) Русской армии во времена императора Павла;

Г) Современной российской армии.

 

Решить ситуационные задачи:

 

Задача: Рядовой П., назначенный на должность командира отделения,

отдал приказ ефрейтору Сергееву, старшему стрелку того же отделения, заступить в наряд по столовой Ефрейтор С. обжаловал этот приказ у командира взвода, мотивируя тем, что он старше по званию и срок его службы больше, чем у рядового П. Прав ли ефрейтор С.?

 

Задача 2: Основываясь на реальных исторических фактах, составьте краткий дисциплинарный устав для армии Чингисхана.

 

Задача 3: Составьте «Наставление по дисциплине в войсках А.В. Суворова», основываясь на его «Науке побеждать».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для всех специальностей:

 

Инструкции


 

  РАССМОТРЕНО цикловой комиссией гуманитарных и социально – экономических дисциплин   Председатель ЦК ______________ Е.В.Дербенева «____» _____________ 2010 г.   Методическим кабинетом Зав. методическим кабинетом ___________ А.И. Кокшова «____» _____________ 2010 г.   УТВЕРЖДАЮ   Зам. директора по УР ______________ Т.М. Дылдина   «____» _____________ 2010 г.  

 

Автор: Каракулин С.Ф. – преподаватель Лысьвенского политехнического колледжа

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки 4

2 Оценка опасности жидких радиоактивных отходов 8

3 Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной 12

4 Оценка устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов 14

5 Военная служба – особый вид государственной службы 17

6 Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих 19

7 Воинская дисциплина. Ее суть и значение 21

8 Первая помощь при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах 23

10 Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах и отравлениях 25


1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки

 

1.2 Цель работы: овладение методикой расчета радиационной обстановки

 

1.3 Методические указания

При ядерном взрыве образуется большое количество радиоактивных веществ, заражающих местность, особенностью которых является то, что они не имеют цвета, запаха и других внешних признаков и люди получившие поражение не испытывают болевых ощущений. Обнаружить радиоактивные вещества можно только с помощью дозиметрических приборов. Характерной особенностью радиоактивного заражения является спад уровня радиации с течением времени, за счет непрерывного распада радиоактивных веществ

 

1.4 Порядок выполнения работы

1.4.1 Тест. Укажите правильный ответ

1. Проникающая радиация - это поражающий фактор...

а) стихийного бедствия б) ядерного взрыва в) катастрофы

2. Доза облучения - это параметр...

а) ударной волны

б) светового излучения

в) проникающей радиации

3. В каких условиях основной проникающий фактор, ударная волна, будет являться определяющим для поражения людей?

а) на открытой местности б) в лесу в) в зданиях г) в убежищах

1.4.2 Задача 1. Формированию ГО предстоит работать Т часов на радиоактивно зараженной местности. Определить дозу излучения, которую получит личный состав формирования при входе в зону через tH часов после аварии, если уровень радиации к этому времени составил Рн рад/час, а также допустимую продолжительность работы формирования?

Таблица 1.1

 

Наименование Варианты заданий
           
1. Время работы в радиоактивно зараженной местности Т, ч            
2. Время, прошедшее с момента аварии до начала облучения tH            
3. Уровень радиации при входе в зону заражения через tH часов Рн, рад/час            
4. Заданная (установленная) доза облучения DЗАД, рад.            

1.4.2.1 Время прошедшее с момента аварии до конца пребывания в зоне заражения, ч

1.4.2.2 Уровень радиации в конце пребывания в зоне заражения, рад/ч

где Кк, Кн - коэффициенты для перерасчета уровней радиации на различное время t после аварии (определить по таблице 1.2).

 

Таблица 1.2

tН КТ tH. ч КТ tH. ч КТ tH. ч КТ
0,5 1,32 4,5 0,545 8,5 0,427 16,0 0,33
1,0 1,00 5,0 0,525 9,0 0,417 20,0 0,303
1,5 0,85 5,5 0,508 9,5 0,408 1 сут 0,282
2,0 0,76 6,0 0,49 10,0 0,400 2 сут 0,213
2,5 0,70 6,5 0,474 10,5 0,309 3 сут 0,182
3,0 0,645 7,0 0,465 ПО 0,385 4 сут 0,165
3,5 0,61 7,5 0,447   0,377 5 сут 0,146
4,0 0,575 8,0 0,434 12,0 0,370 6 сут 0,137

 

1.4.2.3 Доза облучения формирования ГО, рад

1.4.2.4 Заключение о допустимости работы формирования ГО в зараженной местности

1.4.3 Задача 2. Оценить радиационную обстановку при проведении радиационного контроля.

В нормах радиационной безопасности НРБ-99 [1…3] установлены:

1) три категории облучаемых лиц:

Категория А - персонал (профессиональные работники)

Категория Б - профессиональные работники, не связанные с использованием источников ионизирующих излучений, но рабочие места которых расположены в зонах воздействия радиоактивных излучений

Категория В - население области, края, республики, страны.

2) три группы критических органов:

1-я группа - все тело, половые органы, костный мозг.

2-я группа - мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталик глаза и другие органы, за исключением тех, которые относятся к 1-й и 3-й группам.

3-я группа - кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, стопы.

3) основные дозовые пределы - предельно допустимые дозы (ПДД) облучения (для категорий А) и пределы дозы (ПД) (для категории Б) закалендарный год. ПДД и ПД измеряются в миллизивертах в год (мЗв/год). ПДД и ПД не включают в себя дозы естественного фона и дозы облучения, получаемые при медицинском обследовании и лечении.

1.4.3.1 В соответствии с категорией облучаемых лиц, группой критических органов и режимом работы определить основные дозовые пределы (ПДД и ПД).

Таблица 1.3 - Основные дозовые пределы, мЗв/год

 

Категория облучаемых лиц Группа критических органов
1-я 2-я 3-я
А      
В      

 

Примечание 1 Дозы облучения для персонала категории Б не должны превышать 1/4 значений для персонала категории А.

ППД - наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы облучения за календарный год, которое при равномерном воздействии в течении 50 лет не вызовет в состоянии здоровья персонала неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами.

ПД - основной дозовый предел, при котором равномерное облучение б течении 70 лет не вызывает изменений здоровья, обнаруживаемых современными методами

1.4.3.2 Определить максимальную эквивалентную дозу от излучения, мЗв/год H=D×k

где k -коэффициент качества излучения

D -поглощенная доза излучения

 

Таблица 1.4 - Коэффициент качества излучения

Вид излучения k
Рентгеновское и g -излучение  
Электроны и позитроны, b -излучение  
Протоны с энергией < 10 МэВ  
Нейтроны с энергией <0,02 МэВ  
Нейтроны с энергией < 0,1... 10 МэВ  
a -излучение с энергией < 10 МэВ  
Тяжелые ядра отдачи  

 

1.4.3.3 При проведении радиационного контроля и оценки соответствия параметров радиационной обстановки нормативам, должны соблюдаться следующие соотношения:

для категории А Н ≤ ПДД

для категории Б Н ≤ ПД

1.4.3.4 Заключение о соответствии радиационной обстановки нормам радиационной опасности.

 

1.5 Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется действие радиоактивного заражения на организм человека?

2. Способы защиты от действия радиоактивного заражения.

3. Особенности радиоактивного заражения местности.


Таблица 1.5 - Варианты заданий

Вариант     Категория облучаемых лиц     Обличение
Группа критических органов Вид излучения Поглощенная доза, мЗд/год
  А Все тело a -излучение с эн.< 10 МэВ  
  А То же То же  
  А щитовидная железе b -излучение  
  А Печень, почки Протоны с эн. <10 МэВ  
  А Легкие То же  
  А Голени, стопы Нейтроны с энергией -0,1.10 МэВ  
  А Кожный покров То же  
  Б Все тело g -излучение  
  А То же »  
  Б Все тело Рентгеновское излучение  
  А Органы пищеварения То же  
  А То же Нейтроны с эн. < 0,2 МэВ  
  А Легкие То же  
  А » »  
  А » »  
  А Все тело Нейтроны с энергией < 0,1…10 МэВ  
  А То же То же  
  А Костная ткань Протоны с эн. < 10 МэВ  
  А Мышцы То же  
  А Легкие b -излучение  
  А Кисти рук »  
  А Кожный покров a -излучение  
  А Печень, почки »  
  Б Все тело g -излучение  
  Б То же »  
  Б Все тело Нейтроны с эн. < 0,02 МэВ  
  Б Легкие То же  
  Б » »  
  Б Органы пищеварения Рентгеновское излучение  
  Б То же То же  

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.089 с.)